Инновационный проект Гендерно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования

Районный конкурс «Педагог года -2016»


Инновационный проект:
«ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»


Хафизова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Ола»





2016
1 этап Подготовительный
Сфера проекта
Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократичного общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Без гендерного образования эти качества мы не сможем воспитать в наших учениках, так как не сможем сформировать у них гармоничные гендерные отношения. Гендерная педагогика создаёт другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьёзным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счёте – к изменению общественного сознания.
Проблема и актуальность ее решения
В практической деятельности учителя начальных классов возникает ряд противоречий между ФГОС НОО и слабой мотивацией учащихся; между содержанием образования и низкой волевой готовностью младших школьников; между коллективными формами обучения и индивидуальными особенностями каждой личности; между содержанием образования стандартов второго поколения и слабым уровнем здоровья учащихся. Эти противоречия ставят неотложные задачи по поиску таких форм и методов работы с детьми в рамках образовательной школы, которые бы способствовали формированию адекватной жизненной позиции школьников, ориентировали их на личностное самоопределение, способствовали выбору адекватных запросам общества идеалов и жизненных целей. Такие возможности может дать гендерный подход в обучении и воспитании, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует сохранению психофизического здоровья в форме максимальной реализации их личностных склонностей и способностей (Приложение 1).
Поиск новых путей для решения многих вопросов в образовании заставляет обратить взор в прошлое, переосмыслить опыт предыдущих поколений и использовать его в современной школе. Использовать важно только то, что может улучшить образовательный процесс, повысить качественную успеваемость. Изменения надо вводить постепенно, к инновационным процессам должны быть готовы и учителя, и родители, и учащиеся. Основываясь на исследованиях ученых-психологов А. Геодакяна, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, В.Е. Кагана, В.Н. Клейна, Д.В. Колесова, И.С. Кона, В.А. Москвина, Н.Г. Пушкаревой, С. Спрингера, Г. Дейча и др., можно прийти к выводу, что в классах раздельного обучения быстрее проходит адаптация обучающихся к школьной жизни, глубже формируются коммуникации и ключевые компетентности, растет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощущают свою успешность, а это одна из главных составляющих запроса родителей к образовательному учреждению.
Используя опыт своей работы, могу сказать, что при отсутствии принципиально новых открытий и изобретений я усовершенствовала уже существующие методики по организации работы для осуществления гендерного похода в обучении детей своего класса.
Первоначальный низкий уровень развития мотивации детей способствовал их перегрузке, ведь от них постоянно требовался высокий уровень готовности к урокам. Это приводило к тому, что оставались нереализованными потребности личности. В результате проведённой работы мною были отобраны и внедрены в практическую деятельность определённые задания и упражнения, которые помогли осуществить гендерный подход (Приложение 2). Они, в свою очередь, способствовали повышению мотивации учащихся (Приложение 3).
Осуществлению гендерного подхода соответствовала модель параллельно-совместного обучения, которая была применена в масштабах класса без ущерба для общего образовательного процесса. Обучение предусматривало задания и упражнения по предметам, в которых гендерные различия весьма значительны, таким как русский язык и математика. Это позволило интенсифицировать учебный процесс.
Тема проекта
Положительный собственный опыт и результаты исследований ученых-психологов натолкнули меня на дальнейшее продолжение работы в данном направлении. На основании вышеизложенного, мною сформулирована тема проекта: «Гендерно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования».
В основу педагогического проекта положена идея о том, что учет в процессе обучения и воспитания психофизиологических особенностей мальчиков и девочек может способствовать проявлению их индивидуального своеобразия, связанного с гендерной идентификацией, а также поможет создать оптимальные условия для активного и успешного познавательного развития, повышения психического здоровья в целом, и в результате позволит повысить уровень качества знаний учащихся.
Цель проекта – создание гендерно-ориентированной системы обучения с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствующей повышению качественной успеваемости, гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

Задачи проекта:
Изучить зарубежный и отечественный опыт внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в образовательном учреждении.
Выделить особенности гендерного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей развития мальчиков и девочек и на их основе повысить качественные показатели обучения в младших классах.
Создать модель обучения и воспитания обучающихся в соответствии с гендерными и половозрастными особенностями, определяющую оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие развитию потенциала личности мальчиков и девочек на начальной ступени обучения.

