«Использование метода проекта в работе с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата»(НОДА)


«Использование метода проекта в работе с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата»(НОДА)
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 365»
Г.Нижний Новгород
Круглова Наталия Анатольевна.
Содержание:
1.Актуальность использования проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.
2.Задачи и особенности реализации проектной деятельности с детьми с НОДА.
3. Паспорт проекта «Детский сад- Дом радости»
4. Результативность проекта «Детский сад – дом радости»
5. Список используемой литературы
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, обоснованные новыми требованиями государства к данной ступени образования. В 2014 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и в его основе заложены новые направления дошкольного образования, необходимые для всестороннего развития дошкольника. Среди них - содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество организации с семьей, формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности.
Этому в полной мере отвечает метод проектов, где необходимыми являются следующие принципы:
развитие познавательных навыков, самостоятельность в конструировании навыков;
ориентировка в информационном пространстве и развитие критического и творческого мышления;
проектная деятельность обеспечивает психологическую базу для развития интересов ребенка;
При использовании проектной деятельности с дошкольниками с НОДА педагоги опираются на теорию деятельностного подхода Л.С. Выгодского, в которой автор отмечает, что нельзя исключать ребенка с ОВЗ из общества детей с нормальным развитием и считал одной из главных задач интеграцию таких детей в жизнь.
В ФГОС ДО отмечает основные подходы к развитию ребёнка в современном обществе и важным является возможность всем детям проявить свою индивидуальность.
Над проектной деятельностью работали многие авторы. Методические разработки Л.С.Киселевой, Т.А.Данилиной, Т.С.Лагоды рассматривают проектную деятельность как способ организации педагогического процесса, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Учитывая все выше изложенное можно определить следующую актуальность внедрения метода проекта для детей с НОДА.
низкая заинтересованность и недостаточность педагогических знаний
родителей для эффективного взаимодействия с ребенком с НОДА;
в ФГОС ДО прослеживается необходимость индивидуализации образовательного процесса;
тормозящие развитие дошкольников нарушения познавательного, речевого и эмоционального опыта как следствия заболевания детей;
Таким образом, исходя из вышеперечисленного можно поставить цель о формировании познавательной активности у детей с НОДА, расширяя знания об окружающих предметах и событиях через проектную деятельность, а также создание эмоционального и положительного отношения к совместной деятельности со взрослыми у дошкольников с НОДА.
Состав детей группы определяется следующими параметрами – 70% детей с двигательными нарушениями средней степени, 60% детей с тяжёлыми речевыми нарушениями (дизартрия), интеллектуальную недостаточность имеют более 30 %. Таким образом, отмечается что более 40% детей группы имеют сложную структуру дефекта.
Задачами проектной деятельности для детей с НОДА являются:
создание благоприятной среды для развития детей;
воспитание у детей проявления внимания к сверстникам и взрослым;
развитие детской инициативы и творчества;
социализация детей через активные виды деятельности;
привлечение родителей к активному участию в реализации проекта;
В методической литературе представлена удачная схема проекта – «проект – это 5 «П»: проблема; проектирование или планирование; поиск информации; продукт; презентация (5 пальцев руки).
Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

Особенностями реализации проекта для детей с НОДА в младшем дошкольном возрасте являются:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Педагог адаптирует методы в соответствии с особенностями развития детей.
В учреждении в младшей группе проводился проект для детей с НОДА и назывался он «Детский сад-Дом радости». Проблема проекта определилась в результате анализа адаптации дошкольников к детскому саду и показателей знаний об окружающем. Проект заключался в формировании представлений о детском саде как о маленькой родине, которая является домом радости для ребенка, ее надо беречь и соблюдать традиции.
В проекте были поставлены следующие задачи:
расширить и уточнить представления о профессиях людей, работающих в детском саду;
воспитывать детей в проявлении внимания к друзьям, сверстникам сотрудникам детского сада, заботы о них;
обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционально насыщенного общения.
По завершению проекта планировались следующие результаты :
дети должны знать название детского сада, помещений и их назначение;
дети должны иметь посильные трудовые обязанности в детском саду, нести ответственность за их выполнение;
испытывать гордость и уважение к труду сотрудников детского сада;
испытывать любовь и привязанность к детскому саду;
продукты совместной деятельности детей и взрослых: фотоколлаж, выставка и т.д.
Коррекционная направленность проекта предполагает:
Деятельность детей  Деятельность педагога  Взаимодействие с семьей 
Организационный Участие в обсуждении темы «Что такое детский сад»; 
Просмотр иллюстраций, фотографий детского сада; 
 
 
 
  Обсуждение с детьми темы «Что такое детский сад»;
Выявление проблемы, целей и задач по теме проекта;
Заинтересовать родителей к активному участию в реализации проекта; 
Разработать методические рекомендации, конспекты занятий; 
Подобрать материал и наглядное пособие для занятий по теме проекта;
Обсудить проект с родителями; 
Вызвать положительный отклик , желание активно участвовать в реализации проекта  
Основной Участие в занятиях по теме проекта; экскурсиях по детскому саду; 
Изготовление поделок по теме проекта; 
Разучивание стихов про детский сад; 
Участие в играх  Проведение занятий по теме проекта; 
Проведение экскурсий по детскому саду; 
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр по теме проекта; 
Подготовка к презентации, разработка сценария, подбор стихов и материала 
  Выполнение дома с детьми рисунка «Моя любимая игрушка». Разучивание стихов с детьми про детский сад. 
 
