программа сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата















Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Автор Близниченко Елена Алексеевна
МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.
























Пояснительная записка
Данная программа индивидуального сопровождения разработана для учащегося 7 класса МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2» имени Героя Советского Союза Швеца В.В., имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и направлена оказание помощи в освоении основной образовательной программы основного общего образования и содействию в максимально эффективной социализации. Особое внимание в программе уделяется формированию личностных образовательных результатов, которые должны быть представлены тремя видами личностных универсальных действий:
самоопределением – формированием социальной гражданской идентичности, Я-концепции и самооценки;
смыслообразованием – установлением смысла обучения и мотивации учебной деятельности
морально-этической ориентации – выделением нравственного аспекта события поведения – как своего собственного так и других людей, соотнесением поступка с принятыми этическими нормами и принципами, осуществлением выбора в моральной дилемме.
Цели программы:
Уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;
Повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;
Осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.
Задачи:
Подготовить учащегося к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых
Научить анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным обстоятельствам
Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны
Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания
Программа может реализовываться в рамках элективного курса или в рамках дополнительного образования.
Научные, методологические и методические основания программы
Программа реализуется в рамках комплексного сопровождения подростка как часть учебной программы в образовательном процессе и базируется на основных принципах гуманистической психологии:
принципе развития, который означает, что человек постоянно стремится к самосовершенствованию, благодаря наличию врожденной потребности – стремление к самоактуализации, желания осуществлять непрерывное развитие;
принципе целостности, позволяющем рассматривать личность как открытую систему, направленную на реализацию своих потенциалов;
принципе гуманности, означающем что человек по своей природе добр и свободен и только обстоятельства препятствующие его самораскрытию делают его отчужденным и агрессивным;
принципе активности, позволяющем принять подростка как самостоятельно мыслящего и действующего человека, в жизни которого другой человек может играть роль поддерживающего, принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
Программа состоит из 3 модулей блоков, рассматривающих важные стороны становления личности подростка.


Первый модуль представляет собой групповые занятия с классом, в котором обучается подросток и направлены в основном на формирование навыков социализации, собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Второй модуль представляет собой индивидуальные занятия с подростком с использованием возможностей сенсорной комнаты и направлены на снятие психоэмоционального напряжения, обучение способам релаксации и владения своим телом.
Третий модуль – занятия с привлечением родителей подростка, актуализацию ценности семьи и поддержки со стороны близких людей.

Календарно-тематическое планирование с дидактическими разделами


Модуль. Раздел. Тема.
Часы



теория
практика

Модуль «Три «С» в жизни личности»
Раздел 1 «Самопознание»

1
2
3
4

1
Что такое самопознание?
1


2
Кто я? Какой я?
0,5
0,5

3
Моя жизненная лестница.
0,5
0,5

4
Я познаю себя, Я познаю других, Я сам изменяюсь.

1

Раздел 2 «Саморазвитие»

5
Мои жизненные интересы и пути их реализации
1


6
Организация и планирование своей жизнедеятельности. Роль волевых качеств человека в его жизни.

1

7
Как научиться жить в оптимальном режиме?
1


8
Можно ли научиться управлять собой

1

9
Отрицательное и положительное самовнушение
0,5
0,5

Раздел 3 «Самовоспитание личности»

10
Сущность самовоспитания и его результаты
1


11
Самовоспитание и достижение жизненных целей
1


12
Направленность человеческой личности

1

13
Сила характера. От чего она зависит?



14
Самооценка и ее роль в самовоспитании.

1

15
Поведение и культура


0,5
0,5

Модуль 2 «Дано мне тело, что мне делать с ним»
Раздел «Занятия с использованием возможностей сенсорной комнаты»

16
Межполушарное взаимодействие

1

17
Развитие координации движения

1

18
Рисование на песке

1

19
Избавление от усталости, тревог, напряжения

1

20
Саморегуляция с помощью дыхательной гимнастики

1

Модуль 3 «Я и моя семья»
Раздел «Как быть с семьей?»

