Методическая разработкаразработка «Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий»


Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Новооскольский колледж»
Методическая разработка
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Подготовлено
преподавателем
Инкиной Л.В.
г. Новый Оскол
2017
Автор: Инкина Лариса Викторовна, - преподаватель английского языка_
Ф.И.О. должность
Методическая разработка «Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий».
// Инкина Л.В.// Новый Оскол, 2017 г.

Целью работы является рассмотрение образовательных возможностей инновационных подходов в процессе обучения иностранным языкам как фактора повышения качества образования.
Применение инновационных подходов, технологий позволяет повысить производительность и эффективность работы студентов при выполнении заданий, развивает самостоятельность, ответственность и интерес к изучаемой дисциплине.
Материал изложен последовательно, доступно, логично.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Оглавление
Введение с. 4
1. Основная часть с. 5
1.1. Обоснование темы с. 5
1.2. Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий с. 6
Заключение с. 10
Литература с. 11
TOC \o "1-3" \h \z \u

Введение
За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «Иностранный язык» в содержании российской системе образования. Все более осознается развивающий потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. В настоящее время он рассматривается не только в ряду наиболее востребованных предметов, но и в программных документах, определяющих направления модернизации структуры и содержания образования. Для современного учебника иностранного языка характерна общность целевых установок и принципиальных положений, определяющих основные подходы к обучению этому предмету (что зафиксировано в программных материалах и стандартах по этой предметной области). К числу таких базовых положений относится коммуникативная направленность всего процесса обучения, личностно ориентированный подход, взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности. Будучи признанными в современной методике обучения иностранным языкам, перечисленные положения реализуются авторами современных учебников.
1. Основная часть
1.1. Обоснование темы
Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.
Анализируя литературу по проблеме исследования, можно отметить, что во многих изданиях, посвященных педагогической технологии, мы обнаруживаем ее новое понимание. Педагогическая технология выступает не только как прямое использование технических средств обучения, но и как выявление признаков и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность конструированием и применением приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
В соответствии с современными тенденциями в образовании перед учителями иностранного языка стоит цель - формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели используется технология личностно ориентированного обучения, педагогическая технология коммуникативного взаимообучения, технология обучения говорению в рамках компетенции коммуникативного образования, метод проектов на уроках иностранного языка.
1.2. Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий
Рассмотрим проблему практической реализации личностно ориентированного обучения, методики сотрудничества и проектной методики.
Именно эта технология может приблизить процесс обучения иностранным языкам по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной ситуации при помощи создания в аудитории микроклимата окружающей жизни со всеми реальными межличностными отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка. Сущность личностно ориентированной технологии заключается в том, что у учителя нет готовых шаблонных методов взаимодействия с различными учениками, оно зависит от личности обучаемого, его интересов, способностей и возможностей. Безусловно, для этого необходима комплексная диагностика. Особенностью методики является обязательный учет индивидуальной избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации, стремления использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе в ситуациях, не заданных обучением.
Важным и значимым моментом является необходимость поставить обучаемого в центр образовательного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную, практическую направленность, заставляя отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов».
Рассмотрим обучение в сотрудничестве. Учитывая специфику предмета «Иностранный язык», эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков. Студенты разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые стараются выяснить у более подготовленных непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале (кроме того, сильный студент будет иметь возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества:
Группы учащихся формируются преподавателем до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый студент. Если группа работает слаженно, нет необходимости менять ее состав.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами студенты, преподаватель может дать рекомендации).
Оценивается работа не одного учащегося, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия, вклад каждого учащегося. В ряде случаев можно доверить ребятам оценивать результаты собственного труда.
Преподаватель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый учащийся (в нашем предмете это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый учащийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.
Не вызывает сомнения тот факт, что обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности (например, методу проектов).
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Данная методика дает возможность учащимся больше работать самостоятельно на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проявлять себя в лидерстве.Работа над проектом - это всегда творческий процесс. Можно с уверенностью утверждать: у студентов развивается креативная компетенция, которая является, в свою очередь, показателем коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Работа над проектом проходит в несколько этапов, при этом на его защиту отводится два стандартных урока.
1 этап. Учащимся предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать.
2 этап - подготовительный. Учащиеся овладевают лексикой, грамматическими структурами. Параллельно с этим проводится работа над проектом. Тексты и упражнения из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся.
3 этап - защита и обсуждение проектов.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов.
Задача преподавателя, проводящего беседу, - вызвать интерес к теме, настроить учащихся на восприятие материала. Знакомство с текстами проходит при помощи аудирования. При ответах учащиеся используют схемы-образцы из учебника, а затем приступают к выполнению упражнений по теме. Следует обратить их внимание на то, что необходимо запомнить собственные выводы и использовать их в дальнейшем при подготовке проекта. На последующих уроках выполняются лексико-грамматические упражнения, проводится работа с текстом, диалогом, фильмом. Помня о конечном результате, ребята собирают информацию и отбирают необходимый минимум для выполнения проекта.
Следующий этап - собственно работа над проектом:
1.Формирование групп по принципу объединения сильных, средних и слабых учащихся. Составление плана работы в группах, распределение ролей, анализ информации, чтение заданий в учебнике. Преподаватель является только помощником и консультантом.
2.Демонстрация проектов. Представление группой своего проекта. Работа экспертной комиссии, оценка результатов работы учащихся.
3.Подведение итогов работы (насколько проекты были успешны, оправданы), поиск путей улучшения качества проведения этого вида деятельности.
Для эффективности использования проектной деятельности в процессе обучения можно рекомендовать следующие задания.
Образцы проектных заданий
Для слабых учащихся Для средних
учащихся Для сильных
учащихся
*Постер*Коллаж*Стихи*Эссе*Доклад /Реферат*Мини-исследование и его вербальное или графическое представление
*Вопросы викторины*Кроссворды *Веб – страницы
*Компьютерные программы*Стенгазеты*Опросы, интервью*Видеофильмы*Экскурсии *Спектакли*Концерты*Конференции*Круглые столы*Телемосты
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что целенаправленное и систематическое использование представленных выше технологий при обучении иностранному языку способствует совершенствованию умений учащихся в устной и письменной речи, расширению кругозора обучаемых, развитию коммуникативных навыков, умения работать со словарем и другими источниками, стимулирует студентов быть деятельными, развивает у них интерес, воображение, творческие способности, самостоятельность и раскрывает их собственные потенциальные возможности. Литература
Солова Е.М. Вопросы теории и практики английского языка. - Москва, 2011.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 2. -№ 3. - С.41.
Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С.46.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2010. - С.115.