Анализ воспитательной работы ГБОУ ЛНР Стахановская общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней №2


Анализ воспитательной работы
ГБОУ ЛНР «Стахановская общеобразовательная школа – интернат І-ІІ ступеней №2» за 2015-2016 уч. год
В 2015-2016 учебном году воспитательная работа в школе-интернате осуществлялась на основании Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18. 05. 2014 г., Закона Луганской Народной Республики от 30. 07.2015г. «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики», Приказа МОН ЛНР от 26. 12. 2014г. №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на ВГОС», плана, а также целей и задач школы-интерната.
Главную роль в реализации поставленных целей и задач играют
педагоги - непосредственные участники учебно-воспитательного процесса. Для решения задач при составлении плана воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год учитывались возрастные, физические и интеллектуальные возможности учащихся, а также их интересы.
Задачи воспитательной работы :1. Обеспечить системно-деятельностный подход к воспитанию и социализации учащихся, через разработку воспитательных программ (проектов).
2. Использовать новые подходы к организации воспитательного процесса, через применение современных технологий, проектной деятельности, программ превентивного характера.
3. Организовать совместную деятельность школы-интерната, семьи и громады по воспитанию и социализации учащихся.
4. Вовлечь учащихся в активную жизнь школы-интерната и социума через проведение внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне, создание традиций внеклассной работы в школе-интернате с учетом культурно-исторических, этнических, социально – экономических, демографических особенностей Республики.
5. Формировать ученическое самоуправление и создать условия для проявления лидерства учащихся в классах, школе-интернате и их участия в детских объединениях, спортивных, творческих клубах.
6. Использовать методы диагностики для оценки воспитанности учащихся и результативности воспитательной работы школы-интерната.
Эти задачи были специально спланированы воздействовать на личность учащихся с целью формирования единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны, которое происходило как в учебное время, так и во внеурочное.
Основными направлениями и ценностными основами воспитания и социализации учащихся являлись:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Исходя из целей и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:
- Гражданско-патриотическое, правовое;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Здоровьесберегающее воспитание;
- Эстетическое воспитание;
- Профориентационное;
- Экологическое воспитание;
- Профилактическое (с детьми «группы риска»).
Данные направления воспитательной работы реализуются через:
- традиционные школьные мероприятия;
- систему работы дополнительного образования;
- работу органов ученического самоуправления .- внеклассную и внеурочную деятельность по предметам.
К тому же календарно-тематический план воспитательной работы был распределен по месячникам:
- Сентябрь - месячник ОБЖ и здорового способа жизни;
- Октябрь – месячник трудового, профориентационного и экологического воспитания «Моя земля – мой дом родной»;
- Ноябрь – месячник правового воспитания и профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Знай свои права»;
- Декабрь – месячник эстетического воспитания;
- Январь - месячник творческих дел;
- Февраль – месячник патриотического и профориентационного воспитания;
- Март - месячник нравственного воспитания;
- Апрель - месячник экологии и охраны окружающей среды, охраны труда;
- Май - месячник военно-патриотического воспитания «Неугасимая память».
В воспитательной работе школы сформирована система социально- значимых традиций. Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.
Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:
- «1 сентября - День Знаний» (торжественная линейка);
- «День Учителя»;
- «Новый год»;
- «День Защитника Отечества»;
- «8 Марта»;
- «День Победы»;
- «День Защиты детей»;
- «Последний звонок».
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все группы, но степень активности групп в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, воспитателей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка.
Воспитатели школы добились определённых успехов в воспитании учащихся во внеурочное время. На должном профессиональном уровне проводились запланированные воспитательные часы, тематические беседы, лектории, уроки здоровья, трудовые десанты, общешкольные конкурсы, выставки, внеклассные мероприятия. Итогом, своего рода обобщением проведённой воспитателем работы в группе, являются открытые мероприятия, где чётко проявляются педагогические методы и приёмы работы педагога, его творческий потенциал, характер межличностных взаимоотношений, доминирующий эмоциональный настрой и степень включенности учащихся в совместной деятельности. Хотелось бы отметить работу таких воспитателей, как Костина С.А., которая провела все агитбригады «Весёлый светофор», «Юный пожарный», «Природа просит помощи», «За здоровый образ жизни», Хвастовой Л.А. за мероприятие «Колокола Чернобыля», Акимовой Н.В. за урок «Дорожная азбука», Безбожного А.В. за проведение спортивных соревнований.
