Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.


МБОУ Кульбаковская сошРАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. В современную эпоху условием успешной социализации личности становятся такие качества личности как инициативность, ответственность, способность к нешаблонным поступкам – творческий подход к жизни и деятельности. В реальной школьной практике:
1) обычно учитываются не индивидуальные особенности каждого отдельного учащегося, а особенности группы учащихся;
2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны именно с точки зрения обучения (например, общие умственные особенности);
3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость или ограничения возможностей здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически в каком-либо виде учебной работы или интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Традиционная система образования, в том числе фронтальное обучение, на мой взгляд, не способствует поиску, поддержке, развитию одарённости в широком смысле этого слова. Преодоление этого противоречия невозможно без поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми. Данное обстоятельство приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одарёнными детьми.
Одним из ключевых положений федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является осуществление индивидуализации. В данном документе отмечается: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы».
Одарённые дети представляют собой особую группу обучающихся и требуют не фронтального, а индивидуального обучения. Поэтому в настоящее время обозначается важная проблема – организация работы с одаренными детьми на основе индивидуальных образовательных программ. Особая сложность в проектировании индивидуальных образовательных программ для одарённых обучающихся состоит в том, что пока, с одной стороны, нет единого подхода к структуре индивидуальной образовательной программы для одаренных обучающихся, а с другой – к отбору содержания для данных программ.
Специальные исследования и практика образования свидетельствуют, что при разработке содержания обучения одаренных детей изменения одних лишь качественных параметров учебной деятельности не достаточно. На мой взгляд, попытки сокращения сроков обучения за счет ускоренного прохождения традиционных программ или большей насыщенности последних информацией (стратегия «обогащение учебных программ») оказались неэффективными. Необходимо сочетать эти меры с качественным изменением содержания, форм организации и методов обучения одаренных детей. И.М. Осмоловская отмечает, что одним из значимых условий успешного обучения одаренных детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности .Следовательно, рассматривая проблему организации образовательного процесса с одарёнными детьми на основе индивидуальных образовательных программ необходимо остановиться как на их структуре, так и на специфике отбора содержания для них.
Во-первых, рассмотрим классификацию основных требований к содержанию и организации учебной деятельности одарённых обучающихся, которая разработана А.И. Савенковым. Учёный выделяет и анализирует основные сферы развития ребёнка. Рассмотрим три основные сферы развития ребёнка и составляющие их компоненты:
1) сфера когнитивного развития;
2) сфера творческого развития;
3) сфера аффективного развития.
А.И. Савенков отмечает, что сфера когнитивного развития включает следующие составляющие: усложнение содержания учебной деятельности за счёт углубления и большей абстрактности предлагаемого материала; паритет заданий дивергентного и конвергентного типов; доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; учебная деятельность осуществляется в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме; сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимальное расширение круга интересов; информационное обогащение среды.
Далее учёный рассматривает сферу творческого развития, включающую ориентацию на интеллектуальную инициативу; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; неприятие конформизма; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с их коллективными формами; активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость использования времени, средств, материалов.
В сферу аффективного развития включаются такие компоненты как максимально глубокая проработка изучаемой темы, высокая степень самостоятельности учебной деятельности, формирование способности критичной и лояльной оценки идей; ориентация на соревновательность; актуализация лидерских качеств.
Во-вторых, необходимо рассмотреть некоторые подходы к видам программ для одарённых детей. Данная проблема исследуется в трудах Н.Б. Шумаковой, Н.И. Авдеевой, Л.Е. Журавлёвой и др.
Анализ педагогической и психологической литературы показал, что идеальная программа обучения одарённых детей теоретически должна отвечать всем требованиям, которые изложины выше. В настоящее время существует два подхода к построению образовательных программ для одарённых детей.
Первый подход связан с ускорением процесса обучения. Дети с высоким уровнем интеллектуального развития учатся по обычным школьным программам, но им даётся возможность продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям.
Второй подход связан с изменением содержания обучения в сторону его обогащения. Это путь углубленного или расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов, позволяющий одарённым детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстники.
В современной педагогической литературе, посвящённой проблеме отбора содержания образовательных программ для одарённых обучающихся, существует большое количество подходов и требований. В своей статье остановлюсь лишь на тех, которые изложены в «Рабочей концепции одарённости». В «Рабочей концепции одарённости» отмечается, что программы обучения для одарённых детей должны:
– включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
– использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания;
– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
– учитывать интересы одарённого ребёнка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребёнком;
– содействовать изучению способов получения знаний;
– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания,форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учётом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
– поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
– предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий и т. п.;
– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
– способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
– включать элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого одарённого ребёнка.
