Программа комплексной психолого-социально-педагогической поддержки учащейся 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Баус Елена Андреевна
(МБОУ «Первомайская сош» с. Первомайское,
Боградский район, Республика Хакасия)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа комплексной психолого-социально-педагогической поддержки
для учащейся 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»







2014 год

Оглавление
Введение...
3

Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата..
5

1.2 Особые образовательные потребности учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата..
6

Глава II. Программа комплексной психолого-социально-педагогической поддержки учащейся 3 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающейся на дому..
8

Заключение..
17

Список использованной литературы.
18


















ВВЕДЕНИЕ
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата.
При всем разнообразии врожденных, рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект. Что, в свою очередь, не позволяет некоторым детям посещать школу.
Наличие болезни создаёт особую ситуацию развития личности, так как у человека, ставшего инвалидом, изменяются условия существования, а отсюда – качество и стиль жизни (Р.М. Войтенко, И.Ю. Левченко, Н.Б. Шабалина и др.). Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. В результате у ребёнка-инвалида формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив. Часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность в сочетании с заниженной самооценкой, приводит к формированию комплекса неполноценности.
Всё выше перечисленное приводит к пониманию, того, что необходимо совершенствовать организацию психолого-педагогической поддержки детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Проблема психолого-педагогического сопровождения является актуальной и для нашей школы. Ученица 3 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата обучается по общеобразовательной программе на дому.
Цель исследования: разработка программы психолого-педагогической поддержки учащейся 3 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающейся на дому по общеобразовательной программе.
Задачи:
- проанализировать литературу по обозначенной проблеме;
- изучить рекомендации индивидуальной программы реабилитации ребёнка (ИПР);
- описать направления и содержание психолого-педагогической поддержки ребёнка.
Методы: - изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- психолого – педагогический анализ проблемы.
Практическая значимость данной программы в том, что разработана модель сопровождения ребёнка-инвалида, обучающегося на дому. Отобранные организационно-педагогические компоненты психолого-педагогического сопровождения могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.
Планируемые результаты. В качестве результатов внедрения программы могут рассматриваться:
- успешное освоение основной образовательной программы.
- создание необходимых условий для развития универсальных учебных действий в соответствии с требованием Федерального государственного стандарта образования в начальной школе;
- овладение ребёнком навыков коммуникации;
- дифференциация и осмысление ребёнком картины мира и ее временно-
пространственной организации;
- осмысление ребёнком своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.




Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Термин «Нарушение опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющий генез органического и периферического типа. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут носить как врождённый, так и приобретённый характер.
В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА можно разделить на 2 категории, нуждающихся в различных вариантах коррекционно-развивающей работы в условиях образовательного пространства.
К первой категории относятся (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). В условиях специальной образовательной организации многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.
Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным нарушением ОДА не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего двигательного режима.



1.2. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности. Под особыми образовательными потребностями детей с нарушением опорно-двигательного аппарата понимается совокупность медико-психолог-педагогических мероприятий, учитывающих особенности развития этих детей на разных возрастных этапах и направленных на их адаптацию в образовательное пространство.
Особые образовательные потребности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а так же спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находя своё отражение в структуре и содержании образования. На ряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
- потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка, с учетом особенностей психофизического развития;
- потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских
рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
- потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
- потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
- потребность в предоставлении услуг тьютора;
- потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
- потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
- потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
Эти образовательные потребности имеют особенности проявления на разных возрастных этапах. А также двигательной патологии или её усложнённости недостатками сенсомоторной, речевой или познавательно деятельности.




