В связи с Гражданской войной на Донбассе и празднованием 75-годовщины Победы Великой Отечественной войне администрация школы-интерната ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения. Совместная работа педагогического коллектива и учащихся ориентирована на решение следующих задач:
- содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему  краю; уважительного отношения к истории своей страны.
- формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры;
- формирование позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы.
В нашей школе-интернате реализуется программа патриотического воспитания «Патриот Отечества», которая определяет основные направления работы:
- военно-патриотическое;
- гражданско-правовое;
- культурно - историческое;
Для реализации программы используются различные формы работы по патриотическому воспитанию:
- поисковая работа учащихся;
- традиционные мероприятия.
- кружковая и проектная деятельность (участие в конкурсах различного уровня)
- экскурсионно-краеведческая работа (работа школьного музея) . В течение учебного года  в данном направлении проводились общешкольные тематические линейки, уроки мужества в дни знаменательных дат,  творческие  конкурсы, выставки работ учащихся, проводилась исследовательская и поисковая работа учащимися школы, были организованы экскурсии по памятным местам Стаханова, посещение ребятами музея, патриотические акции. Самыми яркими и запоминающимися стали следующие мероприятия:
- День партизанской славы. Торжественная линейка «Их подвиги в памяти вечные»;
- Классный час «Герои Молодой гвардии»;
- Неделя, посвящённая гражданской войне «Донбасс в огне»;
- Урок мужества, посвящённый годовщине освобождения Дебальцевского котла от украинских захватчиков;
- Акция «Журавли нашей памяти»;
- Праздник ко дню Победы «Вспомним всех поимённо»;
- Создание музейной экспозиции, посвящённой военно-патриотическому клубу «Донбасс»;
- Торжественная линейка-памяти посвящённая погибшим воинам-землякам
во время гражданской войны на Донбассе.
- Выездная выставка работ кружка «Моделирование из бумаги».
Работа школьного музея, который посвященный воинам-землякам павшим в годы ВОВ и войны на Донбассе является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Зажечь искру душевной чистоты, любви к ближнему, уважения к старшему, а через эту искру разжечь костер духовности, патриотизма, нравственности – одна из первостепенных задач педагогического коллектива. Поэтому важным направлением в воспитании подрастающего поколения является духовно-нравственное воспитание.
Духовность тесно связана с национальной идеей процветания и защиты ЛНР, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Перед школой-интернатом стояла задача создания необходимых условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
- взаимодействие с семьями учащихся;
- учебно-воспитательный процесс;
- информационно - просветительская работа;
- система воспитательных мероприятий школы, реализуемых совместно с учреждениями дополнительного образования.
В рамках данного направления работы на базе школы-интерната были проведены мероприятия по формированию культуры толерантности, проведены мероприятия религиоведческой и культурологической тематики. Ребята посетили Свято-Николаевский храм , узнали традиции празднования православных праздников, приняли участие в следующих мероприятиях:
- классных часах «Добро и зло», «Духовное богатство человека»;
- акциях «Спешите делать добро», «Грани добра»;
- праздниках «Покрова Пресвятой богородицы», «Рождество»;
- часе общения «Милосердие и любовь ближнего»;
- беседе-тренинге «Нравственность- основа моих знаний»;
- воспитательном часе «Хрестоматия моральных ценностей человека» и др.