На сегодняшний день для педагогической науки и практики проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ является одной из наиболее значимых и актуальных.
Для раскрытия цели данной статьи я рассматриваю понятие «индивидуализация» и «индивидуальная образовательная программа».
Индивидуализация – «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». На основании данного определения можно отметить, что индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. К особенностям обучающихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуализации учебной работы, относятся:
– обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные способности;
– учебные умения;
– обученность, которая состоит, как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;
– познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации)
Учитывая выше обозначенные обстоятельства, на мой взгляд, к целям индивидуализации обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования можно отнести следующие:
– средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки обучающихся;
– расширять и углублять знания обучающихся, исходя из их интересов и специальных способностей;
– формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учиться;
– воспитание личности в широком значении этого понятия;
– создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка;
– обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых;
– повышение учебной мотивации;
– обеспечение правильного выбора обучающимися профессии и подготовка обучающихся к деятельности по избранной профессии.
На сегодняшний день для педагогической науки и практики проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ является одной из наиболее значимых. Отсутствует однозначная трактовка термина «индивидуальная образовательная программа». Учёные и педагоги-практики предлагают разнообразные варианты её структуры и оформления. Я соглашаюсь с выводами А.П. Тряпицыной о том, что «индивидуальная образовательная программа – программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогами образовательного учреждения на определённый период обучения, учитывающая виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания» .Таким образом, можно сделать вывод, что «индивидуальная образовательная программа – это документ, дающий представление о содержании деятельности обучающегося в образовательном учреждении, направленной на реализацию индивидуальных целей обучения.
Индивидуальная образовательная программа предусматривает учёт видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. В индивидуальной образовательной программе обучающегося, во-первых, реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы, а во-вторых, на основе индивидуальной учебной программы изучается дополнительное содержание».
Далее рассмотрим функции индивидуальной образовательной программы. В научно-педагогической литературе представлены некоторые функции индивидуальной образовательной программы :– нормативная, которая фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута;
– информационная, которая информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определённого времени;
– мотивационная, определяющая цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающихся;
– организационная, определяющая виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики;
– самоопределения, которая позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.
Учёные считают, что индивидуальная образовательная программа представляет собой текст, определяющий:
– цели и ценности индивидуальной образовательной программы;
– адресность индивидуальной образовательной программы;
–учебный план образовательного учреждения или организации, содержащий обязательную часть и часть формируемую участниками образовательного процесса;
– характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;
–описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации индивидуальной образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуальной образовательной программы;
– систему форм аттестации, контроля и учёта достижений обучающихся;
– описание ожидаемых образовательных результатов освоения индивидуальной образовательной программы, в том числе образовательные продукты.
Естественно, что индивидуальная образовательная программа может быть дополнена другими компонентами, например, программами каких-либо курсов (по выбору), программами дополнительного образования детей и др.
Обобщая вышеизложенное, а также учитывая положения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, можно предложить следующую структуру индивидуальной образовательной программы:
1) ценности индивидуальной образовательной программы (определяет обучающийся);
2) цель индивидуальной образовательной программы (определяет обучающийся);
3) индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);
4) характеристику учебных программ (составляет педагогический коллектив или возможно совместное с обучающимся проектирование учебных программ);
5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации индивидуальной образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуальной образовательной программы (составляют педагоги);
6) систему форм и сроков аттестации, контроля и учёта достижений обучающихся, форм отчётности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);
7) описание учебных практик, предполагаемых проектов, тем учебно-исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);
8) описание ожидаемых образовательных результатов освоения индивидуальной образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся) и другое.
Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется с учётом положений ФГОС ООО на основе творческого сотрудничества обучающегося и педагогов.
Литература
1. Одарённый ребёнок: особенности обучения [Текст] : пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлёва и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
2. Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе [Текст]: учебное пособие [Текст] / И.М. Осмоловская. – М.: изд-во МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.
3. Педагогическая энциклопедия [Текст] /– М., т. 2, – С. 201.
4. Рабочая концепция одарённости [Текст].– 2-е изд. расш. и перераб.– М., 2003.
5. Савенков, А.И. Детская одарённость и школьное обучение. Теоретическая модель обогащения содержания образования [Текст] / А.И. Савенкова // Школьные технологии, 1999. – № 1-2. – С. 121-131.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253