Доклад на тему Внедрение дуальной системы обучения в колледже проблемы и перспективы


Внедрение дуальной системы обучения в колледже
проблемы и перспективы
На сегодняшний день в системе подготовки специалистов важное место занимает дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире.
Дуальная система обучения стала сегодня одним из трендов образования. Это особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и учебных заведений путем совмещения в учебном процессе теоретической и практической подготовки.Для выпускников – приобретение на ранних стадиях обучения определенных профессиональных компетенций, а также личностных качеств и умение работать в команде.
В условиях индустриально-инновационного развития стране нужны не просто рабочие руки, а компетентные специалисты. Специалисты с техническим и профессиональным образованием формируют основу для индустриализации страны.
Последние годы произошли коренные изменения в вопросах подготовки профессионально-технических кадров, и значение в этом сыграло два момента:
во-первых, принятие и начало реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана;
во-вторых, создание Национального совета по подготовке кадров с участием представителей бизнеса.
Первый фактор обусловил принципиальный рост потребности экономики в специалистах с совершенно новым уровнем профессиональной подготовки.
Второй – ориентация системы профессионального технического образования на потребности производства.
Новая система подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием требует от каждого выпускника, функциональной грамотности, чтобы удовлетворить требования работодателя без переучивания.
Во всем мире в среднем 1 из 5 учащихся получающих среднее образование, находится в системе технического профессионального обучения.
Президентом страны была поставлена задача по подготовке востребованных специалистов с техническим образованием нового поколения. Для выполнения поставленной задачи, началось внедрение инновационных образовательных программ, создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки технических специалистов, внедрение новых технологий обучения, развитие системы непрерывного профессионального образования. Все вышеуказанные задачи преследует дуальная система обучения, которая прекрасно зарекомендовала себя в целом ряде развитых стран.
Позитивными моментами дуального обучения являются:
усиление практической направленности обучения;
устранение основных недостатков традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой;
максимальное приближение обучения к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны;
будущие специалисты учатся гораздо более осознанно и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения. А это уже весьма высокий уровень мотивации.
Модель дуального образования стала результатом заинтересованности системы образования в реальной социализации подрастающей молодежи, чаще всего входящей во взрослую жизнь без всякого адаптационного периода. Таким образом, система образования, раздвигая свои рамки, решает функцию социализации молодежи, с поддержкой социальных партнеров.
К настоящему времени система технического и профессионального образования (ТиПО) в Казахстане институционально достаточно развита. Однако главной проблемой остается качество подготовки специалистов, их низкая конкурентоспособность и несоответствие квалификации требованиям рынка труда.
Системным фактором является неудовлетворительное взаимодействие ТиПО с рынком труда, крайне слабое участие работодателей в выработке содержания образования, в самом процессе обучения и поддержке организаций ТиПО.
Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.
Дуальное обучение: опыт Германии
Поручение Н.А. Назарбаева, озвученое на II съезде молодежного крыла «Жас Отан» НДП «Нур Отан» - «После посещения Германии я дал поручение внедрять дуальную систему образования. Сегодня по этой системе работают 60 стран мира. Я призываю все казахстанские компании немедленно заняться этим, а правительству проследить».
В данном случае примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.
Германская сторона готова оказать активное содействие в процессе внедрения немецкого опыта «дуального» образования в Казахстане.
Треть жителей Португалии в возрасте до 25 лет не имеют работы. Часто - из-за отсутствия квалификации. Одна из португальских фирм решила перенять опыт Германии и ввела у себя дуальное обучение на предприятии.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
В Казахстане принимаются реальные меры по внедрению дуального (кооперативного) образования. Создана нормативная правовая база:
Закон РК «Об образовании» (пп. 35-1 ст. 1)
«Кооперативное обучение – одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений».
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.
«Будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий. Обучение в учебных заведениях ТиПО будет привлекательно и престижно для молодежи».
Статья Главы Государства – «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
«Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий».
Обсуждение международного опыта ряда ведущих стран мира (Австрия, Германия, Южная Корея, Сингапур и др.) по организации и внедрению дуальной системы подготовки специалистов совместно с руководителем Германского общества по Международному сотрудничеству господином Райнер Гертц показывает, что в каждой стране имеются свои особенности в организации дуального обучения.
Несмотря на отдельные положительные примеры, нельзя не признать, что существуют серьезные проблемы, препятствующие внедрению дуальной подготовки кадров в общенациональном масштабе.
Главное, что тормозит развитие дуального обучения, конечно, инвестиции. Отечественные предприниматели в большинстве не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Им сложно делать долгосрочные прогнозы. А у многих просто нет денег, чтобы вложиться в образование.
А законодательство РК не предусматривает налоговых преференций бизнесу за участие в подготовке кадров.
О данных проблемах, а также путях их решения шла речь на городском форуме «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров», который прошел в г. Алматы 12 ноября 2014 года.
Вера Цзин, начальник отдела анализа и содействия в сфере ТиПО Палаты предпринимателей г. Алматы, выступила с докладом, ознакомив присутствующих с задачами, которые необходимо решить социальным партнерам для эффективного внедрения дуальной технологии обучения:
1. Создание законодательного, нормативно-правового обеспечения дуального обучения.
2. Создание Национальной модели дуального обучения.
3. Введение системы мотиваций предприятиям, участвующим в процессе дуального обучения и приоритетного бюджетного финансирования колледжей и учебных центров, активно внедряющих дуальную подготовку кадров.
4. Создание института наставничества в рамках внедрения дуального обучения.
5. Создание эффективной системы профессиональной ориентации.
6. Создание инфраструктуры системы дуального обучения, в том числе через:
– развитие сети отраслевых учебно-методических кластеров подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации кадров;
– развитие сети учебных центров при крупных предприятиях;
– увеличение числа колледжей, работающих в режиме экспериментального внедрения технологии дуального обучения.
Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.
Итак внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой.
Это действительно полезное и нужное дело - проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается следующие проблемы:
- стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы;
- предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
«К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:
- во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая компания;
- во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника».
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т.д.
Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, работников, государства:
- для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;
- для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;
- в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.