СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ


СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. Белянская
ГБОУРК «Керченская специальная школа-интернат»
Аннотация: В статье рассматривается сущность применения личностно-ориентированного подхода в специальном (дефектологическом) образовании по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование, личностно-ориентированный подход, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Постановка проблемы исследования. Современный этап развития образования России характеризуется интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Это сопровождается созданием новой образовательной парадигмы, направленной на формирование образованной, творческой личности педагога, создающей условия для раскрытия способностей, использования опыта, удовлетворения образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Понимание специального (дефектологического) образования как процесса, направленного на овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья, определенными знаниями, умениями и навыками переосмысливается на современном этапе, и заменятся взглядом на коррекционное образование, как сферу становления личности ребенка с ОВЗ, нахождения каждым из них личностного смысла жизни.
Сегодня специальное (дефектологическое) образование определяется государством как основа развития личности, общества, нации. Главной его целью является создание условий для развития и самореализации каждой личности с ограниченными возможностями здоровья как гражданина России. Поэтому приоритетным направлением государственной политики в современном (дефектологическом) образовании является его личностная ориентация, создание оптимальных условий для гармоничного и целостного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ее самоактуализации.
Вопрос о необходимости личностного подхода в психологии и педагогике неоднократно поднимался в работах В.А. Сухомлинского, И.С. Кона, А.В. Петровского, Б.А. Федоришин, И.Д. Беха и др.
Психологи К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, В.А. Моляко, Т.М. Титаренко, И.С. Якиманская и др. разработали современные требования к формированию личностно-ориентированного подхода. Эти же требования и определяют сущность применения личностно-ориентированного подхода в специальном (дефектологическом) образовании.
Цель статьи рассмотреть сущность личностного подхода в специальном (дефектологическом) образовании.
Изложение основного материала. Демократическая личностно ориентированная модель образовательного процесса выступает альтернативой учебно-дисциплинарной модели. При такой модели ребенок не является объектом изучения, а является равноправным участником педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход в специальном (дефектологическом) образовании направлен на развитие индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, раскрытие его способностей, создание чувства защищенности и уверенности в себе. Основное внимание при этом уделяется общению ребенка с ограниченными возможностями здоровья и педагога. Такой подход предполагает гуманистическую направленность образовательного процесса на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, уважение его интересов и достоинства, понимание и принятие, учет его права на свободное развитие, на реализацию собственных потенциальных возможностей, умение взрослого стать на позицию ребенка, установление доверительных партнерских отношений с детьми [2, 6, 7, 8].
Учитывая это особое значение, приобретает внедрение в практику специального (дефектологического) образования личностно ориентированной модели, которая тесно связана не только с разработкой новых подходов и технологий в ее организации и функционирования, но и с проблемой реформирования всей системы образования в России.
Идея рассмотрения отдельных явлений психики в целостном личностном аспекте была главенствующей ещё для педагогов и философов XIX века. Поступательное развитие психологической мысли на рубеже XIX-XX столетий служило основой для формирования и становления личностного подхода в ходе экспериментального изучения психики ребенка. В исследованиях зарубежных и отечественных психологов были определены отдельные основы личностного подхода.
Так под понятием «личностный подход» С. Л. Рубинштейн понимает качественное видение глубины внутреннего мира субъекта, отражает любое психическое явление в развитии личности [8].
Существенный вклад в решение проблемы личностного подхода сделала Л. И. Божович. Она отмечает, что личность требует целостного подхода, который заключается в рассмотрении каждого отдельного психического свойства в аспекте личности в целом. «Даже тогда, когда предметом изучения становится отдельная личность со всеми ее индивидуальными особенностями, возникает проблема не только в том, как ее изучать, но и с каких позиций подходить к этому изучению, понять личность из совокупности различных свойств невозможно» [3].
Важное значение для дальнейшей разработки понятия «личностный подход» имеют идеи В.К. Котырло. Она считала, что одним из важнейших принципов педагогической практики является подход к ребенку как к целостной личности с учетом всей истории ее развития и всех индивидуальных особенностей [5].
Инновационные тенденции в современной теории и практике специально (дефектологической) образовательной системы, определяют личностно-ориентированные технологии. Они ставят в центр образовательной системы личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение комфортных, безопасных условий для жизни и развития, реализацию природных потенциалов личности. Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью – критерий оценки педагогических действий, где целью программного содержания обучения выступает человек.
