Методическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития


«Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития» ( «Мониторинг профессиональной деятельности учителя на основе самоанализа»)Все последние государственные инициативы в области образования, и в особенности, связанные с переходом на ФГОС, не могут быть успешно реализованными без профессионального роста учителя.
По словам М.М. Поташника, профессиональный рост учителя – это цель и процесс приобретения учителем знаний, умений, способов деятельности, позволяющих оптимальным образом реализовать своё предназначение.
Профессиональный рост учителя обеспечивается не только путём продуманной системы повышения его квалификации, но и установкой на саморазвитие.
Саморазвитие учителя — это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность педагогической деятельности, то есть повысить качество образования школьников. По своей сути саморазвитие учителя предусматривает не только овладение теми или иными профессиональными компетентностями, но и личностное самосовершенствование.
Личностное самосовершенствование предполагает не только понимание учителем необходимости профессионального роста, но и мотивации на успех. Для учителя, как и для человека любой другой профессиональной деятельности, многое значит пережить радость достижения, осознать свои возможности, а следовательно, поверить в себя.
Средством саморазвития учителя, как профессионала, может стать портфолио. Портфолио учителя является своеобразным «досье успехов», всё интересное и достойное из того, что происходило и происходит в его профессиональной деятельности. Роль портфолио неоднозначна. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности учителя. Именно они являются важными документами в оценке его профессиональной компетенции. Также, портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Кроме того, важным предназначением портфолио учителя является использование его в качестве альтернативной формы оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Велико значение портфолио в формировании у учителя чувства защищённости и уверенности в возможности материального и морального поощрения.
Моё портфолио является важным аттестационным документом. Как и любое нововведение, портфолио, или аттестационное дело учителя, было принято педагогами с определённой осторожностью: рассматривали это лишней нагрузкой. Однако, смысл и целесообразность введения портфолио, наверное, каждый из наших педагогов осознал и понял на финише аттестационного периода. Во-первых, это документ, где всё отражено и ничего не потеряно. Во-вторых, за последние 4 года 7 педагогов нашей школы подтвердили свою квалификационную категорию с помощью портфолио, то есть результаты деятельности в МАП были признаны за результаты аттестации.
Существует несколько видов портфолио:
Электронное портфолио как некий набор документов, сформированных на компьютере;
Бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами;
Сайт-портфолио как способ публичной презентации профессиональных достижений педагога;
Портфолио достижений как способ сделать наибольший акцент на документы, подтверждающие успехи профессиональной деятельности;
Портфолио презентационный – необходим при поступлении на новое место работы;
Портфолио тематический – в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы;
Портфолио комплексный – объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио.
Структура всех видов портфолио сходна. Обычно она представляет собой следующее содержание:
Общие сведения об учителе.
Результаты педагогической деятельности.
Научно-методическая деятельность.
Внеурочная деятельность по предмету.
Учебно-материальная база.
Приложения.
Научно-методическим советом МБОУ СОШ № 3 НГО была разработана своя структура портфолио педагога, которая была одобрена на педагогическом совете. Но это не закрытый документ. Педагог может вносить в него коррективы и дополнения. Я предлагаю свой вариант портфолио, который соединил в себе два вида этого документа: электронный и бумажный. В будущем, претерпев некоторые доработки, вполне может быть представлен как сайт-портфолио.
