Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании младших школьников

Рубанова Елена Александровна,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 69, г. Ижевск
Стерхова Наталья Васильевна,
учитель-логопед
МБОУ СОШ № 97, г. Ижевск


Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании младших школьников
Актуальность проблемы. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX–XXI в. в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании; по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи-исследователи в области гендерной проблематики сходятся в том, что образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих концептуальных позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. Необходимость гендерного подхода в образовании продиктована практикой полоролевого подхода в общеобразовательной школе. Школа как социальный институт продолжает настойчиво воспроизводить через образование жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию гендерных стереотипов самовосприятия и самооценки личности подрастающего поколения по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности обучающихся в выборе жизненного самоопределения.
Существует и ряд проблем, связанных с внедрением гендерного подхода в российское образование, объективных и субъективных препятствий: во-первых, исследования в российской педагогической науке в области гендерной проблематики до сих пор не составляют целостной концепции; во-вторых, неготовность и некомпетентность педагогов общеобразовательных школ к организации обучения и воспитания в контексте гендерного подхода. Значимым шагом в решении второй проблемы стало распоряжение Министра образования Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. № 480–15, в котором отражена на законодательном уровне идея внедрения в образовательные учреждения инновационных технологий организации процессов обучения и воспитания в контексте гендерного подхода и даны рекомендации по организации повышения квалификации управленческих и педагогических кадров по гендерным проблемам в системе образования.
Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается необходимостью устранить противоречия между:
значимым влиянием школы как социального института в гендерной социализации девочек и мальчиков и феминизацией школьного образования;
потребностью школьников в жизненном самоопределении в контексте гендерной социализации и несоответствием системы школьного воспитания к реализации этой потребности;
организацией обучения и существованием учебного плана, отражающего гендерные стереотипы в содержании обучения и стиле преподавания предметов.
Очевидно, что педагогика в целом и воспитание как педагогическое явление нуждаются в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и корректировке своих позиций в вопросах гендерного подхода к учебно-воспитательному процессу.
Цель гендерного обучения Повышение эффективности обучения путем учета гендерных особенностей учащихся.
В процессе гендерного обучения необходимо решить ряд конкретных педагогических задач:
- Выявить противоречия, свойственные организации процесса совместного обучения мальчиков и девочек;
- Учитывать, уважать и использовать гендерные особенности в процессе учебной деятельности;
- Формировать необходимые навыки общения и взаимопонимание.
Теоретико-методологической основой стали: идеи гендерного подхода в педагогике; концепция личностно ориентированного воспитания; концепции половой социализации, теории личности и деятельности.
1.Организация процесса обучения на основе гендерного подхода в школе – это:
-содержание – деятельность педагога по развитию гендерной культуры, созданию ситуаций успеха, использованию интегративного стиля педагогической деятельности и применению игровых педагогических технологий, реализуемых в системе управленческих функций (сохранение и укрепление здоровья, ориентационной, коррекционной, стимулирующей, пропедевтической);
-процесс – технология управленческой деятельности педагога, осуществляемая как совокупность последовательных этапов: мотивационно-целевого, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного, рефлексивного, на каждом из которых осуществляется развитие личности обучающихся.
2.Критерий результативности организации процесса обучения в школе на основе гендерного подхода является интегративным, представленный критерием эффективности – наличие и реализация системы педагогических условий для развития личности обучающихся; критерием действенности – динамика развития личности обучающихся школы.
Теоретическая значимость: обоснованы направления работы по повышению эффективности обучения в школе с учетом гендерных особенностей школьников; расширены и дополнены теоретические представления о содержании работы по организации учета гендерных особенностей в обучении школьников.
Практическая значимость: учет гендерных особенностей в процессе обучения в школе может быть использован в деятельности учителей и воспитателей, руководителей детских объединений.
Определение гендера, на которое в основном опираются отечественные исследователи, дается в учебнике американского социолога Э.Гидденса: "Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие "гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности”. Согласно традиционному представлению о гендерных ролях, мужчину необходимо готовить к активной деятельности за пределами семейного круга, карьерным достижениям и агрессивному самоутверждению. Женщина предназначена главным образом для заботы о семье и муже, а в определенных случаях – для самопожертвования во имя семьи. Именно эти стереотипы закрепляет "скрытая учебная программа”. Образование, таким образом, не является гендерно нейтральным. Обстановка в современной школе может быть одинаково "недружественна” как к мальчикам, так и к девочкам. Поэтому необходимо применять специальные подходы, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Совокупность этих подходов можно назвать гендерной педагогикой. Основной ее целью является если не преодоление, то смягчение гендерных стереотипов, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных склонностей.
