Рабочая программа обучения на домупо математике, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (6 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа обучения на дому по образовательным предметам для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработана на основе Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013г.
Рабочая программа опирается на нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Положение «Об обучении учащихся на дому». Протокол педагогического совета №1 от 28.08.14г.
Срок реализации - 1 год.
Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида.
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Все мыслительные операции у умственно отсталых недостаточно сформированы: при анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой является не критичность, невозможность самостоятельно оценить работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой и своей работой.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти. Память умственно отсталых учащихся формируется в условиях аномального развития. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние, случайные признаки, а не внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются. Также плохо понимают и запоминают отвлеченные словесные объявления. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать.
Воспроизведение полученной информации носит бессистемный характер из-за непонимания логики событий. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым, но у них хорошо развита механическая память, в основе которой лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов.
Для того чтобы развивать осмысленное запоминание у умственно отсталых школьников, необходимо научить их пользоваться рациональными приемами запоминания, которые включают в себя:
Сравнение – нахождение сходства и различия между объектами.
Выделение существенного – умение сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты.
Расчленение материала на отдельные смысловые части.
Развитие интереса и положительного отношения к материалу в процессе усвоения и запоминания.
Для развития произвольного внимания необходимо ставить перед учащимися посильные задачи. Предлагаемое учащимися задание первоначально должно носить игровой характер, затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности.
Задания, требующие зрительного внимания, должны чередоваться с такими, при которых необходимо прислушиваться. Постепенность усложнения заданий помогает привлечь внимание ребенка насколько, что, не смотря на то, что задания становятся все более трудными, он все же продолжает выполнять его активно.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Перед изучением наиболее сложных разделов каждого курса проводится специальная пропедевтическая работа путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных умений и навыков. Материал предъявляется небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. В соответствии с диагнозом задания даются в более доступной для выполнения форме, на занятиях применяется дифференцированный подход.
Рабочая программа составлена для 6 класса по предметам:
- математика
- русский язык
- чтение
- география
- естествознание.







Образовательная область по математике

Пояснительная записка
Рабочая программа обучения на дому для учащегося 6 класса по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Настоящая программа рассчитана на изучение математике в течение 102 часов (3 часа в неделю).
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе математического материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе математический материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении.
После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).
Геометрический материал изучается с 5-го класса.




Результаты обучения

Учащиеся должны знать:
- десятичный состав чисел в пределах 1000000;
- разряды и классы;
- основное свойство обыкновенных дробей;
- зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
- различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
- свойства граней и ребер куба и бруса.

Учащиеся должны уметь:
- устно складывать и вычитать круглые числа;
- читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1000000;
- обозначать разряды и классы;
- округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
- выполнять проверку арифметических действий;
- выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;
- сравнивать смешанные числа;
- заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
- складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
- решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
- чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;
- чертить высоту в треугольнике;
- выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по математике (Положение от 30.08.13г. школы-интерната о нормах оценивания по общеобразовательным предметам для обучающихся с нарушением ОДА и умственной отсталостью).
Оценка устных ответов:
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; 2) умеет самостоятельно, с минимальной помощи учителя правильно решить задачу, объяснить ход решения; 3) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; 4) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; 5) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но 1) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; 2) при вычислениях нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоры на образцы реальных предметов; 3)при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; 4) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; 5) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) при незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; 2) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; 3) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; 4) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или использованием чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; 5) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя.
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2 – 3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считают ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировок вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.



























