ГОСУДАРСТВЕННО–ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Павлова Алена Петровна,
заведующий учебной частью,
ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии,
г. Канаш, Чувашская Республика
Государственно–частное партнерство как способ увеличения качества обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов
Аннотация: в современных социально-экономических условиях содействовать гибкому реагированию учреждений профессионального образования на изменения конъюнктуры рынка труда способна система государственно-частного партнерства – особый тип взаимодействия учреждений профессионального образования с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями.
Цель исследования: анализ государственно-частного партнёрства учреждений среднего профессионального образования с предприятиями акционерных компаний.
Методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической, методической литературы по теме исследования; изучение механизмов патронажа социальными партнерами образовательных учреждений.
Результаты: раскрытие итогов сотрудничества между государственным и частным предприятиями: между Кабинетом Министров Чувашской Республики в лице министерства образования и молодежной политики и АО «Транснефть - Прикамье».
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, среднее профессиональное образование, частные предприятия, акционерные компании, высококвалифицированные специалисты.
Государственно-частное партнерство:
для государственной системы образования - развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг; апробирование и применение новых для образовательных структур организационно-правовых форм партнерства с предприятиями акционерных компаний; выработка предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессионального образования; тиражирование передового опыта; отработка механизмов многоканального финансирования; апробация и широкое внедрение механизмов взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и работодателей; совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик управления качеством образования);
для работодателей (предприятий акционерных компаний) - участие в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения в соответствии с передовым международным опытом с позиций конечного потребителя результатов труда учебного заведения и инвестора; создание и совершенствование образовательных учебных планов и программ подготовки высококвалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда; создание и развитие на базе учебных учреждений образовательно-производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности компаний; возможность привлечения обучающихся и инженерно-педагогического состава к выполнению в процессе обучения научно-исследовательских работ и подготовке проектов под решение проблем конкретного бизнеса;
для образовательного учреждения - создание дополнительных возможностей для многоканального финансирования и развития материально-технической базы учебного заведения; создание новой модели интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, технологии и направления подготовки обучающихся и преподавателей); отработка новых моделей учебно-научной, производственной интеграции; повышение финансовой обеспеченности научных исследований преподавателей и обучающихся образовательного учреждения (дополнительное финансирование, доведение научных разработок до коммерческого уровня с патентованием и закреплением авторских прав); развитие рынка образовательных услуг.
Проанализировав различные варианты взаимодействия бизнеса и власти в мировом масштабе, рассмотрим развитие и успехи взаимоотношений государственного и частного секторов в России, в частности в Чувашской Республике. Положительный опыт в развитии государственно-частного партнерства накоплен в г.Канаш, в Канашском транспортно-энергетическом техникуме.
28 июня 2006 года был заключен договор между Кабинетом Министров Чувашской Республики в лице министерства образования и молодежной политики и ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (в 2015 г. переименовано в АО «Транснефть – Прикамье») о сотрудничестве и взаимодействии по подготовке работников квалифицированного труда.
АО «Транснефть – Прикамье» - одна из крупнейших организаций системы «Транснефть», которая обслуживает свыше 6000 км магистральных трубопроводов.
За 6 месяцев 2007 года АО «Транснефть – Прикамье» провело комплексную реконструкцию учебной базы ПУ-22 (переименовано в ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум»» Минобразования Чувашии – КанТЭТ). Так же было предоставлено учебное оборудование, литература, компьютерная и мультимедийная техника, краны-трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры, автобус, автомобильный кран, оборудован учебный полигон с камерой пуска-приема средств очистки и диагностики.
На реконструкцию ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии было израсходовано более 470 миллионов рублей. Из них средства АО «Транснефть – Прикамье» - 422 миллиона, средства бюджета Чувашской Республики – 48 миллионов рублей. Стоимость техники и оборудования, переданного АО «Транснефть – Прикамье» техникуму на безвозмездной основе составила более 4 миллионов рублей.
Было обновлено 70% состава инженерно-педагогических работников техникума. Администрация и педагоги за счет средств финансовой помощи АО «Транснефть – Прикамье» прошли курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также обучение по промышленной безопасности. В настоящий момент они систематически повышают квалификацию в учебных центрах ОАО «АК «Транснефть» и других учебных заведениях. Все преподаватели и мастера техникума прошли стажировку на объектах АО «Транснефть – Прикамье» по преподаваемой профессии.
Начиная с 2007 года АО «Транснефть – Прикамье» ежегодно оказывает ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии целевую финансовую помощь, которая расходуется на выплату корпоративных стипендий студентам целевого набора, доплату работникам техникума, а также укрепление и развитие материально-технической базы.
Также, в случае недобора дочерними обществами абитуриентов в размере установленной квоты, по согласованию с ОАО «АК «Транснефть» производится набор студентов из числа жителей Чувашской Республики с последующим трудоустройством на предприятиях соответствующих дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть».
Связующим звеном между техникумом и АО «Транснефть – Прикамье» является отдел кадров общества, а каждую профессию курируют соответствующие технические отделы (отделы - главного механика, главного энергетика, товарно-коммерческий, транспортный, отдел эксплуатации).
В рамках взаимодействия проводятся многочисленные мероприятия. Организуются совещания с участием представителя отдела кадров АО «Транснефть – Прикамье», что позволяет оперативно выявлять и своевременно решать вопросы организации учебного процесса.
