Внеурочное занятие по русскому языку на тему Путешествие в страну Слов. Тематические группы слов

Тема 3. Путешествие в страну слов. (2е занятие)
Тематические группы слов
Цели урока:
1. Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое значение. 2. Развивать устную связную речь учащихся, навыки работы с учебником, развивать орфографическую зоркость. 3. Прививать интерес к изучению русского языка.
Ход занятия.
Орг.момент
Учитель: Разучивание скороговорок. (Произносим хором, постоянно ускоряя темп).
(        Нитки иволга несет – Сарафан себе сошьет. (        Федя филина боится  – Филин может рассердиться. (        Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!» Ученики хором произносят скороговорки.
Закрепление. – Вспомните, что изучает наука лингвистика? (наука о языке)
Знакомство с понятием «ЛЕКСИКА».
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Слов и узнаем, что такое лексика. Лексика - это вся совокупность слов, словарный состав языка. У каждого слова есть своё лексическое значение. Учитель: Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. - Найдите в наших скороговорках тематическую группу слов и запишите их в тетради. Определите, какое общее понятие они называют Ученики: Иволга, филин, попугай – птицы. - Птицы голуби, перепела, вороны, снегири. Во всех этих словах есть одно общее понятие птицы. Но в то же время каждая из птиц имеет свои отличительные особенности.

4. - Подумайте, река, озеро, ручей, родник. Это тематическая группа слов. Входит ли в этот ряд водопровод?

- А что вы скажите про героев этого стихотворения?
– Мы лисички, дружные сестрички, – Мы лисички тоже. – Как с одной-то лапкой? – Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев)
–Можно ли объединить эти слова в тематическую группу? Почему?
–Что такое тематическая группа слов? (Слова, у которых есть что-то общее по смыслу.)
5. Сейчас посмотрите на доску. Здесь написано стихотворение Берестова «Гербарий»:
С удивлением гляжу на гербарий: Медуница с иваном-да-марьей, Грустный ландыш с веселою кашкой, И фиалка с высокой ромашкой. Мать-и-мачеха с чертополохом, Лук гусиный с мышиным горохом На одной расцветали опушке, И не знали они друг о дружке. Дождь осенний за окнами хлынул – Я сухие растения вынул, Положил на листы полукругом – И цветы познакомил друг с другом.
- Найдите слова одной тематической группы, назовите, что это за группа.
медуница, иван-да-марья, ландыш, кашка, фиалка, ромашка, мать-и-мачеха, чертополох, лук, горох. Учитель: Ребята, а кто знает, почему мать-и-мачеха, называется именно так? Ученики: Растения с листом, с одной стороны гладким, с другой – шероховатым. Учитель:  А посмотрите на такие интересные слова ромашка, медуница, кашка, вы знаете, почему они так названы?
- К какому словарю мы можем обратиться? (к этимологическому словарю)
6. – О происхождении слов нам расскажет словарь – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ.

Учитель: Правильно. Цветок кашка так назван, вероятно потому, что похож на кашу. А теперь посмотрим на слово медуница. Найдите в нем корень. Ученики: мед- Учитель: От какого слова образовано название цветка? Ученики: От слова мед. Учитель: Правильно, цветок так назван, потому что пахнет медом. Поэтому запомните, медуница пишется с Е в корне слова.
7. Работа над текстом Н.Надеждиной «Снежные слова» - Какие зимние осадки знаете? - Прочитайте рассказ «Снежные слова»
Снежные слова.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка». Свежий, только- только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше! Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель - поземка. Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег - это вьюга. Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря - буран. Крикнешь и голоса не услышишь, в трех шагах ничего не видно. (Н.Надеждина).
- Как мы называем снежинки, которые слипаются на лету? - Что такое крупка? - Какой снег любят охотники? Почему? - Как называют низовую метель?
8. Шифрограмма
I группа
ВЕУЫЧМАКВКНТМЧТЮЛЬПАНЩЗХДЪБИРОЗАВЫПМСЧРОМАШКА
Тематическая группа _______________________
II группа
РОШРАБЕРЁЗАКВЫАУЙДУБЭЛОРПЗШНЕКОСИНАИБЮИССОСНА
Тематическая группа _______________________
III группа
МСЧЫУКСТУЛРАВЫЧИШКАФЭДЛОХНЕПСТОЛЖЛПВЫЦКДИВА
Тематическая группа _______________________
Вывод: нужно иметь большой словарный запас, знать значения слов, уметь сопоставлять предмет и слово - его название. Чем шире кругозор человека, тем больше тематических групп можно подобрать.
9. Рефлексия
Заголовок 115