План разработки проекта
Задачи проекта
Содержание проекта
Время проведения

1. Изучить зарубежный и отечественный опыт внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях.
- Изучение материалов зарубежных и отечественных исследований, связанных с гендерным подходом в обучении детей младшего школьного возраста.
- Организация переписки со школами России, внедряющими раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода.
- Использование положительного опыта внедрения и реализации раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода в общеобразовательных учреждениях.
март-май 2016г.

2. Выделить особенности гендерного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей развития мальчиков и девочек и на их основе повысить качественные показатели обучения в младших классах.
- Организация работы творческой группы учителей и педагогов по разработке критериев психологической диагностики обучающихся гендерных классов.
- Проведение контрольных исследований и составление рекомендаций для учителей, педагогов и родителей.
- Планирование образовательного процесса с учетом составленных рекомендаций.
2016-2021 учебный год

3. Создать модель обучения и воспитания обучающихся в соответствии с гендерными и половозрастными особенностями, определяющую оптимальные психолого-педагогических условия, способствующие развитию потенциала личности мальчиков и девочек на начальной ступени обучения.
- Создание психолого-педагогической системы, ориентированной на изучение развития личности обучающихся начальной школы.
- Освоение и активное применение на практике учителями и педагогами – участниками проекта современных педагогических технологий образования.
- Разработка и внедрение гендерно – ориентированной системы обучения в начальной школе, проведение и обобщение результатов исследований, наблюдение за динамикой изменения качественной успеваемости обучающихся в начальной школе.
2017-2021 учебные годы

Участники проекта:
учителя начальной школы;
педагоги школы (логопед, психолог);
педагоги дополнительного образования (ЦДО, ДЮСШ);
студенты, преподаватели социально-гуманитарного факультета СВГУ;
медицинские работники;
родители;
обучающиеся.
2 этап Подготовительный
Анализ ситуации и ожидаемые результаты
Смешанное образование, зародившееся в западных учебных заведениях в середине 1950-х годов, примерно в это же время было внедрено в образование нашей страны. Развитие этого направления привело к созданию многочисленных программ совместного обучения мальчиков и девочек в виде ранней математизации, формализации, компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания в образовании детей 1-х классов школы. В основе этих методов и технологий лежат современные повышенные требования к интеллекту подрастающего поколения и, следовательно, необходимость стимуляции его развития. Однако, несмотря на успехи совместного обучения и воспитания детей, в процессе реализации выявилось множество трудностей.
1. Большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – ребенок, ученик. Пол ребенка учитывается только на уроках технологии и физкультуры (да и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме.
2. Обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения.
3. Преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт.
4. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии), которое, по данным специальных исследований В.Ф.Базарного, в десять раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносят мальчики. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоциональных переживаний на психосоматическом и психоневрологическом уровне реагирования. Отсюда увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.
5. Особенности развития девочек практически не учитываются в совместных классах. Выявленные в психологических исследованиях особенности поведения девочек – чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не берутся во внимание в обучении. В среднем, и особенно старшем школьном возрасте, девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.
6. Важно отметить, что учителя, сами являясь продуктом гендерной социализации, отдают неосознанное предпочтение либо девочкам, либо мальчикам. Гендерные специальные отношения проявляются как в повседневном общении с учащимися, так и в импровизированных педагогических действиях и приемах.
7. В младших классах специфические познавательные потребности могут нередко игнорироваться педагогами-женщинами, поскольку стратегия образования в этом возрасте преимущественно рассчитана на девочек. Весь учебный процесс этого возрастного периода отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учителя-женщины), так и в способах подачи материала (подробное повторение, пересказы, детализирование и др.).
В целом, в системе образования существует парадоксальное явление: образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также маскулинные качества личности. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам, особенно в начальной школе.
Анализ работы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола», на базе которой планируется осуществить проект, выявил сильные и слабые стороны учреждения, которые помогут или помешают при реализации проекта:

