Методические рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ). Категория обучающихся 1-4-е еклассы — незрячие (слепые)


КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Центр коррекционной и оздоровительной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ
(в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Категория обучающихся 1-4 классов – слепые (незрячие)
Автор-составитель:
учитель-логопед Е.Ю. Плеханова
г.Нижневартовск2015 год
Коррекционное сопровождение слепых (незрячих) обучающихся 1-4 классов
Вариант АООП НОО - 3.1
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся
Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям слепых сверстников к моменту завершения обучения.
Сроки обучения по АООП НОО – нормативные (1-4 кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
обогащение и активизация словаря, развитие связной речи;
развитие осязательных навыков, развитие мелкой моторики;
развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие межличностной системы координат "слепой - зрячий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы.направление «Развитие познавательных процессов»
развитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны: геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах. Умение обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве;
развитие внимания.Развитие видов внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое; свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти.Развитие видов памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную; свойств памяти: объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое.Развитие логического и алгоритмического мышления; овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; развитие умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями.
развитие представлений: зрительные, слуховые, осязательные;
развитие воображения.Развитие видов воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее); пространственного воображения.
направление «Психологическое развитие»
Развитие коммуникативной деятельности:
1. развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
2. развитие готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
3. развитие умения слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
4. повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;
5. развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости;
6. развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
7. развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих;
8. развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих;
Эмоционально - личностное развитие:
1. формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коррекционное сопровождение слепых (незрячих) обучающихся 1-4 классов
Вариант АООП НОО - 3.2
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся
Характеристика обучающегося:достижения обучающегося соответствуют достижениям слепых сверстников к моменту завершения обучения.
Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные (1-5кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
развитие осязательных навыков и мелкой моторики: мелкие точные скоординированные действия, обследовательские навыки
развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, пространственно-временные представления (дни недели, время суток, времена года и т.д.);
обогащение и развитие словаря, развитие связной речи.
развитие межличностной системы координат "слепой - зрячий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы.направление «Развитие познавательных процессов»
развитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны: геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах. Умение обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве; расширение и обогащение зрительных представлений посредством совершенствования способов зрительного и осязательного обследования;
развитие внимания.Развитие видов внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое; свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти.Развитие видовпамяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную; свойств памяти: объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое. Развитие логического и алгоритмического мышления; овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей в окружающем мире, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; развитие умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями.
развитие представлений: зрительные, слуховые, осязательные;
развитие воображения.Развитие видов воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее); пространственного воображения.
направление «Психологическое развитие»
Развитие коммуникативной деятельности:
1. развитие межличностной системы координат «слепой – зрячий», «слепой – слепой»;
2. развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащение представлений о себе и своих возможностях;
3. формирование образов окружающих людей;
4. формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта общения со сверстниками, не имеющими ограничений по состоянию здоровья, и взрослыми.
Эмоционально - личностное развитие:
1.формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении;
2. развитие умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
3. формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности,формирование мотивации достижения результата;
4. развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
5.принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Развитие пространственной ориентировки: преодоление страха пространства и неуверенности в овладении пространством.

Коррекционное сопровождение слепых (незрячих) обучающихся 1-4 классов
Вариант АООП НОО - 3.3
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся
Характеристика обучающегося: слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные (1-5кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
развитие сенсорной сферы: развитие фонематического восприятия – умение узнавать, различать, локализовать звуки в пространстве; развитие осязательных навыков и мелкой мот
развитие пространственной ориентировки в микро- и макропространстве; развитие умения использовать при ориентировке информацию, полученную с помощью сохранных анализаторов.
обогащение и развитие словаря, развитие связной речи.
развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Овладение знаниями об основных сенсорных эталонах цвета (у слепых с остаточным зрением), формы, величины, умениями их использовать в процессе осязательного восприятия предметов. Развитие слухового восприятия. Развитие кинестетических чувств. Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики. Развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля).
развитие внимания.Развитие видов внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое; свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти.Развитие видовпамяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную; свойств памяти: объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное). Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Развитие умения соотносить предметы с моделями, макетами, рельефными изображениями.
развитие представлений: зрительные, слуховые, осязательные;
направление «Психологическое развитие»
развитие сенсорной сферы: овладение умением использовать остаточное зрение; овладение различными способами осязательного обследования; развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности;
развитие коммуникативной деятельности: развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия;
эмоционально - личностное развитие: принятие социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Коррекционное сопровождение слепых (незрячих) обучающихся 1-4 классов
Вариант АООП НОО - 3.4
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся
Характеристика обучающегося:Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой), а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР).
Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные (1-5кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
развитие сенсорной сферы: развитие фонематического восприятия – умение узнавать, различать (дифференцировать), локализовать звуки в пространстве; развитие осязательных навыков и мелкой моторики – использование осязание и мелкой моторики в повседневной жизни;
развитие пространственной ориентировки в микро- и макропространстве; развитие умения использовать при ориентировке информацию, полученную с помощью сохранных анализаторов, а также ориентировки на себе и относительно себя;
обогащение речевой практики (развитие номинативной функции речи – называние предметов, собственных действий словом, формирование умений отвечать на вопросы односложным ответом, развитие умения употреблять простейшие речевые формы);
развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Умение различать и сравнивать предметы по цвету (для обучающихся с остаточным зрением), форме, величине. Формирование элементарных математических представлений о цвете (для слепых обучающихся с остаточным зрением), форме, величине. Умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения. Формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений. Развитие слухового восприятия. Развитие кинестетических чувств. Развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля).
развитие внимания.Развитие видов внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое; свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти.Развитие видов памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную; свойств памяти: объем, точность, скорость процессов запоминания;
развитие мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное). Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. Освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.
формирование учебного поведения (выполнение инструкции учителя; выполнение действия по образцу и подражанию). Развитие регуляции и контроля в процессе выполнения предметно-практических действий.
направление «Психологическое развитие»
развитие сенсорной сферы: овладение умением использовать остаточное зрение; овладение различными способами осязательного обследования; развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности
развитие предметно-практических действий: освоение манипулятивных действий; освоение умения бимануальных манипуляций с предметами; расширение представлений о предметах и объектах ближайшего окружения, об их назначении и способах использования; развитие мелкой моторики рук; развитие регуляции и контроля в процессе выполнения предметно-практических действий.
развитие коммуникативной деятельности: развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия; формирование потребности в деятельности, в общении;
эмоционально - личностное развитие: совладение умением проявлять эмоциональную отзывчивость, понимать чувства и эмоции других людей; овладение общими представлениями о социальных ролях, об основах социального взаимодействия; осознание себя как «Я».

Рекомендуемая литература:
(учитель-логопед)
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. Часть 1,2,3. – М., ВЛАДОС, 2013
Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей системным недоразвитием речи. М., 2007. 
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-Москва. ВЛАДОС, 2001.
Ефименкова Л.И., Мисаренко г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.-Ярославль. Академия развития, 2006.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи.-СПб., 2001.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.
Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
Логопедия / Под. Ред. Волковой Л.С. М., 2002.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии.-М., 2007.
Методическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Авт.сост. О.Ф.Богатая, И.В.Григорьева, О.Ю. Давиденко, Л.Л.Петренко, С.Б.Сикорская.-Сургут, 2006.
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений 4 вида/ Под ред. Л.И.Плаксиной,-М.,1997.
Соколова Т.Н. Школа развития речи. – М., РОСТ, 2006.
Ястребова  А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Львов М.Р.  Методика  развития  речи  младших  школьников. М.П., 1985.