В то же время Т. А. Пироженко отмечает, что личностно-ориентированные воспитательные технологии равной степени обращены и к педагогу, и к питомцу. По ее мнению воспитатель каждый раз должен как бы по-новому строить свои отношения с воспитанником. Характер восприятия ребенком воспитательных воздействий зависит от того, как он воспринимает личность педагога.
Обозначенные Т.А. Пироженко особенности личностно-ориентированного подхода иллюстрируют важную роль системы психологических знаний в практической работе с детьми, значение педагогических приемов познания и понимания специфики личности ребенка [7].
В трудах А. Л. Кононко было выдвинуто положение о том, что ключевым понятием личностно-ориентированной модели образования является понятие «позиция», сущность которого следует понимать как способ реализации ребенком с ограниченными возможностями здоровья ценностей во взаимоотношениях с миром [4]. При таком подходе образовательный результат признается системой ценностных отношений ребенка с ограниченными возможностями здоровья к окружающему миру и к самому себе.
В то же время И. Д. Бех обращает внимание на то, что функционирование личностно-ориентированных воспитательных технологий опирается на методологическую основу, которую он конкретизирует в совокупности взаимосогласованных принципов:
– целенаправленное создание эмоционально обогащенных воспитательных ситуаций;
– личностно-развивающее общение;
– сопереживание как психологический механизм воспитания личности [1].
Введение принципа личностно-развивающего общения, по мнению ученого, непосредственно связано с овладением воспитательной ситуацией как результата специфического отношения воспитанника с воспитателем, который вносит в эту ситуацию социальный аспект. Такое общение предполагает рассматривать ребенка с ограниченными возможностями здоровья как равноправного партнера в условиях сотрудничества и определяет убеждение как ведущую форму общения.
Введение в практику личностного подхода, как утверждает И. Д. Бех, должно гуманизировать воспитательный процесс, наполнить его высокими морально-духовными переживаниями, утвердить взаимоотношения справедливости и уважения, максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, стимулировать его к личностно развивающему творчеству.
Вместе с тем, построение воспитательного процесса в плоскости личностно-ориентированного измерения, по мнению И. Д. Беха, должно определяться тремя воспитательными позициями: понимание ребенка, признание ребенка, принятие ребенка. На основе таких позиций должны основываться современные взаимоотношения педагога с личностью ребенка [1].
Итак, принципиально важным признаком личностно-ориентированного подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья является гуманистически-терапевтическая направленность, которая предусматривает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности педагога и его воспитанников, признание человеческой личности, развитие принципиально новых, психически комфортных, ситуативно адекватных, безопасных для самого человека и общества способов взаимоотношений между людьми в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Направленность личностного подхода на идее гуманистической психологии помогает сегодня создать такую модель специального (дефектологического) образования, где главный акцент учебной работе сосредоточен на формировании положительной «я-концепции» ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая лежит в основе его личностного роста.
С точки зрения современной отечественной науки, личностно-ориентированная модель образования характеризуется отсутствием целостной теоретической базы. В связи с этим наблюдается существенная путаница в терминах, отмечается отождествление личностного подхода с другими подходами в психолого-педагогических исследованиях.
Список использованной литературы:
Бех И. Д. Личностно-ориентированное воспитание / И. Д. Бех. – К., 1998. – 203 с
Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст] : монография / В. А. Беликов. − М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004. − 357 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968. – 464 с.
Кононко А. Л. Развитая личность как гарант жизненной компетентности / А. Л. Кононко // Начальная школа. – 2001. – № 3. – С. 10-
Личностно-ориентирован поход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Т. Степанова. – М .: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
Подмазин С. И. Личностно-ориентированное образование: социально-философское исследование / С. И. Подмазин. – Запорожье: Просвита, 2000. – 250 с.
Піроженко Т. А. Особистісний потенціал дошкільника: умови розвитку в сучасному суспільстві / Т.А. Піроженко.// Дошкільне виховання : Науково-педагогічний журнал для педагогів і батьків. -– К. : Преса України, 1931 - 2012г. – № 1  – С.8-15.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / C. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.