Технологической карты урока по информатике на тему В мире кодов. Способы кодирования информации


Разработка технологической карты урока
по информатике в 5 классе
Выполнила: Нарышкина С. О.
МОБУ СОШ № 7 г. Тында Амурская область
Тема урока В мире кодов. Способы кодирования информации
Цель темы Научить различным способам кодирования и декодирования информации.
Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Основные понятия, изучаемые на уроке Код, кодирование
Формы работы Фронтальная, групповая
индивидуальная
Используемые на уроке средства ИКТ Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютеры, подключенные к сети Интернет
Аппаратное и программное
обеспечение мультимедийный проектор, экран;
Microsoft Office PowerPoint 2013.
Образовательные Интернет-ресурсы Единая коллекция ЦОР (http://sc.edu.ru/): электронное приложение к учебникам (http://metodist.lbz.ru): презентация «Кодирование информации», видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине ―Информатика
Этап урока Время Цель урока Основной вид учебной деятельности Методы обучения Основные виды деятельности учителя Формы организации деятельности учащихся
Организационный момент 3 мин. Мотивационный настрой на восприятие информации и способов деятельности. Мотивационный настрой на восприятие информации и способов деятельности. Приветствие Приветствие, проверяют свою готовность
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала 6 мин. Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Фронтальная
Единая коллекция ЦОР (http://sc.edu.ru/): электронное приложение к учебникам (http://metodist.lbz.ru): презентация «Кодирование информации», видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине ―Информатика «Я рада вас сегодня видеть! Поднимите руки вверх и почувствуйте свою уникальность, необычность, талантливость, отпустите руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете. Как светло стало вокруг от ваших улыбок! И теперь с позитивным настроем, посмотрим видеоролик»
После того как вы просмотрели ролик, ответьте мне на вопрос, а какие ассоциации у вас вызывает этот ролик?
От куда мы получаем информацию?
На прошлом уроке мы затронули тему кода и кодирования.
А что такое код и кодирование?
Где используются коды в нашей жизни?
Учащиеся просматривают видеоролик
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают по теме, делают выводы.
Из окружающего мира, она поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, значки, символы, жесты и движения.
Учащиеся отвечают. Что такое код и кодирование
Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока
15 мин. Сформировать представление о различных способах кодирования информации
Фронтальная, коллективная. Наглядный метод обучения: демонстрация презентации «Кодирование информации» Да действительно, код играет большую роль в нашей жизни
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды.
А сейчас с вами совершим небольшое путешествие по океану Информатика (презентация). Это будет не просто путешествие, это будет регата. А что такое Регата? Регата – это соревнование яхт. Наша главная цель – достичь острова, а какого острова, мы это узнаем в конце урока. Обратите внимание на карту нашего путешествия. Чтобы попасть на остров нам нужно преодолеть 3 рифа: Какие рифы?
Регата начинается. Учитель включает звуковой файл. Звучит рында (корабельный колокол)
На каждом острове нам нужно выполнять определённое задание, за каждое правильное задание вы получаете награду 3 буквы, чтобы составит в конце нашего путешествия слово. У каждого на столах есть инструкция по выполнению заданий. Как вы видите 1 задание у всех одинаковое – это поиск информации о способах кодирования информации. Команды должны взять инструкцию и найти информацию в сети Интернет и заполнить рабочий лист.
1 команда – Семафорная Азбука
3 команда – флажковая азбука
Азбука Морзе
2 команда –
На выполнение этого задания вам отводиться 5 минут
Команда победитель получает 3 буквы
Ученики перечисляют рифы: Азбука Морзе;
Семафорная азбука;
Флажковая азбука
Учащиеся выполняют задания, заполняют рабочие листы .Защита рабочих листов.
Физ. минутка 4 мин. Фронтальная А как вы думаете жесты это тоже определённые коды?
Древний Рим, император, оставлять в живых гладиатора или нет (большой палец вверх или вниз)
Здороваться - пожимаем руки; китайцы пожимали руками сами себе (сейчас делают артисты)
Египтяне прикладывали ладонь ко лбу (сейчас военные)
Восхищение: хлопаем в ладоши; испанцы и мексиканцы подносят к губам сжатые пальцы и воспроизводят звук поцелуя; бразильцы держаться за мочку уха.
Международный жест: поднятая рука (обратить внимание, ответить на вопрос)
Помахать на прощание, а у латиноамериканцев этот жест – приглашение. Высунуть язык – оскорбление, а в Тибете - будь спокоен, я не замышляю ничего против тебя.
Учащиеся выполняют жестами.
Первичное закрепление знаний 10 мин. Выявить уровень понимания нового материала Групповая Ребята пока мы с вами отдыхали, пришло сообщение с острова, закодированное с помощью Семафорной азбуке. Необходимо быстро раскодировать слова.
(Команда победитель получает 3 буквы)
Ребята, каждая команда получила срочную телефонограмму, зашифрованную с помощью азбуке Морзе. Эти сообщения вам необходимо расшифровать.
Первая команда получила сообщение – «Надвигается шторм», вторая – «счастливого плавания», а третья – «седьмая школа» (Команда победитель получает 3 буквы)
Наша Регата подходит к концу. На наших кораблях торжественно подняты флаги. Что же там зашифровали?
«Только смелым покоряются моря»
Учитель наблюдает за работой учащихся.
Ребята у ваших команд есть по 3 буквы, которые вы получили, давайте вместе составим слово, которое получилось. Это слова ИФОРМАЦИЯ, это не просто слово, это остров, на который мы свами приплыли. Это не просто остров, а остров с кладом (шоколад каждому учащему).
Выполняют задания
Дети дружно отвечают.
Составляют слово
Домашнее задание 2 мин. Это не просто клад вы получили, а с домашним заданием (на каждой шоколадке приклеено задание).