Успешность обучения школьников во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Это подтверждается специальными исследованиями психологов, педагогов, методистов, работы которых показывают, что восприятие учебного материала зависит от доминирующего типа функциональной специализации полушарий головного мозга человека. Левое и правое полушария выполняют разные функции: правое отвечает за образно-чувственный аспект мышления, а левое – за понятийно-логическое мышление. Такая неравнозначность полушарий головного мозга называется функциональной асимметрией и играет определенную роль в формировании психической структуры личности, определяет установки и ценностные ориентации, стили мышления, склонности и способности человека, а также некоторые его личностные качества. Кроме того, у школьников имеются различия в переработке информации, эмоциях, мышлении, памяти, деятельности, интеллекте, речи. От степени выраженности специализации полушарий зависит уровень интеллектуальных, художественных и биофизических возможностей детей в учебной деятельности, а, следовательно, и уровень успешности в учении. И очень важно это преимущество определенной части головного мозга использовать в учебном процессе для облегчения усвоения изучаемого материала и повышения эффективности учебного процесса. Процессы анализа и синтеза, формирующие сферу сознания человека, осуществляются при участии левого ("рационального”) и правого ("интуитивного”) полушарий головного мозга. Поэтому, инициируя работу правого полушария, мы развиваем "лингвистическую” интеллектуальность и создаем возможность для творческого процесса в области естественных наук. В свою очередь, развивая "логико-математическую” компоненту интеллекта, повышаем творческие способности человека в гуманитарной сфере.
Учёные выделили основные гендерные различия учащихся младшего школьного возраста.
У девочек головной мозг достигает зрелости раньше, чем у мальчиков.
Девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходя мальчиков в речевых способностях.
Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, их мозг не приспособлен к этому. Чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация до их сознания не доходит.
Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и шумное поведение на переменах.
У мальчиков лучше развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.
У мальчиков незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают из-за плохих отметок, часто забывают домашнее задание. В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста. Причины неуспеваемости у девочек и мальчиков различны: у девочек основная причина – слабое здоровье, у мальчиков – несформированность навыков учебного труда, отрицательное отношение к учёбе, низкий уровень воспитанности.
Исходя из особенностей гендерного развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста, можно дать несколько рекомендаций по выстраиванию учебного процесса:
· Предлагая мальчикам учебные задания, следует включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Нужно подтолкнуть к тому, чтобы он сам открыл принцип решения задачи, пусть даже путём ошибок. А с девочками лучше до начала работы разобрать алгоритм выполнения задания и затем постепенно подталкивать их к поиску собственного решения задач;
· Для развития у мальчиков сенсорного восприятия предметов и явлений следует больше давать им потрогать ту или иную вещь; для развития у них вербальных навыков – чаще предлагать им рассказывать и выдумывать. У девочек нужно развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;
· Необходимо разрешать мальчикам больше двигаться и обеспечить для этого соответствующее пространство. У девочек нужно стимулировать соревновательность, активность, лидерство.
· Уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.
Заключение
Имеющиеся в обучении проблемы психологического, педагогического характера связаны, чаще всего, с тем, что в традиционном учебном процессе не учитываются психофизиологические особенности обучающихся, в результате чего часть школьников остается без внимания со стороны учителя, и ей оказывается недоступной учебная информация, которая предназначена детям с преобладанием другого типа полушария головного мозга.
Вместе с тем есть все основания считать, что оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации являются необходимым и важнейшим условием развивающей направленности обучения как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося.
Выход был найден в выборе наиболее эффективных форм и методов обучения на основе гендерного подхода.
Организация учебного процесса с учётом гендерного подхода даёт возможность создать условия для обеспечения базового уровня подготовки всех учеников, а также для усвоения материала на более высоком уровне для учениц, проявляющих интерес и способности к предмету; для развития логического мышления учащихся и коммуникативных (умение общаться, сотрудничать), организационных (умение делать выбор) и творческих способностей детей.
Таким образом, гендерный подход в обучении позволяет в условиях классно-урочной системы обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных заданий обеспечить повышение качества обучения и развития каждого ученика; обеспечивает развитие их познавательной активности и интеллектуальной деятельности. Успех обязательно будет, если процесс обучения строится с учетом знаний о потребностях, интересах, уровня подготовки, познавательных интересов своих учеников и создаются оптимальные условия для овладения УУД и развития способностей.
Список литературы
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.- 2003. - с.44–52.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с.110
Эльконин Б.Д. Детская психология. – М., 2004г.
Липатова С.Д. Применение гендерного подхода в образовании. / Управление начальной школой № 11, 2009г.