В структуре портфолио я выделяю следующие разделы: общий раздел, целевой раздел, содержательный (мониторинговый) и оценочно-экспертный разделы (см. схему)
Общие сведения о педагоге
Схема модели «Портфолио педагога»
Структурные блоки



Целевой Содержательный
(мониторинговый) Оценочно-
экспертный
Программа деятельности учителя по реализации инновационного проекта Карта достижений педагога (по годам) Оценочные листы по педформамПроект и его обоснование Мониторинг профессиональной деятельности учителя Отзывы родителей и коллег
Этапы работы над проектом Результаты деятельности педагога и распространение своего педагогического опыта Мониторинг достижений учащихся Формы представления


Программа саморазвития Таблицы, диаграммы Грамоты, благодарности
Проекты Разработки педформОтзывы
Схемы Сообщения, выступления Публикации об учителе и его учениках
Публикации педагога Подробно, остановлюсь на содержательном (мониторинговом) разделе, а конкретно на Мониторинге профессиональной деятельности учителя. Любой учитель, выходящий на публичную аттестацию результатов своей педагогической деятельности, всегда имеет затруднение, связанное с оформлением заявления. Так как нужно не просто дать обзор своей деятельности, а дать конкретные результаты своей работы, представить свои достижения количественные и качественные. Решить эту проблему нам помогает организованный мониторинг профессиональной деятельности. Результаты профессиональной деятельности учителя, полученные в ходе мониторинга, являются составной частью портфолио и позволяют обнаружить слабые звенья в собственном профессиональном росте, в самой педагогической деятельности. В основе мониторинга профессиональной деятельности лежит самоанализ.
Данный мониторинг позволяет установить степень интеграции профессиональных и личностных качеств педагога, выделить актуальные направления и формы его индивидуальной методической работы, а также дает основание для определения надбавок за качество работы. В содержание мониторинга положен компетентностный подход, позволяющий определить уровень теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций.
В контексте данных исследовательских задач сущность ведущих понятий мониторинга педагогической деятельности рассматривается согласно видению отечественных педагогов (Г.В. Горланов, Д.А. Мещеряков, А.В. Хуторской). В частности, компетенция как характеристика рабочего места, должности или позиции, а компетентность как характеристика работника (специалиста). Относительно педагогической деятельности, компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика профессиональной роли педагога, а компетентность – это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика учителя.
Система компетенций является нормативной моделью для диагностики. Объектом слежения выступают педагогические явления (взаимодействие, поведение, отношения, индивидуально-личностные свойства субъектов образования). Субъектом диагностики являются: педагог, методические объединения педагогов (кафедра, ПТГ, временные организационно-творческие группы, НМС), педколлектив, родители и родительские объединения (совет школы, клуб «5 встреч с педагогами»), ученики и их объединения (юниорский союз, НОУ, города и мерии).
Средством выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей является критериально ориентированные тесты. Критериями являются признаки сформированности профессиональных компетентностей. Их количество – 6: предметная, психологическая, педагогическая, методическая, инновационная и общекультурная. Мерой проявления критерия является показатель - качественная или количественная характеристика состояния объекта. Показатели выполняют роль внешне хорошо различимого индикатора критерия. В каждом из шести критериев в нашем мониторинге выделяется равное количество показателей – 10. Это позволяет сделать оценку качества профессиональной деятельности педагога системной и удобной при приведении всех результатов к статистической норме в условиях бальной оценки показателя: «0» баллов – отсутствие показателя, «1» балл – низкий уровень, «2 » - средний, «3» - высокий. Количественная отметка качества педагогической деятельности по каждой в отдельности компетентности рассчитывается по следующей формуле №1:
сумма баллов по каждому показателю * 100
К (компетентность) =30
Количественная же итоговая отметка по всем критериям качества педагогической деятельности (КПД) рассчитывается по формуле №2
сумма всех баллов * 100
КПД =180
Полученные данные являются основанием для установления уровня педагогической деятельности (высокий, продвинутый, обязательный, недопустимый) и статуса педагога (творчески работающий учитель, учитель сложившегося стиля работы, учитель, требующий усиленного административного внимания, учитель не допускаемый к работе). На основании уровня и статуса педагога может быть внесено решение о стимулировании педагога. Оно может быть в виде материального или наградного поощрения. Данная информация представлена в следующей таблице №1.
Таблица №1 Определение уровня и статуса педагога.