Сильные стороны
Слабые стороны

Эффективное управление развитием учреждения
Низкие показатели успеваемости

Повышение квалификации учителей
Особенности контингента обучающихся и воспитанников (ОГК ОУ «МОДД», ГУСОН «МОСРЦдН»)

Достаточно стабильный педагогический коллектив
Недостаточный уровень культуры обучающихся

Традиции школы
Недостаточное количество учителей-мужчин

Комфортные условия для обучающихся
Снижение бюджетного финансирования

Внедрение новых технологий, методов и др.
Рост социально-неблагополучных семей

Привлечение социальных партнеров
Недостаточное развитие способностей каждого ученика

Приобщение социума к участию в школьной жизни


Сравнительный анализ количества девочек и мальчиков при поступлении в первый класс (на протяжении последних 3-х лет обучения) показывает, что соотношение мальчики-девочки остается практически одинаковым, и это дает возможность введения раздельно-классной урочной системы:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Ожидаемые результаты
Показатели эффективности

1.Успешность мальчиков и девочек, обучающихся и воспитывающихся в системе раздельно-параллельного обучения
- высокие школьные отметки
- положительная динамика развития
- высокая мотивация, положительное отношение к школе
- сохранение познавательного интереса
- социальная адаптированность
- низкий уровень тревожности
- адекватная самооценка
-позитивные отношения с педагогами, одноклассниками
- хорошее физическое и психическое здоровье

2.Повышение качества образования в младших классах через дифференциацию обучения с учетом гендерного подхода
- проведение контрольных исследований и составление рекомендаций для учителей, педагогов дополнительного образования, родителей
- проведение образовательного процесса с учетом составленных рекомендаций
- показатели уровня обученности

3.Создание условий для развития личности обучающегося, формирование внутренней позиции как мотивационного центра, обеспечивающего направленность ребенка на учебу, здоровый образ жизни и нравственное развитие
-организация внеурочной деятельности
- изучение уровня воспитанности и развития личности обучающегося гендерного класса начальной школы


4.Повышение эффективности управления образовательным процессом за счет взаимодействия с образовательным сообществом и социальными партнерами
- разработка нормативных документов учителя по взаимодействию с социальными партнерами
- привлечение социальных партнеров в образовательный процесс

5.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса результатами реализации проекта
- родители – повышение интереса к образовательному процессу и желание обучаться в классах раздельного обучения
- учителя – возможность организовывать успешную деятельность детей на уроке с учетом гендерных особенностей
- учащиеся – комфортность, возможность раскрытия лучших качеств личности

Проектное решение
Стратегия и тактика перехода начальной школы в новое состояние включает в себя и определенные формы деятельности, среди которых выделяются организационные и содержательные.
Организационные формы включают: комплектование классов, учебного плана, распределения кабинетов и нагрузки учителей, выбор образовательной программы, погружение в организацию всех участников образовательного процесса – обучающихся, учителей и родителей.
Содержательные формы включают: методическую, психолого-педагогическую работу с родителями обучающихся, организацию образовательного процесса, включающего учебную деятельность по основной образовательной программе и воспитательную работу.
Раздельное обучение девочек и мальчиков включает деятельность по четырем модулям:
1. Организационно-деятельностный модуль:
-персонализация учебного места;
-равнозначность гендерной знаково-символьной информации;
-изучение учителем психолого-физиологических особенностей обучающихся разного пола;
-формирование гендерной культуры учителя;
-организация внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования детей.
2. Психофизиологический модуль:
-отслеживание уровня адаптивности, тревожности, интеллекта, мотивации, креативности (в каждом классе);
-динамика физиологического развития обучающихся;
-обеспечение учителем психологического комфорта обучающихся во время урочной и внеурочной деятельности.
3. Содержательный модуль:
-активизация субъективной гендерной позиции (возможность самореализации через урочную и внеурочную деятельность);
-развивающее уровневое обучение (современные педагогические технологии);
-активизация феминных и маскулинных образов (в зависимости от классов);
-повышение качества успеваемости через личностную мотивацию обучающихся.
4. Временной модуль:
-учет возрастных и гендерных особенностей развития мальчиков и девочек;
-создание внешних условий с опорой на мотивы и интересы школьников в зависимости от стиля обучения, способа мышления (система учебной и воспитательной деятельности учителя).
Управление и контроль реализации проекта осуществляется администрацией школы согласно функциональным обязанностям и плана работы школы, которые представляют отчеты о ходе и результатах реализации проекта в Комитет образования.
Мониторинг результатов реализации проекта –
- психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей обучающихся;
- мониторинг качества обучения;
- мониторинг воспитанности и развития личности обучающихся.
Критерии результативности проекта:
-рост качества успеваемости обучающихся гендерных классов;
-развитие личности, культуры и воспитанности обучающихся;
-повышение квалификации учителей начальных классов.
Проект будет реализован через проведение следующих мероприятий:
№ п/п
Мероприятия
Сроки проведения