21
Зачем нужна семья?
1


22
Рисуем семью

1

23
О тех с кем я делю любовь моих близких
1


24
Я в мире людей. Люди, которые рядом
1


25
Одиночество – одна из причин жизненных затруднений. Обсуждение притчи Одиночество и Печали

1

26
Помощь семьи в преодолении жизненных трудностей
0,5
0,5

27
Воспоминания моего детства

1

28
Благодарная память семьи

1

Раздел «Традиции моей семьи»

28
Обсуждение притчи «Заплачено сполна»

1

29
Род. Культура.
1


30
Дни рождения

1

31
Генеалогическое древо моей семьи

1

32
Семейные фотографии

1

33
Приемы поиска семейной поддержки

1

34
Я люблю тебя за то

1

35
Семейные фотографии

1

Итого
11,5
23,5


В процессе реализации программы используются групповые занятия (модуль 1), включающие разнообразные формы организации и методы обучения:
- развивающая психологическая диагностика – предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность:
1. получения учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии ( диагностические методические процедуры);
2. развития этих психологических качеств.
Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования образа «Я», органически соотносясь с содержанием изучаемого материала;
- традиционные методы – одним из наиболее широко применяемых в преподавании курса является беседа. Она позволяет при изложении опираться на личный опыт учащегося, может сочетаться с рассказом, объяснением.
Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, психологическими понятиями.
- информационно-поисковые методы – проблемное изложение, учебный диспут , организация исследовательской деятельности все эти формы работы способствуют развитию умения видеть проблему в целом, открывают широкие возможности для активного познавательного поиска, способствуют формированию познавательной активности учащихся.
Индивидуальные занятия (модуль 2), которые включают
-дыхательную гимнастику , направленную на развитие  дыхательной системы ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
-кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, которые способствуют повышению стрессоустойчивости организма, синхронизируют работу полушарий.
- элементы арт-терапии (рисование на песке), позволяющие снять эмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику руки и координацию движений.
Совместные занятия с родителями (модуль 3), которые включают
- коммуникативные упражнения, обеспечивающие совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач
- сказкотерапию, направление практической психологии, использующее ресурсы сказки или сказочной истории для: воспитания, образования, развития личности.
Планируемые результаты
Развитие толерантного отношения к окружающим, осознание своих индивидуальных особенностей и особенностей окружающих людей, рассматривать людей с позиции прогноза развития личности;
Улучшение психологического климата в классе, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
Развитие саморегуляции поведения подростка, овладение способами снятия психологического и физического напряжения;
Укрепление семейных отношений, актуализация роли семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ.
Перечень учебно-методического обеспечения
Печатные пособия
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6-11 класс. Москва ВАКО 2008 г.
Сирота Н.А. Воробьева Т.В. Ладья программа первичной профилактики рискованного поведения подростка Санкт-Петербург 2010г.
Диагностические методики
Тест Куна Кто я? Тес двадцати высказываний (модификация Т.В. Румянцевой)
Социометрия (модифицированный вариант М. Битянова)
Анкета «Уровень сформированности толерантности у школьников
Цветовой тест М. Люшер
Тест опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин
Оборудование сенсорной комнаты
Кресло «Груша»
Зеркала
Фибероптическое волокно
Магнитофон
Диски с записью релаксационной музыки
Световой стол для рисования песком
Светящийся Чудо-шар
Лампа «Вулкан»
Проектор «Жар-птица»

Литература
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6-11 класс/ Н.И. Дереклеева – Москва: Из-во ВАКО – 2008 – 122 с
Сирота Н.А. Ладья/ Н.А. Сирота, Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская, Е.Е. Рыдалевская – СПб 2010
Битянова М. Как измерить отношения в классе /М. Битянова – М: ООО «Чистые пруды» 2005 – 32 с.
Люшер Макс Цветовой тест Люшера/ Макс Люшер – Из-во Эксмо 2005
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Очарова – Москва – Из-во «Просвещение» -1996 - 352 с


Я и моя семья
Разделы:
Как быть с семьей
Традиции моей семьи

Дано мне тело, что мне делать с ним
Раздел:
Занятия с использованием сенсорной комнаты


Три «С» в жизни личности
Разделы:
Самопознание
Саморазвитие
Самовоспитание

Модули и дидактические разделы



Чђ Заголовок 2лђ Заголовок 315