КПД (качество педагогической деятельности) Уровень Статус Стимулирование
90-100% Высокий (творческий) уровень Учитель, работающий творчески Прибавление % к зарплате, представление к наградам, участию в конкурсах, получению грантов и др.
70-90% Средний (продвинутый) уровень Учитель с установившимся стилем работы Прибавление % к зарплате
50-70% Обязательный (низкий) уровень Учитель, требующий усиленного внимания администрации Допуск до работы
<49% Недостаточный уровень Учитель не может быть допущен до работы Характеристика показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога по всем критериям представлены в 6 таблицах.
Таблица №8-А Карта готовности к профессионально-педагогической деятельности (в баллах) по самооценке
Вид компетентности Содержание готовности к профессиональной деятельности (профессионально-педагогической компетентностиОценка в баллах
Предметная компетентность 0 1 2 3
Знание предмета и увлеченность предметом +
Знание смежных наук +
Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана +
Знакомство с современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин +
Умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине +
Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений +
Постоянная работа с периодикой + Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса учащихся и для достижения учебных целей. +
Глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы +
Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое +
Психологическая компетентность Знание психологии как предмета + Умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности + Знание возрастной психологии +
Знание психологии творчества + Знание психологии детского общения +
Развитие в себе рефлексивной культуры +
Эмпатия +
Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека +
Умение учитывать состояние другого человека +
Умение стимулировать детскую активность +
Педагогическая компетентность Способность и желание работать с детьми +
Умение увлечь детей +
Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность +
Наличие системы внеклассной работы +
Умение организовывать коллективную деятельность детей +
Умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом учащегося +
Сохранность контингента учащихся +
Умение создавать комфортную обстановку +
Заинтересованность в результате своей работы +
Уровень достижения поставленных целей +
Методическая компетентность Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса + Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся +
Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности +
Владение искусством развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей учащихся с учетом принятых в лицее норм оценки +
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ) + Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей +
Использование дифференцированного подхода +
Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса +
Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме +
Рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности + Готовность к инновациям Авторские и/или рабочие (модифицированные) учебные программы + Авторские программы факультативных и элективных курсов + Авторские программы дополнительного образования (кружки, клубы, центры) + Участие в педагогических конкурсах (проектов, «Учитель года», «Классный руководитель» и т.п.) +
Создание и использование собственной образовательной технологии +
Участие в деятельности ЭБП школы «Педагогическая поддержка в образовательном процессе школы» +
Наличие авторской методической системы + Создание банка КИМ в соответствии с нормами внутренней СОКО + Подготовка детей к участию в олимпиадном и научно-исследовательском движении +
Обобщение опыта инновационной работы (СМИ, НПК педагогов, семинары) + Общекультурна я и эмоционально-нравственная компетентность Заинтересованность результатами коллективной работы +
Способность к работе в группе +
Готовность к творческой и исследовательской (экспериментальной) работе +
Трудовая дисциплина +
Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему) +
Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание) +
Стремление к расширению кругозора +
Реализация идей здоровьесберегающей педагогики +
Взаимодействие и сотрудничество с родителями +
Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП +
Таблица №9 Количественная и качественная оценка педдеятельностиКритерии Выраженность в % по формуле №1 Уровень профессиональной деятельности Статус учителя Стимулирование
Предметная компетентность Психологическая компетентность Педагогическая компетентность Методическая компетентность Готовность к инновациям Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность ИТОГО КПД по формуле №2: На основании указанных в таблицах критериев и показателей каждый педагог и администрация школы независимо друг от друга заполняют карты мониторинга отдельно по каждому критерию и итоговую карту. В первых из них вносится оценка качества педагогической деятельности по отдельному критерию, в баллах и процентах, рассчитываемых по формуле №1, определяется уровень и статус педагога. В итоговую карту мониторинга вносятся общие данные в баллах и процентах,рассчитанных по формуле №2, и определяется общий уровень и статус педагога.