Эстетическое воспитание
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях происходит на занятиях кружков художественно-эстетического цикла, уроков технологии, результатом которых являются ежегодные творческие выставки. В течение учебного года в школе-интернате проходили выставки детских работ:
- Конкурс осенних букетов «Осенний калейдоскоп»;
- Конкурс стенгазет «Земной поклон, Вам, учитель »;
- Конкурс рисунка «Свой голос отдаю в защиту природы»;
- Конкурс поделок «Чудо своими руками»;
- Конкурс новогодних композиций;
- Конкурс плакатов «Война глазами школьника»;
- Конкурс поздравительных открыток к празднику 8 Марта;
- Конкурс на лучшую пасхальную композицию;
- Конкурс рисунков на асфальте «Мир, труд, май»;
- Выставка работ кружка «Моделирование из бумаги».
Воспитанники нашей школы-интерната стали участниками республиканских конкурсов детского изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества и заняли призовые места:
конкурс «Зимние фантазии» - Тесля Я. 2 место, Ливерко Р. 1 место (рук. Рудой А.П.), колективная работа учащихся 3 класса «Снегири» 3 место (рук.Подобайло Е.И.) в номинации «Начальное моделирование», номинация «Хореография» 3 место (рук. Костина С.А.), номинация «Вокал» 2 место (Рук. Костина С.А.), номинация «Художественное слово» Турсунбаева А. 2 место (рук. Долгопятая И. М.);
конкурс, посвящённый 55-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос – в номинации «Моделирование из бумаги» Касперович И. 1 место, Тесля Я. 2 место (рук. Рудой А.П.), в номинации «Литература» Турсунбаева А. 1 место (рук. Долгопятая И.М.)
Правовое и профилактическое
Формирование правовой культуры подростков – одна из основных задач воспитательной работы. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость; основных правовых ценностей, знаний о правах, свободах человека, способах их реализации, об основных отраслях права, включая знания о государстве, о выборах; пониманию прав и обязанностей гражданина ЛНР, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Формирование культуры межнациональных отношений – еще одно из направлений воспитательной работы в школе. Ведется работа по развитию у учащихся толерантного мышления. Большое внимание уделяется противодействию проявлениям экстремизма, деятельности неформальных молодежных объединений экстремистского толка (беседы «Кто такие неформалы», диспут «Быть гражданином », «Молодежные игры. К чему они приведут?», «Культура подростка», акция «Мир без нацизма», «Я рисую мир!»и т.д.)
Формирование правовой культуры у всех категорий участников образовательного процесса проходит через включение обучающихся в творческие мероприятия, организацию доверительного общения среди подростков, предоставление альтернативы проведения свободного времени.
В рамках месячника правовых знаний для учащихся была организована Неделя права.
Открытие недели началось с оформления уголка «Правовой всеобуч», где воспитанники нашей школы-интерната в доступной форме смогли познакомиться с основными положениями Конвенции ООН по правам ребенка, Декларацией прав человека а также получить знания о криминальной ответственности. Самыми интересными стали открытые классные часы по формированию правовой культуре подростка:
- «Нужно ли отстаивать свои права?»
- «Принять или оттолкнуть?»
- « Я имею право на жизнь!»
- «Законопослушный гражданин»
- « Мой выбор!»
В ноябре месяце проводились классные часы, на которых была затронута проблема толерантности среди учащихся младшего и среднего звена:
- «Что такое толерантность?» ,- «О милосердии»,
- «Толерантность и мы»,
- «Право быть ребенком»
- «Мир без насилия».
Профилактическая работа с учащимися «группы риска»
Для предотвращения правонарушений и преступлений, уклонения от обучения, а также для укрепления дисциплины среди обучающихся, воспитанников в течение учебного года работал Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Совет профилактики проводился один раз в четверть и по мере необходимости согласно
составленного плана. Проведены все заседания Совета
профилактики, на которых рассматривались следующие вопросы:
- по профилактике вредных привычек среди обучающихся,
воспитанников;
- о состоянии посещаемости и успеваемости обучающихся,
воспитанников, состоящих на внутришкольном учёте, в «группе риска».
- о положении в семьях, состоящих на различных видах учета;
- о результатах занятости обучающихся, воспитанников;
- подведены итоги работы с семьями, состоящими на учете в службе по делам детей.
- итоги по предотвращению правонарушений среди обучающихся, воспитанников;
- рассмотрен вопрос о летнем досуге детей, состоящих на различных видах
учета.
