Методические рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ). Категория обучающихся 1-4-е классы, обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.


КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Центр работы с детьми-аутистамиМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ
(в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
категория обучающихся 1-4 классов – с расстройствами аутистического спектра (РАС)
г.Нижневартовск2015 год
Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Вариант АООП НОО - 8.1
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям здоровых сверстников (приближен к возрастной норме и имеющий положительный опыт общения со сверстниками) к моменту завершения обучения.
Сроки обучения по АООП НОО – нормативные (1-4кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
совершенствование произносительной стороны речи;
развитие навыков фонетико-фонематической стороны речи: звуко-слоговой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие - ;обогащение и активизация словаря, развитие связной речи;
совершенствование графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики;
развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;использование знаково-символических средств представления информации.
развитие мышления: овладение основами логических операций и действий: сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений; отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций;
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развития внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания.
направление «Психологическое развитие»
развитие коммуникативной сферы: развитие умения вступать в диалогическое взаимодействие со взрослыми и учащимися, используя различные средства коммуникации (вербальные и невербальные); развитие умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос собеседника, умение обратиться к взрослому с просьбой; профилактика внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержание эмоционально комфортной обстановки; преодоление коммуникативных барьеров.
эмоционально - личностное развитие: овладение начальными навыками адаптации; освоение социальной роли обучающегося; развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; создание условий успешного овладения учебной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Вариант АООП НОО - 8.2
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Характеристика обучающегося:обучающийся с РАС, который не достиг к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеет дополнительных ограничений здоровья.
Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные (1-5 кл.). Шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование.
направление «Развитие письменной и устной речи»
совершенствование произносительной стороны речи;
развитие навыков фонетико-фонематической стороны речи: звуко-слоговой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие;
обогащение и активизация словаря - в том числе, навык использования в речи личных местоимений, развитие связной речи – в том числе, грамматическое оформление речи;
развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики;
развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.);
развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;использование знаково-символических средств представления информации.
развитие мышления: овладение основами логических операций и действий: сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений; отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций;
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развития внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания.
направление «Психологическое развитие»
развитие коммуникативной сферы: поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов с детьми и взрослыми; формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности; развитие коммуникативных навыков обучающихся.
эмоционально - личностное развитие: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде; развитие умения понимать причины и мотивы эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей; освоение своей социальной роли; поэтапное формирование и развитие учебной деятельности и мотивов учебной деятельности; развитие навыков коммуникации, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия; развитие способности к осмыслению социального окружения и своего места в нем.

Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Вариант АООП НОО - 8.3
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Характеристика обучающегося:обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сроки обучения по СИПР – пролонгированные (1-6 кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
совершенствование произносительной стороны речи;
развитие фонематического слуха и восприятия - умение узнавать, различать (дифференцировать), звуки окружающей действительности и речи;
расширение пассивного и формирование активного словаря – предметного, глагольного, прилагательных, предлогов;
развитие связной речи – формирование простой фразы, умения выражать свои желания, действия при помощи короткого речевого высказывания;
развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики;
развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- (относительно себя) и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия, повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации.
развитие мышления: овладение элементарными мыслительными операциями и действиями сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления доступных аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к общеизвестным понятиям и обозначение простыми речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления доступных логико-грамматических конструкций.
развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
развития внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
развитие памяти: свойств памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания.
направление «Психологическое развитие»
формирование коммуникативного поведения: владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах; развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства; формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях.
эмоционально - личностное развитие: развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; развитие мотивации к обучению; поэтапное формирование учебной деятельности; развитие положительных свойств и качеств личности; формирование готовности к вхождению обучающегося в социальную среду;
развитие коммуникативной сферы: поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов с детьми и взрослыми.

Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Вариант АООП НОО - 8.4
Основные направления коррекционной работы,
которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Характеристика обучающегося: обучающийся, имеющий дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.Сроки обучения по СИПР – пролонгированные (1-6 кл.)
направление «Развитие письменной и устной речи»
совершенствование произносительной стороны речи;
развитие фонематического слуха и восприятия - умение узнавать, различать (дифференцировать), звуки окружающей действительности и речи;
расширение пассивного и формирование активного словаря – развитие номинативной функции слова, употреблять уместно частотные глаголы, существительные, прилагательные;
развитие связной речи – формирование простой фразы, умения выражать свои желания, действия при помощи короткого речевого высказывания, одним словом, умение употреблять простейшие речевые формы;
развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики;
развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- (относительно себя) и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)
развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия, повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми
ВАЖНО:
совершенствовать навыки жестовой речи по Макатону;
использовать метод глобального чтения;
использование визуализированное расписание.
направление «Развитие познавательных процессов»
развитие межанализаторных систем и их взаимодействия: развитие зрительно-пространственного и тактильного гнозиса; развитие слухового восприятия и внимания; формирование восприятия особых свойств предметов: осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.
развитие познавательной деятельности: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развитие произвольного внимания, увеличение его объема; развитие произвольного запоминания, свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания; целенаправленная работа по развитию мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификации, установление причинно-следственных связей;развитие двигательной сферы: овладение графомоторными навыками; развитие координации общих и тонких движений, силы и точности движений руки.
формирование и развитие общеучебных навыков: умения принять учебную задачу, планировать свои действия; действовать по правилу, формирование приемов самоконтроля.
направление «Психологическое развитие»
формирование коммуникативного поведения: планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду; дозированное расширение социальных регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми; формирование элементарных коммуникативных навыков и норм взаимодействия; развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.развитие сенсорной сферы: обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов; формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом.
Эмоционально - личностное развитие: формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другие проявления); формировании и закреплении базовых моделей социального взаимодействия; развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала; осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Рекомендуемая литература:
(учитель-логопед)
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. Часть 1,2,3. – М., ВЛАДОС, 2013
Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей системным недоразвитием речи. М., 2007. 
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-Москва. ВЛАДОС, 2001.
Ефименкова Л.И., Мисаренко г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.-Ярославль. Академия развития, 2006.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи.-СПб., 2001.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.
Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
Логопедия / Под. Ред. Волковой Л.С. М., 2002.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии.-М., 2007.
Методическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Авт.сост. О.Ф.Богатая, И.В.Григорьева, О.Ю. Давиденко, Л.Л.Петренко, С.Б.Сикорская.-Сургут, 2006.
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений 4 вида/ Под ред. Л.И.Плаксиной,-М.,1997.
Соколова Т.Н. Школа развития речи. – М., РОСТ, 2006.
Ястребова  А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Львов М.Р.  Методика  развития  речи  младших  школьников. М.П., 1985.