Заключительный  Участие в презентации проекта  Проведение презентации проекта 
Фотоколлаж «Детский сад- Дом радости» 
Фотоколлаж «Ребенок дома» 
Театрализованная постановка «Дружба-великая сила»  Составление фотоколлажа «Ребенок дома» 
определении базовых достижений ребёнка на каждом этапе работы с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребёнка;
обучение родителей эффективным формам взаимодействия с детьми с НОДА;
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество:
стимулировании эмоциональных переживаний детей, развитие их художественных эмпатий и использование их для развития практической деятельности детей;
Паспорт проекта:
Участники проекта:
Воспитанники второй младшей группы 3-4 лет.
родители воспитанников,
воспитатели группы,
муз. руководитель,
волонтер международной организации молодежных инициатив «Сфера»
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Результат: Фотоколлаж «Детский сад- дом радости», выставка фотографий «Ребенок дома» Театрализованная постановка «Дружба- великая сила».
Этапы проекта:
На организационном этапе обсуждалась тема «Что такое детский сад», выявлялись цели и задачи по теме проекта. Использовали разнообразные приёмы для того, чтобы заинтересовать родителей и привлечь к активному участию в реализации проекта
На основном этапе проводились занятия по теме, экскурсии, проводились дидактические и сюжетно-ролевые игры.
На заключительном этапе была проведена презентация проекта, сделан фотоколлаж «Детский сад-дом радости» и поставлена театрализованная постановка «Дружба-великая сила», появилась консультация в журнале «Мы вместе» о роли театра в жизни ребенка. В проекте были использованы иллюстрации и фотографии детей на экскурсиях

В заключении проекта была представлена театрализованная постановка «Дружба-великая сила», в которой принимали участие все дети группы, родители и педагоги.
Фотоколлаж «Детский сад- дом радости» тоже стал итогом проекта и представил для участников проекта все реализуемые направления.

В проекте принимала участие волонтер Мирослава из Словакии, находящаяся в учреждении по проекту EVS Эрасмус +. Присутствие и активная деятельность волонтёра создавало очень позитивную обстановку и расширяло кругозор и сферу общения дошкольников.

В заключении проекта был проведен сравнительный анализ достижений детей до и после проекта, из которого видно, что после проведения проекта у детей сформировались доброжелательные отношения, они стали узнавать сотрудников д/с, стали с удовольствием заходить в группу и лучше ориентироваться в помещениях д/с.
Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в развитии и воспитании детей. По результатам проекта можно отметить такие качественные достижения:
метод проекта очень эффективен для изучения темы и развития предметно пространственной среды;
в ходе работы над проектом создается атмосфера сотрудничества с ребенком;
Ненавязчиво вовлекаются родители в совместную работу над проектом;
Заключительный этап проекта тщательно готовился и проводилась его презентация со всеми участниками, что вызвало большую радость.
Из всего этого можно сделать вывод, что метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, взаимодействие со всеми окружающими, тем самым позволяя ребенку успешно адаптироваться к окружающей среде.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т.к. дает возможность сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным.
Проект «Детский сад – Дом радости» способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов. Способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.
Опыт работы с детьми с НОДА показал: организация совместной с родителями деятельности является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.
Список используемой литературы:
1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Е.А. Вераксы, Т.С. Комаровой, М,А. Васильевой. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
 2 Н.А.Виноградова, Е. П. Панкова.  Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / – М: Айрис-пресс, 2008.
3.Выдрова И.А. Музыкальные занятия с детьми третьего года жизни ОВЗ. Коррекционная помощь детям раннего возраста с ОВЗ: Метод. Пособие Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2004 г.
4.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 2006 г. №68.:
5.Авторы - составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.
6. Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ - 3-е изд. -М:АРКТИ, 2005.
6.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.Мишиной. М.,2006 г.
7. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2004г.
8.У.В. Уменкова «Актуальные проблемы развития психики ребенка на этапах раннего онтогенеза» Учебное пособие Н.Н. Издательство НГПУ, 2006
9.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/06/proektnaya-deyatelnost-pedagoga-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do
10.http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/03/01/osobennosti-soprovozhdeniya-rebyonka-s-ovz-v-usloviyah-realizatsii
11.http://dohcolonoc.ru/cons/6948-forma-organizatsii-tvorcheskoj-deyatelnosti-detej-s-ovz-v-dou.html