Состояние и перспективы подготовки музыкальных кадров высшей квалификации


Состояние и перспективы подготовки музыкальных кадров высшей квалификации
На современном этапе развития Казахстана перед обществом встает целый ряд новых научных и практических задач, требующих глубокого осмысления исторического места и роли культуры в целостной картине общестного бытия и духовного производства, конкретных форм и функций ее проявлений в жизни народа и личности. В условиях отхода от тоталитарной модели государственного устройства и провозглашения курса на демократизацию современной общественной жизни в Казахстане особое значение и остроту приобрела проблема новой системы функционирования культуры в обществе в т.ч. и музыкальной.
В целом на данном направлении функционирование музыкальной культуры в Казахстане, несмотря на экономические и системно- кризисные трудности достигнуты значительные успехи. Во-первых, музыкальная культура Казахстана сохранила тот свой богатый потенциал, который всегда достойно представлял элиту нашего музыкального искусства. Так, в системе музыкального образования плодотворно работают около 100 ведущих деятелей культуры и искусства. Среди них народные артисты СССР и РК Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, Алибек Днишев, Еркегали Рахмадиев, Роза Джаманова, Анатолий Молодов; Народные артисты РК и лауреаты международных конкурсов Фатима Балгаева, Жания Аубакирова, Айман Мусоходжаева, Гаухар Мурзабекова, Каршыга Ахмедьяров, Толепберген Абдрашев; заслуженные артисты и деятели РК Бекболат Тлеухан, Хайрулла Жумакенов и другие. Все они представляют музыкальную культуру нашего государства на многих международных фестивалях, днях культуры Казахстана, концертах, а также имеют в числе учеников лауреатов, дипломантов многих международных и Республиканских конкурсов.
По-новому развивается внебюджетная профессиональная деятельность музыкантов. Появились частные творческие коллективы и оркестры, зазвучали, так называемые «именные» фестивали и конкурсы Е. Серкебаева, Д. Касеинова, А Днишева. Уже несколько лет успешно функционируют музыкальный колледж Ж. Аубакировой.
Коллективом консерватории разработаны национальные Госстандарты и типовые учебные планы высшего образования по музыкальном специальностям, которые утверждены Министерством образования и культуры и действуют в РК. Кроме того, Алматинская консерватория является Вузом, учебные программы которого включают все музыкальные специальности и единственным в республике, где обучаются по таким редким специализациям как «Орган», «Оперно-симфоническое дирижирование», «Педагогика и психология (музыкальная)», «Сыбызгы», «Шертер».
Как крупнейшее в Республике заведение музыкального образования и науки, Алматинская консерватория имени Курмангазы обладает большим специализированным библиотечным фондом (580 тыс.экз.),обширной фонотекой и включает в себя такие уникальные подразделения, как научно- исследовательская фольклорная лаборатория и экспериментальная музыкальная мастерская; выпускается специализированное периодическое издание «Новая музыкальная газета».
Алматинская консерватория активно работает в международных программах. Она является ассоциированным членом Европейской Ассоциации консерваторий и высших музыкальных школ со штаб-квартирой в Париже (ЕАК). В 2000 году консерватория стала инициатором проведения высших музыкальных школ. Штаб- квартира этой Ассоциации будет базироваться в Алматы и Токио.
Алматинская консерватория возглавляет Международную ассоциацию «Музыка тюркских народов»,через своих представителей участвует в работе Международного совета по традиционной музыке, Международной летней академии музыкального менеджмента (Зальцбург), Международной Ассоциации симметрологов, периодически участвует также в международных музыкальных конкурсах, конференциях, мастер-классах, совместных концертных проектах и записях («Казахские сезоны во Франции»).
Наша задача сегодня- несмотря на все объективные трудности, сложившиеся в республике и, конечно же, не обошедшие нас стороной, не только сохранить, но и максимально поднять уровень преподавания в консерватории. Мы делаем для этого все возможное. Прежде всего,мы поднимаем уровень требований к преподавателям вуза была проведена фронтальная самоаттестация, выявившая как наши достяжения, так и недостатки.