«Внедрения дуальной системы обучения проблемы и перспективы» доклад


Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГКП Семипалатинский финансово-экономический колледж имени
Рымбека Байсеитова
Д О К Л А Д
на тему: «Внедрения дуальной системы обучения проблемы и перспективы».
Подготовлен: преподавателем Конкашева К.С.
2015-2016 учебный год.
Внедрения дуальной системы обучения проблемы и перспективы.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев призвал предприятия страны внедрять модель дуального образования.
Н.А. Назарбаев отметил, что эта модель уже внедрена в АО «Казахмыс», Донском ГОКе, Павлодарском электролизном заводе, в Фонде «Самрук-Казына». В таких компаниях, как Павлодарский нефтехимический завод, «Казахтелеком», КЕГОК, «Казатомпром», Аксуский завод ферросплавов, Сайрамский машиностроительный завод, переоборудованы учебные центры для дуального обучения.
Основной проблемой большинства выпускников ВУЗов является недостаток самой практики, т.е. дуальное обучение - это более эффективный способ подготовки кадров. Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных мастерских, а также во время производственного обучения. То, что сегодня расскажут студентам в аудитории, – завтра они применят в действии на предприятии.
Суть дуальной системы обучения - сочетание теоретического обучения в ВУЗе с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по выбранной специальности, т.е. эта система, при которой студенты половину всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать, что позволяет студентам не только успешно освоить учебную программу, но и получить хорошие практические навыки, наладить контакты в трудовом коллективе.
Президент страны отметил, «не факт, что он останется там. С приобретенной профессией он может работать в другом месте».
Такая форма образования - прекрасная возможность для работодателей обучить специалистов, нужных предприятию, а для студентов – получить не только теоретические, но и практические знания.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., говориться, что «высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 ВУЗов, в которых обучаются свыше 595 тыс. человек. Тем не менее, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых ВУЗами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики».
Так, основные градообразующие предприятия в г. Экибастузе, такие как ТОО «Экибастузская ГРЭС -1 им. Б.Нуржанова, АЗФ ЕЭК ТНК «Казхром» (г. Аксу), АО «Богатырь Комир» (г. Экибастуз) и др. по оснащению и организации производства зачастую опережают программы обучения наших ВУЗов.
1 Дуальное обучение – требование времени
Под дуальной системой образования понимают систему, когда образование молодых людей по признанной профессии происходит в двух учебных заведениях, т.е. два учреждения участвуют в образовании. С одной стороны это ВУЗ, а с другой стороны - обучающее предприятие.
Два года назад одна крупнейшая немецкая компания, прочно обосновавшаяся на калужской земле, совершила беспрецедентный ход, который в будущем может в корне изменить отечественную систему среднего специального и высшего образований. 6 сентября 2010 г. «Фольксваген Груп Рус» и Калужский колледж информационных технологий и управления открыли первую в России дуальную образовательную программу. Двухгодичное обучение по ней уже прошли 24 добровольца - в июне 2012 г. они получили дипломы и, согласно контракту, подписали трудовой договор с немецким автоконцерном.
2 Дуальное обучение: опыт Германии
Поручение Н.А. Назарбаева, озвученое на II съезде молодежного крыла «Жас Отан» НДП «Нур Отан» - «После посещения Германии я дал поручение внедрять дуальную систему образования. Сегодня по этой системе работают 60 стран мира. Я призываю все казахстанские компании немедленно заняться этим, а правительству проследить».
В данном случае примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.
Германская сторона готова оказать активное содействие в процессе внедрения немецкого опыта «дуального» образования в Казахстане.
Фильм: Португалия: дуальное обучение по примеру Германии
Треть жителей Португалии в возрасте до 25 лет не имеют работы. Часто - из-за отсутствия квалификации. Одна из португальских фирм решила перенять опыт Германии и ввела у себя дуальное обучение на предприятии.
Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой.
Это действительно полезное и нужное дело - проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается следующие проблемы:
- стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы;
- предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
В ходе республиканского семинара «Дуальная система: опыт и перспективы внедрения» в г. Караганде Министр образования и науки Бакытжан Жумагулов рассказал о преимуществах дуального обучения.
«К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:
- во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая компания;
- во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника».
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т.д.
Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, работников, государства:
- для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;
- для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;
- в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
Список использованной литературы
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.
Агранович М.Л. Экономические и социальные эффекты образования. Опыт статистического анализа. — М.: Просвещение, 2001. — 256 с.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 zakon.kz
Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 годы // zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27.html
Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образования // Вестник Военного университета. — 2010. — № 3 (23). — С. 41-46.