Глава II. Программа психолого-педагогической поддержки учащейся 3 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающейся на дому.
Модель психолого-педагогической поддержки 3 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающейся на дому реализуется через Индивидуальную программу реабилитации. Структура программы соответствует структуре ИПР и имеет следующие разделы:
- социально-педагогическая реабилитация;
- социально-психологическая реабилитация;
- социально-культурная реабилитация.
Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается и
реализуется специалистами психолого-педагогического сопровождения и классным руководителем в рамках деятельности школьного-психолого-педагогического консилиума.
Направления работы специалистов по реализации программы:
- социально-личностное развитие;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие речи и коррекция речевых нарушений;
- эстетическое и творческое развитие.
Эти направления работ предполагают необходимость сочетания индивидуальных и групповых форм работы с ребёнком; консультирование и информирование родителей по проблеме воспитания и обучения.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение учащейся в соответствии с рекомендациями ИПР.
Задачи:
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь с учетом рекомендаций ИПР;
- обеспечить развитие интеллектуальных и творческих способностей учащейся;
- оказывать консультативную помощь родителям учащейся по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам;
- создание условий для социализации ребёнка.
Программа рассчитана на 2014-2015 учебный год.
Методы и приемы: диагностические методики, в том числе проективные методики рисуночного и вербального типов, релаксационные методы, телесно - ориентированные техники, беседа, игровые методы.
Предполагаемые результаты: снятие тревожности, развитие навыков конструктивного взаимодействия, психологической готовности к сотрудничеству, адекватное оценивание своих личностных особенностей, повышение уровня развития познавательных процессов, проявление положительной мотивации и познавательного интереса к учёбе, слушать и понимать других, высказывать своё мнение, выполнение творческих работ.

Социально-педагогическая реабилитация
Рекомендации ИПР: консультирование по социально-педагогической реабилитации
Перечень мероприятий реабилитации
Срок проведения мероприятий социальной реабилитации
Исполнитель выполнения мероприятий социальной реабилитации

1. Выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ.
Первичное, промежуточное, итоговое
Учитель-логопед

2. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда (реализация коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта).
В течение года
Учитель-логопед

3. Диагностическая, консультативная работа социального педагога (с целью выявления и нейтрализации проблем социализации и воспитания ребёнка)
В течение года
Социальный педагог

3. Коррекционная работа социального педагога с ребёнком.
Занятия по курсу «Мир, в котором я живу».
1 раз в месяц
Социальный педагог

4.Переписка ребят класса с одноклассницей, обучающейся на дому.
В течение года
Классный руководитель

5. Посещение одноклассницы ребятами класса для знакомства и общения
В течение года
Классный руководитель


Социально-психологическая реабилитация
Рекомендации ИПР: Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребёнок инвалид: другие навыки, несформированных высших психологических функций. Тренинг уверенности в себе.
Перечень мероприятий реабилитации
Срок проведения мероприятий социальной реабилитации
Исполнитель выполнения мероприятий социальной реабилитации
Отметка о выполнении
или невыполнении (указать причину)

1. Диагностика
Познавательная сфера
октябрь, апрель







Педагог-психолог










Эмоционально-волевая сфера
Январь




Сформирован-ность УУД
Февраль-апрель



2. Коррекционно-развивающая работа
Коррекция тревожности
(индивидуальные коррекционные занятия).
Развитие универсальных учебных действий
Октябрь-декабрь




Февраль- апрель



3. Консультирование педагогов
По результатам диагностики, по запросу
В течение года



4. Консультирование родителей
По результатам диагностики, по запросу
В течение года




Социально-культурная реабилитация
Рекомендации ИПР: консультирование по социально культурной реабилитации
Перечень мероприятий реабилитации
Срок проведения мероприятий социальной реабилитации
Исполнитель выполнения мероприятий социальной реабилитации
Отметка о выполнении
или невыполнении (указать причину)

1. Участие в выставке ДПИ
Февраль-март
Педагог-предметник


2. Участие в интернет-олимпиадах, дистанционных олимпиадах.
В течение года



3. Участие в общешкольных, классных мероприятиях.
В течение года
Классный руководитель


4. Участие в конкурсах художественно-эстетической направленности.
В течение года
Классный руководитель, педагог-предметник