Примерный учебно-тематический план
по математике


Разделы и темы
Периоды обучения


I
II
III
IV

I Тысяча (Повторение).
1.1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000000.
1.2. Письменное сложение и вычитание на однозначное число, круглые десятки, двузначное число.
1.3. Письменное умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число.
1.4. Проверка арифметических действий.
1.5. Контрольная работа по теме «Тысяча (Повторение)».
1.6. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

2

2

1

1
1
1




II Десять тысяч.
2.1. Нумерация.
2.2. Простые и составные числа.
2.3. Округление чисел до сотен.
2.4. Римская нумерация.
2.5. Умножение и деление на 10, 100 и 1000.
2.6. Деление с остатком на 10, 100 и 1000.
2.7. Преобразование чисел, полученных при измерении.
2.8. Сложение и вычитание.
2.9. Проверка сложения вычитанием.
2.10. Проверка вычитания сложением.
2.11 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
2.12. Контрольная работа по теме «Десять тысяч».
2.13. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2

1
1




III Обыкновенные дроби.
3.1. Преобразование дробей.
3.2. Основное свойство дроби.
3.3. Нахождение части числа.
3.4. Нахождение нескольких частей от числа.
3.5. Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби».
3.6. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
3.7. Умножение на однозначное число.
3.8. Деление с остатком.
3.9. Деление на однозначное число.
3.10. Проверка умножения.
3.11. Проверка деления.
3.12 Умножение чисел, полученных при измерении.
3.13. Контрольная работа по теме «Арифметические действия».
3.14. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
3.15. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
3.16. Деление на однозначное число.
3.17. Скорость, время, расстояние (путь).
3.18. Деление чисел, полученных при измерении на однозначное число.
3.19. Контрольная работа по теме «Арифметические действия».
3.20. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


2
1
1
1
1
1
2
1




1

1












3
2
2
3



4

5
4
4

1

1


IV Десятичные дроби.
4.1. Сравнение десятичных дробей.
4.2. Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичной дроби.
4.3. Выражение десятичных дробей в более крупных долях.
4.4. Выражение десятичных дробей в одинаковых долях.
4.5. Сложение и вычитание десятичных дробей.
4.6. Сложение и вычитание смешанных чисел.
4.7. Контрольная работа по теме «Десятичные дроби».
4.8. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.




2
1

2
1
2
2
1
1

V Геометрический материал.
5.1. Отрезок. Сложение и вычитание отрезков.
5.2. Масштаб.
5.3. Линии в круге.
5.4. Горизонтальное, вертикальное и наклонное положения геометрических фигур.
5.5. Уровень и отвес.
5.6. Взаимное положение прямых на плоскости.
5.7. Параллельные прямые.
5.8. Построение параллельных прямых.
5.9. Высота треугольника.
5.10. Периметр многоугольника.
5.11. Симметрия.
5.12. Контрольная работа по теме «Периметр многоугольника».
5.13. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


1
1
1
1

1










1
1
1
1






1
1
1

1

VI Все действия в пределах 1000000 (Повторение).
6.1. Сложение и вычитание.
6.2. Умножение и деление на однозначное число.
6.3. Преобразование чисел, полученных при измерении.
6.4. Обыкновенные дроби.
6.5. Десятичные дроби.
6.6. Скорость, время, расстояние.
6.7. Периметр многоугольника.
6.8. Контрольная работа по теме «Все действия в пределах 1000000».
6.9. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