Члены Совета профилактики постоянно работали с детьми, поведение которых не соответствовало нормам. Была организована взаимосвязь с инспектором по делам несовершеннолетних, который проводил беседы с учащимися по профилактике правонарушений.
В ГБОУ ЛНР «Стахановская общеобразовательная школа-интернат 1-2 ступеней №2» на начало учебного года на внутришкольном учете состояло 13 учащихся. На конец учебного года на учете состоит 19 несовершеннолетних. Увеличение списка произошло за счёт новоприбывших детей с девиантным поведением. В течение года педагогическим коллективом школы проводилась систематическая работа с данной категорией детей:
- организованы беседы «Об ответственности несовершеннолетних за правонарушения», «Правонарушения. Наказание»;
- классные часы «Как не стать жертвой преступления», «Здоровый образ жизни», «Что такое СПИД»;
- акции «Каникулы без правонарушений», «Нет курению!», «Молодёжь против наркотиков»;
- индивидуальные беседы с родителями по поводу занятости учащихся в период каникул и выходных дней;
- систематическая работа социального педагога с данной категорией детей.;- вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия (поисковая работа, посещение и участие в спортивных состязаниях и творческих конкурсах).
Каковы результаты профилактической работы?
1. Положительная динамика прослеживается только в том случае, если школа-интернат тесно сотрудничает с родителями несовершеннолетнего, которые заинтересованы в положительном результате: усиливают контроль за занятостью в период каникулярных и выходных дней, часто посещают школу, стараются создать условия творческого поиска ребенком «себя», прислушиваются к рекомендациям школьной службы. Но если тесное взаимодействие школы и родителя отсутствует результаты положительной работы придется ожидать долго. Педагогический коллектив делает все возможное, чтобы помочь родителям, главное, чтобы они принимали помощь сразу, а не спустя определенное время, когда контроль за ребенком потерян.
2. Качественная работа психологической службы помогает учащимся и родителям найти выход из конфликтных ситуаций, научиться слышать и слушать друг друга.
Здоровьесберегающее воспитание
Одним из наиболее важных направлений нашей школы-интерната является сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей.
Цель работы - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учеником личной физической культурой, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности как элемента здорового образа жизни учащихся.
Основные задачи:
- выработать у школьников умения использовать средства физической культуры для отдыха и досуга, для укрепления здоровья, для противостояния стрессам, формировать представления о престижности высокого уровня здоровья.
-закрепить потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта,
- формировать адекватную самооценку, воспитывать такие нравственные и волевые качества личности, как коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе-интернате включает в себя следующие виды деятельности:
• пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую, деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе-интернате;
• участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы развития школы-интерната;
• расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы-интерната, внеклассную и внеурочную деятельность;
• воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;
• формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;
Состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности, наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температурного режима в вентиляционных системах, проветривание помещений ).
Одной из приоритетных направлений работы общеобразовательного учреждения является формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни .
В течение всего учебного года учащиеся проявляют активность в спортивных мероприятиях, проводятся физкультминутки, зарядки, подвижные перемены.

В течение всего учебного года учащиеся принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях, акциях, конкурсах, формирующих навыки здорового образа жизни:
- старты здоровья;
- школьные соревнования;
- спортивные конкуры и соревнования в рамках Недели здоровья;
- День здоровья и спорта
- акции «Жить здорово!», «Спорт - альтернатива пагубным привычкам», агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».
Огромное внимание уделяется профилактической работе по предупреждению вредных привычек среди подростков:
- проведены лектории с учащимися по темам: «Влияние сотовых телефонов на здоровье подростка», « Правильное питание - залог здоровья», « Чем опасен компьютер?», «Что такое вакцинация? В чем её польза?», « Гигиена девочек-подростков» и т.д.,
- акция «Сигарета или конфета? Выбирай!», беседы с учащимися 1-4 кл. о полезной пище.
- классные часы и беседы по ЗОЖ, о вреде употребления алкоголя, наркотиков.