1
Изучение литературы по проблемам гендерной педагогики и психологии, полоролевых и нейропсихических особенностей мальчиков и девочек
Март-апрель 2016г.

2
Организация переписки для использования опыта работы с образовательными учреждениями г.Москва ГОУ СОШ №1257, ГОУ СОШ №343; г.Санкт-Петербург ГОУ СОШ №106, ГОУ СОШ №139, женская гимназия «Александрийская»; г.Железногорск (Красноярский край) лицей №103
Март-май 2016г.

3
Создание творческой группы (учителя начальных классов, логопед, педагог-психолог) с целью разработки материалов психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и выработки единых критериев психолого-педагогической диагностики
Сентябрь-январь 2016-2017 гг.

4
Проведение семинаров для участников образовательного процесса по теме «Раздельно-параллельное обучение и воспитание как условие сохранения здоровья младших школьников» (педагогический коллектив)
Сентябрь-май 2016-2017учебный год

5
Проведение тематических родительских собраний для будущих первоклассников по темам: «Гендерное воспитание и обучение», «Плюсы и минусы раздельного обучения», «Особенности развития мальчиков и девочек»
Сентябрь-май 2016-2017 учебный год

6
Курсы повышения квалификации на базе МО ГАУ ДПО «ИПК ПК»; дистанционные курсы для учителей, участвующих в эксперименте
Сентябрь-май 2016-2017 учебный год

7
Разработка системы социального партнерства (ЦДО, ДЮСШ, СВГУ, Детская поликлиника): разработка и заключение договора социального партнерства на оказание образовательных и медицинских услуг
Сентябрь-ноябрь 2016г.

8
Модификация рабочих программ для раздельного обучения в классах мальчиков и девочек
Сентябрь-ноябрь2016г.

9
Выработка единой воспитательной программы
Сентябрь-ноябрь 2016г.

10
Разработка программ внеурочной деятельности
Ноябрь-февраль2016-17гг.

11
Проведение медицинского комплексного обследования будущих первоклассников
Март-май 2017г.

12
Проведение диагностики начального уровня познавательного, эмоционально-волевого развития будущих первоклассников
Май 2017г.

13
Проведение анкетирования среди родителей будущих первоклассников «Организация раздельного обучения в нашей школе»
Март 2017г.

14
Создание классов раздельного обучения
Апрель 2017г.

15
Организация работы классов раздельного обучения (внутришкольный эксперимент)
Сентябрь 2017г.- май 2021гг

16
Осуществление творческого обмена опытом (переписка с образовательными учреждениями)
В течении всего периода работы эксперимента

17
Проведение промежуточных диагностических исследований
В течение всего периода работы эксперимента

18
Анализ полученных в ходе реализации проекта данных
В течение всего периода работы эксперимента

19
Подведение итогов экспериментальной работы
Май 2021г.




