Статья Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья через творчество ( Из опыта работы)


Воловод Лилия Ленгартовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сакская средняя школа №1
имени Героя Советского Союза
В. К. Гайнутдинова»
Г.Саки, Республика Крым
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
через творчество
    ( Из опыта работы)  
Забота о здоровье ребёнка – это
                           не просто комплекс санитарно-
                           гигиенических норм и правил…
                          и не свод требований к режиму,
                          питанию, труду, отдыху. Это прежде
                            всего забота о гармоничной полноте
                            всех физических и духовных сил, и
                          венцом этой гармонии является
                            радость творчества.
В.А. Сухомлинский
Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания.
Творческая деятельность имеет большое  значение в жизни человека, тем более она имеет большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья младших школьников. «Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В.Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна. А её формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является творчество.
Поэтому в системе коррекционной работы с детьми можно выделить основные направления: развитие эмоциональной сферы, повышение уровня самооценки; реализация творческих возможностей каждого ребенка.
Участие детей в творческой деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии: знания и умения об окружающем мире значительно расширяются и углубляются; развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление; активизируется собственная речь; обогащается словарный запас; совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений; формируется самостоятельность и активность.
Я хочу рассказать о своей ученице 2 класса - Лене, с которой я работаю с сентября 2015 года. У Лены тяжелая форма ДЦП, она не ходит, передвигается с помощью инвалидной коляски, обучается на дому, ей 16 лет. Такие дети в Украине были не обучаемы. Мне очень хотелось ей помочь. Я знаю, что развитию творческой активности детей способствует участие в различных конкурсах. Всё началось с участия в III Всероссийском конкурсе сочинений «Моя мечта», когда Лена стала победителем, получив первую награду. И вот уже в копилке успехов за 2015/2016 учебный год уже есть и другие высокие результаты: победитель II Всероссийского фотоконкурса «Я люблю тебя, жизнь»; лауреат Всероссийского конкурса рисунков «Разноцветные ладошки»; победитель Всероссийского фотоконкурса осенних поделок «Природная мастерская»; победитель международного конкурса «Радуга творчества»; победитель Всероссийского творческого конкурса «Зимнее вдохновение»; победитель II Всероссийского конкурса поделок «Здравствуй, Новый год!»; участник Всероссийского конкурса рисунков «В мире животных»; победитель Всероссийского конкурса рисунков и поделок «Подарок папе, подарок маме», лауреат общественного признания крымской республиканской акции «Преград нет», победитель крымского республиканского конкурса на знание Конституции Российской Федерации. Лена всегда с нетерпением ждет результатов конкурса.
О Лене стали писать городские и республиканские газеты, узнавать в городе, уделять внимание власти города и даже… обещают квартиру. Семья Лены живет в общежитии на 2 этаже без лифта и у Лены самая большая мечта- это гулять на улице, общаться со сверстниками, следить за изменениями погоды.
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего, работа с родителями. При контакте с которыми, педагог может очень много сделать в своей плодотворной работе по развитию, воспитанию и обучению детей. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский) Родители стали эффективнее взаимодействовать друг с другом; получили опыт эмоциональной поддержки; стали более активными участниками процесса социализации.
В своей работе основываюсь на технологии компенсирующего обучения- любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
       Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья  трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности.
 Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, способствует решению задач гармоничного развития учащихся, активизирует психические процессы и формирует личность в целом.