Эссе Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать интерактивные презентации на уроке.


Эссе
на тему:
«Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать интерактивные презентации на уроке». «Хо-ррро-шо!!! – захлебываясь от самозабвенного восторга хрипит петух с рекламного ролика. И нам хорошо, потому что мы уже поверили, что рекламируемое таким образом печенье – самое лучшее. И выпускающая его фабрика «Большевик» действительно существует с 1855 г.
Особенно хорошо - плыть по течению: не надо шевелить ни рукой, ни ногой, за тебя эту работу выполняет спокойный поток; привычные, обычные пейзажи по берегам не бередят душу, но клонят ко сну. Неважно, куда несет река, главное – делает она это незаметно, буднично, без волнений. Вечные вопросы – что такое хорошо и плохо, кто виноват, что делать – постепенно лишаются смысла. На них отвечают те, кто за все отвечает. Они же и принимают решения – за нас и о нас.
Но самое главное: позитивное отношение к такому пониманию своего места в жизни – это уже обычное, а поэтому привычное и даже любимое состояние. Не для всех, но для значительного большинства, в том числе – учителей, около 60% которых сохраняют верность традициям обычного урока.
Я люблю все необычное, интересное. Люблю удивляться и удивлять сама. Без этого нельзя работать в современном учебном заведении. Ребенка нужно удивлять на каждом уроке, тогда ему будет интересно учиться. Ведь главной педагогической задачей является стимулирование познавательного интереса обучающегося. Я работаю в колледже с ребятами, которые прошли опыт школы, считают себя взрослыми, и их удивить чем-либо сложно. Приходится использовать какие-то «изюминки», «фишки» (как выражается современная молодежь) в ходе занятия, чтобы студенту запомнилось что-то из урока, произвело на него впечатление.
Одной из таких «фишек» является проведение уроков-презентаций, уроков с использованием ИКТ. Если еще 10 лет назад это было приоритетом открытого урока, то сегодня такие формы занятий поводятся педагогами довольно часто.
В век современных информационных технологий студентов уже не «зацепить» обычной слайдовой презентацией. Им подавай что-то новенькое! Поэтому преимущества интерактивной презентации это:

Наглядность.
На уроках литературы можно демонстрировать портреты писателей и поэтов, фотографии, иллюстрации к произведениям, сравнительные таблицы, схемы, отрывки из видеофильмов, концертов, экскурсий; возможность добавления графики, музыки и видео, текстовых файлов, Интернет - страничек и флеш – анимации и т.д. На уроках русского языка кроме воспроизведения материала на интерактивной доске можно выполнять записи, выделения, подчеркивания и т.д., что также способствует наглядности.
Доступность.
Любую презентацию, тренажер, таблицу, алгоритм, схему можно воспроизводить в любое время для изучения новой темы, повторения, т.к. она хранится на компьютере (съемном носителе). А также может передаваться обучающимся для самостоятельной работы.
Контроль знаний. Изготовление и воспроизведение тестов,тренажеров, кроссвордов позволяет актуализировать, систематизировать и проверять изученный материал.
Разнообразие форм и элементов урока.
Применение дидактического материала, игровых элементов (кроссворды, викторины); доступны все формы урока (лекция, беседа, диспут, проблемный урок, урок-исследование, урок-конференция, урок-игра и т.д.) Разнообразие форм деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Риски, ожидающие учителя, желающего использовать интерактивные презентации на уроке.
Перегруз информацией. Стремясь донести как можно больше информации до обучающихся, перегружая слайды текстом, картинками, видео- и аудиоматериалом можно добиться того, что не все дети смогут воспринять большое количества информации, отвлечь от главного.
Перегруз эффектами. Программа Power Point в презентациях позволяет использовать различные анимации, гиперссылки и т.д., которых должно быть в меру, т.к. их обилие может отвлекать от изучаемого материала на занятии.
Нагрузка на зрение. Частое использование проектора может привести к ухудшению зрения, поэтому работа на занятии с интерактивной доской должна чередоваться с другими видами деятельности.
Подготовка к занятию. Большая часть времени преподавателя при подготовке к занятию может быть потрачена на отбор информации, выделения главного, изготовления самостоятельной презентации или выбор подходящей в сети Интернет.
Учитывая данные особенности использования интерактивных презентаций на уроке, каждый учитель сможет повысить эффективность процесса обучения, обусловить мотивацию к обучению, сохранить нормативность проведения урока.
Уважаемые коллеги! Не бойтесь пробовать новые методы обучения! Ведь это неоценимый опыт! Только стремление к чему-то новому, неизведанному вырвет нас из повседневной рутины рабочих будней. Пусть каждый ваш урок будет открытием не только для учеников, но и для вас. Желаю удачи!