Система социального партнерства

Социальные партнеры
Специалисты учреждения
Мероприятия по реализации проекта

1
Северо-Восточный Государственный университет
Преподаватели, студенты социально-гуманитарного факультета кафедры психологии
Разработка критериев, их измерение - развитие памяти, мышления, мелкой моторики, показатели психофизического здоровья, межличностные отношения для проведения контрольных обследований, проведение консультаций.

2
ЦДО, ДЮСШ
Педагоги дополнительного образования
Организация внеурочной деятельности по образовательным программам «Школа вежливости» для девочек, «Школа мужества» - для мальчиков и др.

3
Детская поликлиника п.Ола
Медицинские работники
Организация и проведение медицинских обследований, создание информационной системы мониторинга здоровья детей, выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организация диспансеризации и вакцинации детей, консультирование учителей и родителей.




Оценка ресурсов
В ходе реализации данного проекта потребуются затраты, связанные с необходимой отчетностью, использованием интернета:
Цель
Необходимые ресурсы
Стоимость

Печать рабочих программ
Бумага формат А4, 1уп.*4 года
300 руб.*4=1200руб.

Печать программ внеурочной деятельности
Бумага формат А4, 1уп.* 4 года
300 руб.*4=1200 руб.

Печать рабочих программ, программ внеурочной деятельности
Заправка картриджа
2 раза в год *4 года
700 руб.*4=2800 руб.

Использование интернета для переписки со школами, имеющими опыт в работе по данной теме
Модем МТС, Билайн
Оплата 1 раз в мес. *4 года
1200 руб.*4=4800 руб.

Печать материалов в ходе проведения эксперимента
Бумага формат А4
2 уп.*4 года
600 руб.*4=2400 руб.

Печать материалов в ходе проведения эксперимента
Заправка картриджа
1раз в год *4 года
350 руб.*4=1400 руб.


Итого
15800 руб.

Финансирование заработной платы педагогов, оплаты часов внеурочной деятельности, также как и оплата работы медицинских работников уже заложено в бюджет учреждений; работа студентов СВГУ может быть реализована, как сопровождение в рамках педагогической практики, написания дипломной или курсовой работы. Можно говорить о том, что в реализации данного проекта больше затрачен временной ресурс участников.
Оценка рисков
Описание ожидаемых эффектов введения в школе раздельно-классного обучения не исчерпывается только позитивными результатами. Следует ожидать и негативные эффекты. В самых общих чертах эту систему можно назвать сложной, новой и малопонятной, что и ведет к появлению проблем со стороны всех субъектов образовательного процесса.


Риски, касающиеся учащихся:
нехватка общения с учащимися противоположного пола – должна компенсироваться общением на переменах, общими коллективно-творческими делами, внеклассными мероприятиями;
разочарование, связанное с несоответствием реальных и ожидаемых результатов – минимизируется через создание индивидуальной матрицы каждого учащегося, в которой четко прослеживается качественный рост успеваемости.
Риски, касающиеся учителей:
недостаточная мотивация на участие в эксперименте – проведение разъяснительной работы, обучающих семинаров, курсы повышения квалификации;
разочарование, связанное с несоответствием реальных и ожидаемых результатов – будет устранено при пополнении методической составляющей эксперимента путем обмена опытом с педагогами других школ.
большое количество отчетности – создание и использование большего количества электронных документов или обработка и анализ результатов одним человеком (возможно, это будет завуч по УВР или руководитель творческой группы).
Риски, касающиеся родителей:
недостаточная информированность в данной проблеме – разъяснительная работа, тренинговые занятия, индивидуальные консультации - помогут снизить этот риск;
разочарование, связанное с несоответствием реальных и ожидаемых результатов - минимизируется через создание индивидуальной матрицы каждого учащегося, в которой четко прослеживается качественный рост успеваемости.

Перспективность данного эксперимента заключается в учёте гендерного подхода при организации УВП. Это будет способствовать повышению учебной мотивации младших школьников. Что, в свою очередь, раскроет большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных и практических умений учащихся; вырастет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощутят свою успешность, что положительно скажется на качестве обучения; поможет глубже сформировать коммуникации и ключевые компетентности, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.












Root Entry