Использование портфолио для оценки общих компетенций студентов


«Использование портфолио студента для оценки общих компетенций»
Одна из основных задач современного образовательного учреждения – подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего такими качествами как мобильность, готовность к профессиональному и личностному саморазвитию, стремление к творческому самовыражению. Для решения этой задачи необходимы новые образовательные технологии. В последнее время наибольшее внимание привлекают технологии, основанные на сочетании двух подходов: личностного и деятельностного. При их реализации анализу подвергается деятельность студента с учётом его личных потребностей и способностей. Одной из таких технологий является технология учебного портфолио, которая позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход в обучении. Это замена пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. Преподаватель создаёт условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения. Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост студента за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.
В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются:
общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.),
прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),
организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.
Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:
отражает динамику развития студента, результатов его самореализации;
демонстрирует стиль учения, свойственный студенту, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы;
служит формой обсуждения и самооценки результатов работы студента на семинаре, зачете и экзамене;
помогает студенту самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио»:
1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения.
2. Портфолио – это коллекция работ и результатов студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
3. Портфолио – систематический и специально организованный сбор
доказательств, используемых для мониторинга знаний, умений и навыков,
степени освоения компетенций.
4. Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную
информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения
студента.
Можно использовать следующее виды портфолио: «Портфолио документации».
Может содержать документы студента, показывающие развитие и рост в обучении: зачетные книжки, свидетельства, удостоверения о присвоении квалификации, категории, разряда, получении дополнительного образования. «Портфолио-коллектор».
Включает материалы, авторство которых не принадлежит студенту. Это могут быть предложенные педагогом памятки, схемы, списки литературы, найденные студентом самостоятельно или его товарищами по группе, ксерокопии статей периодических изданий, иллюстрации. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д. - одним словом, все, что связано стематикой портфолио и не является продуктом деятельности самого студента. Иными словами, «коллектор» - это своего рода копилка материалов иинформации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет использоваться.
«Портфолио процесса».
Демонстрирует процесс и уровень самостоятельного использования студентом полученных знаний и умений при выполнении учебных, исследовательских, творческих, информационных, социальных проектов. Портфолио должен отражать все стадии проектной деятельности: погружение в проект (проблематизация), разработка проекта (планирование и организация деятельности), технологическая стадия (осуществление деятельности), заключительная стадия презентация и оценка результатов). «Портфолио показательный».
Используется для суммирования мастерства студентов, полученного по определенным направлениям; включает лучшие работы студентов, отобранные самими учащимися или педагогами. Показательный портфолио может быть индивидуальным и групповым.
«Портфолио оценочный».
Собирается для контроля накопления знаний и умений студента и состоит из контрольных материалов различных видов: контрольные работы, тесты, схемы, кроссворды и т. д. Оценочный портфолио педагог может составить самостоятельно и предоставить его заблаговременно (до окончания курса обучения), таким образом акцентировав внимание студентов на достижении запланированного результата. «Портфолио отзывов».
Включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, родителями, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей деятельности и ее результатов. «Портфолио достижений».
Располагает материалами, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Этот вид портфолио может содержать лучшие проекты, благодарственные письма, грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, фотографии и т.д. «On-line-портфолио».
Может принимать различные формы. Первая - портфолио может быть создано студентом посредством загрузки ряда документов в специально отведённую для этого часть общего сайта курса, предполагающую работу студента по заранее составленному шаблону. Вторая форма - портфолио позволяет студенту создать свою собственную веб-страничку и составить портфолио в соответствии с своим собственным пониманием форм отчёта по курсу обучения. Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который может быть реализован следующим образом:
оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
портфолио не оценивается, а студент выбирает отдельные части для пре- зентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Критерии оценивания, как правило, определяются совместно со студентами, но могут быть предложены преподавателем. Набор критериев зависит от особенностей дисциплины, целей ее освоения, условий обучения и т. д.
Таким образом, процесс создания портфолио не только демонстрирует усилия студента и его прогресс или достижения в конкретном виде практики, но и помогает будущему специалисту в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать свои умения.



15