1
1
1
1
1
1
1
1

1

Всего
24
21
33
24

За год
102








Содержание тем учебного курса
I Тысяча (Повторение).
1.1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000000.
1.2. Письменное сложение и вычитание на однозначное число, круглые десятки, двузначное число.
1.3. Письменное умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число.
1.4. Проверка арифметических действий.
1.5. Контрольная работа по теме «Тысяча (Повторение)».
1.6. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Основные понятия к разделу: единицы, десятки, сотни, первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, сложение, вычитание, умножение, деление.
II Десять тысяч.
2.1. Нумерация.
2.2. Простые и составные числа.
2.3. Округление чисел до сотен.
2.4. Римская нумерация.
2.5. Умножение и деление на 10, 100 и 1000.
2.6. Деление с остатком на 10, 100 и 1000.
2.7. Преобразование чисел, полученных при измерении.
2.8. Сложение и вычитание.
2.9. Проверка сложения вычитанием.
2.10. Проверка вычитания сложением.
2.11 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
2.12. Контрольная работа по теме «Десять тысяч».
2.13. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Основные понятия к разделу: нумерация, числа простые и составные, римская нумерация, умножение и деление, сложение и вычитание.
III Обыкновенные дроби.
3.1. Преобразование дробей.
3.2. Основное свойство дроби.
3.3. Нахождение части числа.
3.4. Нахождение нескольких частей от числа.
3.5. Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби».
3.6. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
3.7. Умножение на однозначное число.
3.8. Деление с остатком.
3.9. Деление на однозначное число.
3.10. Проверка умножения.
3.11. Проверка деления.
3.12 Умножение чисел, полученных при измерении.
3.13. Контрольная работа по теме «Арифметические действия».
3.14. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
3.15. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
3.16. Деление на однозначное число.
3.17. Скорость, время, расстояние (путь).
3.18. Деление чисел, полученных при измерении на однозначное число.
3.19. Контрольная работа по теме «Арифметические действия».
3.20. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Основные понятия к разделу: дробь, обыкновенная дробь, правильная дробь, неправильная дробь, числитель, знаменатель, умножение и деление, деление с остатком, скорость, время, расстояние.
IV Десятичные дроби.
4.1. Сравнение десятичных дробей.
4.2. Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичной дроби.
4.3. Выражение десятичных дробей в более крупных долях.
4.4. Выражение десятичных дробей в одинаковых долях.
4.5. Сложение и вычитание десятичных дробей.
4.6. Сложение и вычитание смешанных чисел.
4.7. Контрольная работа по теме «Десятичные дроби».
4.8. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Основные понятия к разделу: десятичная дробь, смешанные числа.
V Геометрический материал.
5.1. Отрезок. Сложение и вычитание отрезков.
5.2. Масштаб.
5.3. Линии в круге.
5.4. Горизонтальное, вертикальное и наклонное положения геометрических фигур.
5.5. Уровень и отвес.
5.6. Взаимное положение прямых на плоскости.
5.7. Параллельные прямые.
5.8. Построение параллельных прямых.
5.9. Высота треугольника.
5.10. Периметр многоугольника.
5.11. Симметрия.
5.12. Контрольная работа по теме «Периметр многоугольника».
5.13. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Основные понятия к разделу: отрезок, масштаб, радиус, диаметр, уровень, отвес, прямые параллельные, треугольник, периметр треугольника.
VI Все действия в пределах 1000000 (Повторение).
6.1. Сложение и вычитание.
6.2. Умножение и деление на однозначное число.
6.3. Преобразование чисел, полученных при измерении.
6.4. Обыкновенные дроби.
6.5. Десятичные дроби.
6.6. Скорость, время, расстояние.
6.7. Периметр многоугольника.
6.8. Контрольная работа по теме «Все действия в пределах 1000000».
6.9. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Основные понятия к разделу: сложение и вычитание, дроби обыкновенные и десятичные, целое число, смешанные числа, числитель, знаменатель, скорость, время, расстояние, периметр.




Учебно-методический комплекс
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. Под ред. В.В.Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2013. – ISBN 5-691-00583-9. Допущено Министерством Образования РФ.
Математика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Г.М.Капустина, М.Н.Перова. – М.: Просвещение, 2013. ISBN 5-09-009701-1.
Литература:

Н.Г.Уткина, Н.В.Утилина. Дидактический материал по математике. – М.: АРКТИ, 2001.
М.Н.Перова. Методика преподавания математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2001.











Контрольно-измерительные материалы

1 четверть – Контрольная работа по теме: «Тысяча».

Контрольная работа по теме: «Десять тысяч».

2 четверть – Контрольная работа по теме: «Обыкновенные дроби».

Контрольная работа «Арифметические действия».

3 четверть – Контрольная работа по теме: «Арифметические действия».

Контрольная работа по теме: «Десятичные дроби».

4 четверть – Контрольная работа по теме: «Периметр многоугольника».

Итоговая контрольная работа.

























Заголовок 115