Статья Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями


Точильникова Надежда Давидовна
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа № 185
Северного окружного управления образования
г, Москвы
Развитие творческих навыков у детей с ограниченными возможностями
В жизни каждого человека бывают события, которые сначала кажутся проходящими, а потом понимаешь, что они были самыми знаковыми и судьбоносными. Так было и в моей жизни! Закончив школу, я поступила в музыкальное училище по классу вокала. Прошло 4 года и вот новые перспективы - консерватория, театр...Но.. все очень быстро изменилось - я уехала из своего родного Питера и вместо пения, стала преподавать музыку, а через 2 года. учась еще в институте, историю. Но вот тут и пригодились навыки, полученные в училище!
Учитель, я считаю, тот же артист! Только каждый день мы выходим на «сцену»и не всегда знаем, каким будет финал нашего выступления! Каждый день у нас новый спектакль, с новыми героями и новыми сюжетами! Наш зритель - наши ученики, как ни один из театральных критиков не оценивает так строго! И в наших руках превратить урок в яркий, запоминающийся спектакль. или же в нудную, неинтересную пьесу!
Мы вместе с моими учениками пишем сценарий нашего взаимодействия и понимания такого сложного предмета, как история! Я считаю, что нет истории «плохой »или «хорошей»=есть история Родины, страны! И я на своих уроках воспитываю чувство патриотизма, к сожалению, утратившего свою значимость за последние годы, гордость за страну в которой они живут!
Значимость истории и обществознания в формировании гражданских качеств личности всегда были актуальны. В последние годы наблюдается усиление внимания к преподаванию этих дисциплин в образовательных учреждениях со стороны государства. Активно обсуждаются вопросы не только учебно-методического обеспечения, но и содержательных аспектов преподавания предметов.
В своей работе я ориентируюсь на компетентностный подход., умение использовать ключевые компетентности
1.Политическими и социальными компетенциями,
2.Компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе:
3.Компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением,
Данная компетенция, по моему мнению, является одной из самых важных! Дети теряют желание и умение говорить, Электронные коммуникативные средства лишают общение красок и красоты. когда передача информации производится схематично,
4.Компетенциями, связанными с возникновением общества информации.
5.Компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь,
Что должны уметь молодые люди для того, чтобы овладеть, а затем и реализовать ключевые компетенции.
1.Изучать:уметь извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы;
2.Искать:запрашивать различные базы данных, консультироваться у эксперта;
3.Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту наших обществ, занимать позицию в дискуссиях и «выковывать» свое собственное мнение;
4.Сотрудничать:уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения; улаживать разногласия и конфликты;
5.Приниматься за дело нести ответственность; уметь организовывать свою работу;
6. Адаптироваться: показать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения.
Для реализации этих задач использую метод проектов, интегративных дней, уроки -дискуссии, уроки - игру. Причем формирование этих компетенций происходит не на одном. конкретном уроке по предмету, а на протяжении всего учебного процесса, И опять здесь не обойтись без творчества и эмоциональной окраски каждой работы, каждого проекта. Я считаю, что надо формировать именно эмоциональное восприятие своей деятельности и тогда ребенок сам вскоре сможет оценить ее как с точки зрения положительной, так и поиска своих ошибок!
Каждый ребенок одарен по своему! Я считаю, что нет не одаренных детей!
Но эту одаренность надо увидеть: кто-то лучше поет, кто-то лучше читает стихи, кто-то умеет писать рассказы и так далее! Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскомуавторитету. Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику увеличения количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Таким образом, надо ставить задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем»учителе.
Нельзя «обрывать»детям крылья!! Просто надо потратить на них даже не время, а именно - свое внимание. Иногда ребятам надо просто поговорить с кем-то, поделиться своими переживаниями, а родители постоянно спешат и заняты часто бытовой стороной жизни!! Часто мои уроки превращаются в «полит, беседы»»-так называют их мои ребята! Я просто стараюсь им объяснить обычные жизненные принципы:в прямом смысле «что такое хорошо, а что такое - плохо»!Ребята .к сожалению, часто не могут сориентироваться в таком сложном и противоречивом мире! И найти ответы им бывает просто негде!! Задача каждого педагога постараться объяснить ребенку что и как не с позиции - я тебя старше, я все знаю ,а именно с позиции понимания его и именно на его, пусть не всегда высоком, даже иногда и примитивном уровне, смоделировать ситуацию и попытаться вместе с ребенком найти выход! Именно взаимодействие педагога и ученика и способствует социализации личности, овладением такого необходимого жизненного опыта! Знания должны быть прикладными, я в этом убеждена.
Часто «случайные» люди в профессии навсегда отбивают желание учиться овладевать знаниями, Согласитесь, когда ребенок все время получает «2» независимо от качества выполненной работы, просто по определению, что он двоечник. Учителя часто с каким-то удовольствием придираются к выполнению работы, чтобы поставить оценку пониже. Будет такой ребенок учиться - да никогда! А еще и детям своим привьет убеждение, что школа-это зло!!! Поэтому нельзя «вешать» ярлыки на детей!
Когда я училась в школе, у нас была учительница русского языка и литературы Ирина Вильевна! Вот у кого был личностно-ориентированный подход, еще тогда более 25 лет назад(и слов - то таких не знали!!) К тем, кто учился на хорошо и отлично, у нее были свои требования, достаточно высокие(наши «звезды»потом без труда поступили в Санкт-Петербургский государственный университет),кто послабее, к тому и требования были пониже, а уж «троечникам»за каждую их удачу хвала звучала на уроке, при всех! И каждый знал, что сделав хорошо, ты не только поднимешь собственную самооценку. но и оценку в глазах ребят!! А мы к сожалению, часто просто забываем сказать: «Молодец!! Ты можешь!! Пробуй!!!».
Честно говоря, я в школе училась далеко не на отлично и даже не на хорошо!! Так средне! Но при этом о школе я всегда вспоминаю только хорошее!! Потому что в школе раскрыли мои творческие способности!! И сегодня передо мной, как перед педагогом, стоит задача постараться раскрыть в ребенке его индивидуальность - его неповторимость и уникальность!
Я учитель любимый и любящий. И верю, кем бы не стали мои ученики, они будут
добрыми, надежными людьми
«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться.
И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок
для них примером Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.