Использования инновационных технологий на уроках географии как средство повышения качества образования

Использования инновационных технологий на уроках географии как средство повышения качества образования

учитель географии первой квалифицированной категории, МОУ Верхнеякушкинская ООШ Новомалыклинского района Ульяновской области
 
«Образование – важнейшее из земных благ,
 если оно наивысшего качества.
В противном случае, оно совершенно - бесполезно».                                                                                                                                      Р. Киплинга
 
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач. Школа, в которой я работаю имеет возможность для внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику информационно – коммуникационных технологий и наличие в школе проектора, интерактивной доски, наличие ноутбуков у многих учителей. 
За основу своей педагогической деятельности я взяла инновационные педагогические технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально – активной личности, которая сможет использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации образования . В своей педагогической деятельности применяю следующие современные педагогические технологии.
Я, как учитель географии, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии во многом облегчает усвоение учебного материала.
На своих уроках по технологии ИКТ я применяю: уроки-презентации; уроки с использованием учебника мультимедиа; уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. При изучении таких тем, как «Землетрясения», «Вулканы» в 5 классе, учащимся гораздо легче осознать какие разрушения могут иметь место во время землетрясения в 6-7 балов характерные для нашей страны, или же увидеть, как происходит извержения вулкана с использованием на уроке видеофрагментов.
В 7 классе при изучении органического мира разных материков, я часто использую презентации и фрагменты документальных фильмов, для того что бы школьники увидели на сколько разнообразна флора и фауна нашей планеты.
Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Так ,при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.
Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов. Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.
Использование данной технологии позволило превратить учебный материал каждого раздела, темы, параграфа учебника в информацию в виде ряда изображений, графиков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой.
При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания, и проверять свои знания.     

На уроках географии использование компьютера, электронных карт позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, проверка знаний с помощью электронных тестов - позволяет применять разные и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические. Эта технология способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства учителя, ускоряет и обогащает учебный процесс. На уроках с использованием компьютера обучающиеся овладевают способами получения географической информации. При обучении географии использую информационные технологии при изучении нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), для самостоятельного изучения темы.
Часто в своей педагогической практики применяю технологии игровой деятельности. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Игры я провожу чаще всего на уроках повторения и обобщения знаний, включая творческие задания, такие как, решить или составить ребусы или кроссворды; по фрагменту литературного произведения угадать предмет или явление и т. п.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении.  Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией этих результатов.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
В 5 классе первое проектное задание, я предлагаю ребятам с учебника, выбрать наилучший вариант освоения земельного участка. В 7 классе предлагаю следующие темы для проектов: «Великие путешественники и их географические открытия», «Уникальность материка Австралия», «Памятка отправляющемуся в Африку» и др. В 8 и 10 классах больше проектных работ я предлагаю, при изучении географии своей республики, такие как, «Особенности географического положения ПМР», «Уникальность этнического состава населения Республики», «Районы Приднестровья», «Тирасполь – город на Днестре» и др.
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю технологии интегрированного обучения. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает "желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.
Для повышения своего профессионального кругозора принимаю активное участие в работе районных и школьных проблемных семинарах и методических объединений учителей биологии, географии и химии. Ежегодно в рамках проведения предметных недель, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают большие возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Вудро Вильсон.
 

15