Образование – одно из условий социализации ребёнка. На современном этапе успешное обучение в школе зависит от уровня развития универсальных учебных действий. Так в работе с ребёнком педагог-психолог использует коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных УУД.
При формировании познавательных УУД происходит и развитие коммунникативных, регулятивных и личностных УУД, так как существует взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов УУД. (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) .
Познавательные действия составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение ребенка.
Программа развития познавательных универсальных действий разработана на основе требований ФГОС и Образовательной программы школы.
Программа рассчитана на 17 часов (2 раза в неделю). Продолжительность занятий 30мин.
Цель: создание условий для развития логических учебных действий.
Задачи: - развивать операции мышления;
- развивать умение работать по инструкции;
- создать условия для оценки учащимися своих результатов на занятии.
Содержание занятий включает в себя упражнения, направленные на развитие мыслительной деятельности; на развитие внимания; развитие памяти; развитие мелкой моторики; развитие воображения и восприятия; развитие пространственных представлений.
Планируемые результаты:
1. Правильно анализировать образец и правило и копировать его без ошибок.
2. Верно выполнять словесные указания взрослого.
3. При выполнении заданий уметь оперировать смыслом, применять ассоциации, выделять закономерности, уметь сравнивать.
Этапы реализации программы

Этап
Сроки

1
Организационный
(проведение входящей диагностики)
2 недели

2
Основной
(проведение развивающих занятий)
В течение 2х месяцев

3
Обобщающий
(итоговая диагностика)
2 недели

Условия реализации программы.
Занятия могут проходить на дому. Для учащейся готовятся индивидуальные бланки с заданиями, цветные карандаши.
В целях выполнения рекомендаций ИПР и содействия развитию регулятивных и личностных УУД составлена рабочая программа занятий снятия тревожности и повышения уверенности в себе.
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий снятия тревожности для учащейся 3А класса составлена на основании закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), на основе рекомендаций ИПР ребёнка, на основе пособий Захарова А.И, Панфиловой М.А.
Цель: снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе.
Задачи: повышать самооценку, обучать умению снижать мышечное напряжение, развивать навыки совместной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю). Продолжительность занятий 30-40 минут.
Методы и приемы: диагностические методики, проективные методики рисуночного и вербального типов, релаксационные методы, телесно - ориентированные техники.
Предполагаемые результаты: Снятие тревожности, развитие навыков конструктивного взаимодействия, психологической готовности к сотрудничеству, адекватное оценивание своих личностных особенностей.
Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год
№п/п
Тема
Дата прове-дения
Средства обучения
Виды деятельности
Контроль

1
Избавляемся от страха

Методика «Домики страхов»,
Игра
Рисование страха, выполнение игрового задания
Наблюдение, обратная связь

2
Моё настроение

Методика «Дерево», сказкотерапия, упражнение
Рисование, сочинение сказки, выполнение упражнения «Моя вселенная»
Наблюдение, обратная связь

3
Вот какая Я

Упражнения
Выполнение упражнений, рисование
Наблюдение, обратная связь

4
Кто-я?
Какой-я?

Упражнения
Выполнение упражнений, рисование автопортрета
Наблюдение, обратная связь

5
Что же самое главное?

Упражнение, рисование
Выполнение упражнения «Самое-самое», рисование «Я в будущем»
Наблюдение, обратная связь

6
Общение без слов

Упражнения психогимнасти-ки
Выполнение упражнений
Наблюдение, обратная связь

7
Учимся переживать

Игра, упражнение
Участие в игре
Наблюдение, обратная связь

8
Что я знаю о себе?

Упражнение,
незаконченные предложения
Выполнение упражнения, дописать предложение
Наблюдение, обратная связь

9
Три я

Рисование, упражнения
Выполнение упражнения, рисование своих трёх я
Наблюдение, обратная связь

10
Мои лучшие качества

Упражнения. Таблица-образец
Выполнение упражнений, заполнение таблицы
Наблюдение, обратная связь



Заключение
Программа комплексной психолого-социально-педагогической поддержки разработана для учащейся 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающейся на дому. В процессе разработки была проанализирована литература по обозначенной проблеме; изучены рекомендации индивидуальной программы реабилитации ребёнка (ИПР). В программе описаны направления и содержание психолого- социально-педагогической поддержки ребёнка. Данная программа позволит организовать комплексное сопровождение ребёнка.





















Список использованной литературы
1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975. 302с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Неретина Татьяна Геннадьевна Программа коррекционной работы школы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Организация специальных образовательных условий для детей
с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехи)
на. М.: МГППУ, 2012. 92 с.
5. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 64 с.
6. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715




15