Конспект открытого занятия Возникновение шариковой ручки


МКОУ «Хулхутинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности
«Хочу знать»
«История шариковой ручки»

Разработала :
Учитель начальных классов
Аршиева Раиса Манджиевна
2016г
72390346710Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Хочу знать»
«История шариковой ручки»
2 класс
Цели: Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Познавательная : познакомить детей с историей возникновения шариковой ручки;
развивать внимание, логическое, а также творческое мышление, воображение, фантазию, память.
Личностная : воспитывать бережное отношение к вещам;
Коммуникативная : выполнение различных ролей в группах.
Учитывание разных мнений.
Оборудование
У учителя — таблица «Найти закономерность», распечатка задания с пословицами (для каждой пары); у учащихся — тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Ход занятия
Введение в тему
Учитель. Сегодня разговор пойдет о предмете, который есть в каждом доме, он является нашим верным помощником.
Стержень с шариком берем
И в футляр его кладем —
К письму готова штучка.
Это —... (авторучка).
Слово учителя. «Из истории возникновения шариковой ручки»
Учитель. Вам, наверно, известно, что до появления шариковой авторучки люди писали (а некоторые и сейчас пишут) перьевыми ручками. Даже когда появилось это новшество — шариковая ручка, первоклассникам в наших школах не разрешалось ими пользоваться. Считалось, что они портят почерк. Вот и мучились бедные дети, окуная перо в чернила:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
С. Михалков
И все же, несмотря ни на что, шариковая ручка прочно вошла в нашу жизнь. Впервые в нашей стране она появилась в 60-х годах XX века и верно служит нам уже около полувека. А самая первая шариковая ручка появилась еще раньше — в 1938 году. Имя ее изобретателя — .... Расшифруйте его сами. (Запись на доске.)

Ответ. Ласло Биро.
Учитель. Венгерский журналист Биро в силу своей профессии часто бывал в типографиях, где однажды обратил внимание на практически мгновенное высыхание газеты после ее печати. Это натолкнуло его на мысль о том, что можно создать ручку, в которой будет использоваться похожий — густой — красящий состав. На помощь журналисту пришел его брат, химик по образованию. В новом изобретении был применен вращающийся шарик, который обеспечивал непрерывную подачу красящей пасты. Так родилась шариковая ручка. Ее массовый выпуск для военных летчиков был налажен в 1943 году. Почему именно для летчиков? Потому что, в отличие от чернильной, она не «текла» на высоте, так как на нее не действовало атмосферное давление, и была безотказной при записях наблюдений в кабине самолета. После второй мировой войны такие ручки стали очень модными. А военное ведомство США решило снабдить ручками Биро всех своих летчиков.
Кстати, расшифруйте, как по-другому стали называть это изобретение — ручку Биро. (Запись на доске).

Ответ. Самописка. (Читаем строчками.) Авторучка. (Читаем столбцами.)
Учитель. Шариковой ручкой всерьез заинтересовались американцы. Ласло Биро продал им свои права на нее, и вскоре, благодаря американской хватке, весь мир перешел на шариковые ручки, считая их чисто американским изобретением.
Самый пишущий народ — школьники и студенты. Подсчитано, что в год одному школьнику в среднем требуется 3 шариковые ручки и 12 запасных стержней. А студенту — 2 ручки и 24 стержня.
Сейчас существует огромное разнообразие шариковых ручек. Большинство из них — пластмассовые, они самые дешевые, и их не жалко выбросить в случае поломки. И все же к вещам нужно относиться бережно, как к своим друзьям. Ведь авторучка, как правило, служит нам долго и верно, но длина ее жизни во многом зависит от нас, от нашего к ней отношения. Помните об этом!
Из чего еще изготавливают ручки? (Ответы детей.)
Творческие задания
1. А теперь предлагаю вам нарисовать шариковую ручку, но не ту, которой мы обычно пишем каждый день, а подарочный вариант — либо необыкновенно красивую, либо невероятно практичную, например, с электронными часами,' будильником или микро-калькулятором и т. д.
Дети рисуют, разукрашивают. Обмен впечатлениями.
Кому вы хотели бы подарить такую ручку? Почему именно этому человеку? (Отклик детей.)
2. А сейчас посмотрите свежим взглядом на ручку, которой вы сейчас пишете, на эту неустанную труженицу, которая ежедневно трудится уже, возможно, несколько месяцев, а может быть, и лет. Как вы думаете, о чем она может мечтать? (Ответы детей.)
3. Пофантазируем. Игра «Что было бы, если бы...»:
♦ ручка отказалась писать «нехорошие» слова?
♦ ручка научилась танцевать?
♦ ручка могла петь?
♦ ручка сама исправляла ошибки?
♦ ручка заправлялась не чернилами, а черничным джемом?
♦ ручку сделали из карамели?
4. Найдите закономерность в расположении ручек.

5. О письме и о средствах письма в народе существует множество пословиц. Вот некоторые из них. Вы их прочтете, соединив по смыслу начало и конец.
Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка, после чего дети сдают учителю выполненное на распечатках задание.
Не ручка пишет,             да смысл прямой.
Перо пишет,                   того не вырубить топором.
Буквы кривые,                а ум водит.
Что написано пером,     а рука
Ответ. Не ручка пишет, а рука. Перо пишет, а ум водит. Буквы кривые, да смысл прямой. Что написано пером, того не вырубить топором.
Учитель. Объясните смыл данных пословиц. (Ответы детей.)
Подведение итогов
Учитель. Проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Ответьте, правда ли, что:
+ шариковая ручка пришла на смену перьевой? (Да)
+ шариковую ручку изобрели американцы? (Нет)
+ стержень не будет писать без шарика? (Да)
+ пластмассовая ручка дешевле металлической? (Да)
+ изобрел шариковую ручку Ласло Биро? (Да)
+ дата изобретения шариковой ручки — 1943 год? (Нет)
+ первыми использовать шариковые ручки стали летчики? (Да)
+ на высоте (например, в самолете) шариковая ручка «не течет», как чернильная? (Да)
+ народ пользуется шариковыми ручками уже около пяти столетий? (Нет)
+ активнее других пользуются шариковыми ручками пенсионеры? (Нет)
Учитель. – Спасибо вам за активную работу на занятии.