Мастер-класс «Физкультурные минутки как средство реализации здоровьесберегающих технологий и формирования УУД»

Мастер-класс «Физкультурные минутки как средство реализации здоровьесберегающих технологий и формирования УУД»

Трясцына Е.М. учитель биологии МОБУ Артакульская СОШ

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо

Цель: познакомить с приемами использования физкультминуток с целью реализации здоровьесберегающих технологий и формирования УУД
Задачи:
- раскрыть значение физкультминуток в формировании УУД;
- рассмотреть физкультминутки как одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий и экономии времени на уроке.
Оборудование: электронная презентация
Приветствие, цели, задачи, актуализация
Слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги!!!
Меня зовут Е.М. Трясцына, я учитель биологии и химии МОБУ Артакульская СОШ МР Караидельский район


Согласитесь, мы все любим, когда нам делают, что-то приятное, когда нас поздравляют с праздниками, с днем рождения. Какие же пожелания во время поздравлений мы слышим чаще всего? (счастья, здоровья)
Мы педагоги, в ответе не только за свое здоровье, но и за здоровье своих обучающихся.

Слайд
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо
Согласитесь, его слова актуальны и на сегодняшний день.
Т. е. образование и здоровье не разделимы.
И поэтому сегодня я хочу обратить Ваше внимание, уважаемые коллеги на физминутки и рассмотреть их как средство реализации здоровьесберегающих технологий и формирования УУД. Ведь с переходом к ФГОС их никто не отменял.
Тема «Физкультурные минутки как средство реализации здоровьесберегающих технологий и формирования УУД»
Цель: познакомить с приемами использования физкультминуток с целью реализации здоровьесберегающих технологий и формирования УУД
Задачи:
- раскрыть значение физкультминуток в формировании УУД;
- рассмотреть физкультминутки как одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий и экономии времени на уроке.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья.
В последнее время, к сожалению всё очевиднее становится, что здоровье учащихся катастрофически ухудшается. Поэтому нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих решить эту проблему.
И всё это мы должны делать с учетом требований ФГОС, по которым меняется позиция учителя на уроке. Педагог, выступая в роли координатора учебного процесса, должен осуществлять системно - деятельностный подход, решая учебные задачи. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, не забывая о развитии коммуникативных навыков, он должен создавать условия для выбора деятельности в зависимости от личностных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Проблема
Все мы понимаем, что урок сегодня должен соответствовать всем современным требованиям. Но проблема состоит в том, что на протяжении 45 минут сложно учесть все требования и в том числе требования применения здоровье сберегающих технологий.
Вариант решения проблемы
?Я считаю, можно соблюдая требования Новых стандартов, ограничиваясь временем урока, помочь детям сохранить здоровье. И для этого не нужно организовывать ничего невероятного. Решить проблему можно, применяя физминутку, только нужно сделать так чтобы она работала и на сдоровьесбережение и на формирование УУД, а не была отдельным элементом урока. ( Т.е. одним выстрелом убиваем 2-х зайцев)

Приемы, методы, технологии используемые для решения проблемы

В целях решения этой проблемы можно использовать разного типа физминутки: для расслабления мышц, для разрядки умственного и эмоционального напряжения, для снятия усталости глаз учащихся.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Проводить физминутки на 12-20 минуте от начала урока.

Демонстрация приемов
Коллеги, приглашаю Вас на уроки биологии

Для глаз:
8 класс, тема «Орган зрения»
Как вы думаете какую, физминутку можно провести для снятия напряжения глаз?
А я еще бы добавила
Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, сделайте круговые движения глазами вправо, влево. Как вы думаете, сколько пар мышц участвуют в движении глазного яблока? (3 пары)
Анализ:
Не нарушается структура урока, дети в деятельности, решают учебные задачи: ученик лучше запомнит, сколько, мышц, участвует в движении глазного яблока. Проблемность , повышается интерес к изучаемой теме. Экономится время урока, снимается напряжение глаз.

8 класс. Тема «Мыщцы»

Как снять усталость мышц, плечевого пояса, шеи?... (движения головы, расслабление плеч, посмотрели друг на друга, улыбнулись) у кого вы замерили ямочки на щеках. Как вы думаете, какие мышцы участвуют в улыбке (предложить работу с учебником).

Анализ: Коммуникация. Снятие утомления


Как показывает опыт учащимся и средних и старших классов нравятся электронные физминутки для глаз.

Слайд
Розы-тема «Основы селекции» 9,11 класс, «Цветок» 6 кл
Листья –«Осенние явления в жизни растений», «Испарение воды» 6 класс и «Органоиды клетки» (пластиды, хромопласты) 9, 10 класс.
Рыбки- «Неживая и живая природа», 5 класс и «Органические и неорганические вещества клетки» 9, 10 класс
Анализ:
Музыка, снимает эмоциональное, умственное напряжение,
Универсальность, можно использовать при изучении разных тем.
Физика, геометрия, георафия. химия

Для снятия усталости кистей рук
9,10 класс. Тема «Органоиды клетки»

Слайд.

Органоид
Функция

Рибосомы
Синтез белка

Митохондрии
Синтез АТФ, источник энергии


Расслабили пальчики, потрясли кисти рук, потерли ладошки (Что, вы чувствуете? тепло) А как вы думаете, с функцией какого органоида клетки можно связать этот факт? (митохондрии)

Анализ:

Как можно снять усталость ягодичных мышц?

Учащимся приходится долго сидеть, стулья твердые, устают ягодичные мышцы. Немая, деликатная физминутка (для снятия усталости ягодичных мышц) например, во время контрольной работы, просто напоминая, не отвлекая от работы. Можно по желанию.

Анализ:

Вывод: подведём итоги физминутка, не связанная с темой урока, детям не интересна. Даже можно сказать утомительна. Правильно используемые же, физминутки работают и на урок (на формирование УУД), вызывают интерес, активизируют учащихся, решают проблему нехватки времени, укрепляют здоровье. Поэтому, если мы хотим сделать ребёнка умным и рассудительным, мы должны способствовать сохранению и укреплению его здоровья Т.к. образование и здоровье не разделимы.

Слайд
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, благодарю за внимание и прошу завершить фразу “Мне сегодня...”
Спасибо за поддержку!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115