В локальной компьютерной сети техникума сформирована электронная библиотека нормативных документов Компании, применяемых в процессе обучения, организовано ее оперативное обновление. Это дает возможность педагогическим работникам техникума своевременно актуализировать методические материалы по изучаемому предмету, с учетом обновлений и изменений в нормативной документации.
Одним из эффективных приемов обучения, применяемых в техникуме, является регулярное проведение мастер-классов, на которых лучшие профессионалы общества делятся секретами своего мастерства.
Проведение внутритехникумовского конкурса «Лучший по профессии» среди студентов КанТЭТ является одним из значимых мероприятий, направленных на формирование интереса к изучаемым предметам, повышения престижа профессии и актуализацию требований охраны труда. Являясь своеобразным «введением в профессию», этот конкурс приобретает особую значимость из-за того, что председателями конкурсных комиссий являются главные и ведущие специалисты АО «Транснефть – Прикамье», которые не только бесстрастно оценивают навыки конкурсантов, но и дают неоценимые практические советы. Победители конкурса награждаются ценными призами и грамотами, а информационные письма о лучших по профессии, направляемые в адрес отделов кадров соответствующих организаций системы «Транснефть» играют немаловажную роль в профессиональном развитии начинающего работника.
Регулярно проводятся встречи представителей Совета старост и заинтересованных студентов с представителем отдела кадров АО «Транснефть – Прикамье», в ходе которых обсуждаются вопросы дисциплины, производственной практики, улучшения организации учебного процесса.
Важным этапом для последующей адаптации студентов на рабочих местах являются профильные технические экскурсии на производственные объекты АО «Транснефть – Прикамье», организуемые в течение учебного года по каждой профессии на такие объекты, как НПС «Калейкино», НПС «Тиньговатово», НПС «Ковали», аппарат управления АО «Транснефть – Прикамье» с посещением музея истории АО «Транснефть – Прикамье».
Немаловажным для повышения престижа рабочих профессий является и то, что при прохождении производственной практики студентами на объектах АО «Транснефть – Прикамье», они на период практики принимаются на штатные рабочие места, получая таким образом и стипендию за обучение и заработную плату. Студенты проходят практику на объектах тех дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть», которые направили их на обучение. Производственную практику студенты, как правило, проходят на тех объектах, на которые они возвращаются после окончания обучения на постоянную работу.
Итогом учебного года являются выпускные квалификационные экзамены, при проведении которых традиционно, в качестве председателей комиссий принимают участие главные и ведущие специалисты АО «Транснефть – Прикамье», объективно и непредвзято оценивающие будущих работников трубопроводного транспорта.
Кроме того, наши студенты имеют возможность учиться дальше на базе среднего профессионального образования получить высшее по сокращенному сроку обучения.
С первых дней пребывания в техникуме студентам прививаются навыки корпоративного стиля работы, поведения и дисциплины. Педагогический коллектив прилагает немало усилий для того, чтобы они с самого начала почувствовали себя частью большого коллектива Компании «Транснефть», осознали чувство ответственности за свою работу, а взамен получили возможность пользоваться всеми материальными и социальными благами, которые предоставляет своим работникам Компания. Выпускников, успешно завершивших обучение, ждут достойная заработная плата, в первые годы работы – компенсация расходов по найму жилья, а в дальнейшей работе – полный социальный пакет, обусловленный коллективным договором.
Со студентами, направленными на обучение дочерними обществами ОАО «АК «Транснефть», заключаются индивидуальные договоры, согласно которым каждый получает ежемесячную корпоративную стипендию в размере 4000 рублей, перечисляемую на именную банковскую карту и бюджетную стипендию в размере 487 руб. Студентам предоставляется проживание в общежитии повышенной комфортности, в которой имеются собственная прачечная, буфет, библиотека с выходом в Интернет. В комнатах имеются телевизор, холодильник. Очевидно, что для студентов созданы практически идеальные условия для обучения, а взамен они, согласно договору, обязуются прилежно учиться, соблюдать дисциплину, пройти производственную практику и отработать после окончания техникума на предприятиях системы АК «Транснефть» не менее трех лет.
Таким образом, на базе ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии создан современный учебный центр, оснащенный необходимым оборудованием для подготовки высококвалифицированных кадров по профессиям и специальностям трубопроводного транспорта нефти, который обеспечит для организаций системы «Транснефть» гарантированное и качественное обучение персонала в необходимые сроки, экономию средств, затраченных на подготовку кадров, а для КанТЭТ – приток дополнительных финансов, повышение зарплат работников и создание новых рабочих мест. Государственно–частное партнерство является лучшим способом увеличения качества обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов.
Список использованной литературы
Баженов А. Государственно-частное  партнерство  и «качество денег» // http://www.ideg.ru
Глумов Е. Закон о государственно-частном  партнерстве : необходимость принятия и предмет регулирования // Корпоративный юрист. - №5 (май). – 2009.
Гунажинова Ю.А. , Формирование моделей управления развитием МО на основе ЧГП. Автореф. 2006.
Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Исправникова Н.Р. Частно-государственное партнерство в России: пути становления // Экономические науки современной России. 2008. №9. С.212.
Паздников М. Государственно-частное  партнерство : суть и понятие // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного  партнерства  // Организация объединенных наций, Женева, 2008.
Майбородин В.А., Хоменко О.А. Частно-государственное партнерство в системе управления муниципальным образованием // Управление экономическими процессами в России: Сб. науч. трудов. Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. С.113.























13PAGE 15