С целью изучения отношения школьников к своему здоровью, социальным педагогом было проведено анкетирование. Большинство учащихся верно толкуют понятие «здоровый образ жизни», среди предложенных ценностных ориентиров «здоровье человека» занимает лидирующую позицию. 78% опрошенных школьников понимают, что сохранение здоровья возможно при соблюдении определенного режима дня, занятий физкультурой, активным образом жизни в школьные годы. Однако более 50% учащихся не задумывались серьезно над проблемой сохранения своего здоровья.
Экологическое воспитание школьников
Образовательная деятельность школы-интерната обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. Знания в области экологии необходимы для того, чтобы помочь ребенку выйти на путь сотрудничества с окружающим миром, обрести гармонию во взаимодействии с ним, помочь развивающейся личности присвоить ценности и идеалы гуманного человека. В процессе образования учащиеся имеют возможность осмыслить происходящие в мире и стране процессы, сформировать собственную позицию в отношении проблем, затрагивающих каждого человека, сознательно исполнять свой гражданский долг перед обществом и будущими поколениями.
В формировании экологической культуры школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, такие как:
- акции «Посади дерево»; «Сохраним зеленую планету », «Чистый город – чистая Республика»;
- операция «Кормушка», «Трудовой десант», «Весенние цветы»;
- экологическая викторина «Знатоки природы»
- викторина «Вода чудесный дар природный»
- конкурс плакатов «Природа просит помощи»
- проведение агитбригады «Наша планета - Земля» и др.
Трудовое воспитание
В рамках трудового воспитания в школе-интернате традиционно проходят: трудовые десанты, общешкольные субботники, дежурство по классам и школе, озеленение и благоустройство территории школы-интерната. Проведены трудовые операции «Наш школьный двор», «Осенний лист», «Снежинка» по уборке территории, прилегающей к школе, и «Чистый кабинет», «Чистая среда», «Чистая школа» по уборке классныхкабинетов, школы. В группах проведены беседы: «Трудом велик и славен человек!», «Желание трудиться – всегда пригодиться», «Мы славим труд!» и другие. В течение года продолжалось дежурство по школе учеников 5-9 классов. На общешкольной линейке подводились итоги дежурства по школе, назывались ученики, нарушавшие дисциплину.
Кружки, работающие на базе школы в 2015-2016 учебном году
Система дополнительного образования в нашей школе-интернате представляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей учащихся.
В этом учебном году на базе школы-интерната работало 16 творческих объединений:
- спортивные секции «Футбол», «Волейбол», «Теннис», «Общая физическая подготовка»;
- кружки «Юные цветоводы», «Мой дом – моя Республика», «Самоделкин», «Моделирование из бумаги», «Изготовление сувениров».
- внеурочная работа «Подвижные игры», «Планета детства», «Вдохновение»,
«Живое слово», «Умелые руки», «Мастерская добрых дел», «Патриот Луганщины».
Хотелось бы отметить высокую результативность работы кружков «Моделирование из бумаги» руководитель Рудой А.П., «Планета детства» руководитель Костина С.А., «Изготовление сувениров» руководитель Подобайло Е.И.
Анализируя состояние занятости учащихся организованным досугом, можно отметить, что 95% воспитанников школы-интерната были вовлечены в деятельность кружков и секций.
Работа ученического самоуправления
В школе продолжалась работа органов ученического самоуправления
«Радужная страна». В состав актива «Радужной страны» вошли
представители классных коллективов с 5 по 9 класс, выбранные на классных собраниях. Через самоуправление решаются следующие задачи: развитие, сплочение и координация ученического коллектива; формирование культуры деловых отношений; умение решать проблемы. Анализируя работу
школьного ученического самоуправления надо отметить, что данная работа поставлена на низком уровне. Основная деятельность, которую осуществляла «Радужная страна» - это организация и контроль дежурства по школе и классу. Поэтому есть предложение изменить направление работы ученического самоуправления в нашей школе-интернате с целью заинтересованности подрастающего поколения.
Выводы:
Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы.
Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика.
Исходя из анализа воспитательной работы, следует отметить, что в целом работу по решению поставленных задач и целей в 2015-2016 учебном году можно считать удовлетворительной