Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся Муниципального бюджетногообразовательног учреждения Ветошкинская основная общеобразовательная школа Добрая Дорога Детства



Принят на заседании Утверждаю: Совета школы Директор школы: Пугина О.Ф. Протокол № __ от «__» _____ 2013 года
Программа
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся
Муниципального бюджетногообразовательног учреждения
Ветошкинская основная общеобразовательная школа

Составили:
Ширкина Л.Б. – зам. директора по ВР
сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6).
Пояснительная записка
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно – транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. При этом под детским дорожно–транспортным травматизмом (ДДТТ) понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых получили телесные повреждения различной тяжести лица в возрасте до 16 лет. Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части вне установленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся. Задачи программы – знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.
Данная программа:
направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям;
в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Объекты деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:
- участники дорожного движения (воспитанники и обучающиеся школы);
- педагоги образовательного учреждения;
- родители (не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей);
- представители ГИБДД;
- средства массовой информации.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ программы:
создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.
Задачи:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- формирование практических умений пешеходов;
- формирование культуры участника дорожного движения;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
- поддержка у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Сроки реализации программы
Ежегодно
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Конвенция «О правах ребенка».
4. Правила дорожного движения (ПДД).
5. Устав образовательного учреждения.
6. Учебный план.
7. Учебные программы.
Научно-методическое обеспечение
 1. Государственный образовательный стандарт.
 2. Учебный план школы.
 3. Учебные программы.
 4. Планы воспитательной работы.
 5. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
 6. Учебники:
- «ОБЖ»;
- «ПДД».
Основные направления деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
С педагогами: информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства; детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация, учебно-тренировочные комплексные занятия, беседы, выставки, тематическая неделя по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры; родителями: родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, сотворчество родителей и воспитателей, межсемейные проекты, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов.
Кадровая комплектация и организация деятельности по реализации программы
Педагоги
Служба
ГИБДД
Родители
Дети

Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга) - заместитель директора, отвечающий за работу по профилактике ДДТП.
Классный руководитель выполняет следующие функции:
- Планирование и организация учебно-воспитательного процесса.
- Ведение занятий по ПДД.
- Подготовка и проведение праздников по данному направлению.
-Проведение родительских собраний по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- Координация воспитательной работы и деятельности учащихся.
- Отслеживание положительной динамики по реализации программы.
- Привлечение родителей к организации работы по данному направлению (использование возможностей). 
- Ведение необходимой документации.
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения 1-9 классы;
работа с родителями по воспитанию культуры поведения детей на улице, в транспорте;
проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах села.
основные принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
План
основных мероприятий по предупреждению детскогодорожно-транспортного ТРАВМАТИЗМА
Содержание направления работы Содержание деятельности Срок Ответственный
1. Работа с педагогами
Знакомство с постановлениями УО и ГУВД ГИБДД 1 раз в четверть Зам.директора по ВР, инспектор по пропаганде
Инструктажи по ПДД с классными руководителями проведение профилактических бесед с учащимися сентябрь октябрь декабрь май Зам.директора по ВР, инспектор по пропаганде
Обзор методической литературы и спецлитературы для использования на уроках по ПДД и внеклассных мероприятиях проведение мероприятий, совершенствование форм, методов обучения и воспитания учащихся. 1 раз в полугодие Библиотекарь
Информационные совещания о проведении профилактических бесед с учащимися в пред – и послеканикулярное время Проведение профилактических бесед с учащимися в течение года Зам.директора по ВР
II. Работа с родителями
Информирование родителей из сообщений ГИБДД о ДТП  в  районе, селе, области, о нарушениях ПДД учащимися  школы, анализ и обсуждение учащихся, являющихся нарушителями. беседы с родителями по профилактике детского травматизма в течение года Классные руководители
Выступление на общешкольных родительских собраниях о проблеме безопасности дорожного движения в селе, области. Профилактика ДДТ травматизма 1 раз в год Инспектор ГИБДД, зам. директора по ВР
Участие родителей в мероприятиях класса с выходом за пределы школы, сопровождение классных коллективов на экскурсиях, в походах и поездках. предупреждение ДДТ травматизма в течение года классные руководители
III. Работа с учащимися ОУ
Проведение классных часов по профилактике ДТТ предупреждение ДДТ травматизма и других видов травм в течение года Классные руководители
Оформление уголка безопасности предупреждение ДДТ травматизма и других видов травм в течение года Просмотр видеофильма по ПДД профилактика ДДТ травматизма в течение года 1–9 класс
Выпуск и распространение листовок «Внимание, дорога!» профилактика ДДТ травматизма в течение года Ст.вожатая
Встреча и беседа с инспекторами ГИБДД профилактика ДДТ травматизма в течение года Зам.директора по ВР классные руководители
Операция «Осторожно, гололёд!» – посыпать дорожки у школы профилактика травматизма ноябрь-март Ст.вожатая
Конкурс «Безопасное колесо» предупреждение и профилактика ДДТ травматизма;пропаганда безопасного движения по дорогам населённых пунктов март Инспектор ГИБДД, зам. директора по ВР,
Операция «Внимание, Дети!» предупреждение и профилактика ДДТ травматизма и течение года 1–9 классы классные руководители,инспектор ГИБДД,зам. директора ВР,
Участие в олимпиаде «Дорожная Азбука» предупреждение и профилактика ДДТ травматизма январь-февраль Преподаватель-организатор ОБЖ,
Конкурс творческих поделок «Дорога глазами детей» предупреждение и профилактика ДДТ травматизма октябрь Зам.директора по ВР, классные руководители
Неделя безопасного движения предупреждение и профилактика ДДТ травматизма февраль Зам.директора по ВР, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ,
Контрольное направление.
Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.
Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД
Ожидаемые результаты
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МБОУ Ветошкинской ООШ.
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).
список литературы:
Булатова, Е.А. Отзыв на использование рабочей тетради <Для малышей> по программе обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах <Азбука поведения на дороге>
Волокитин, О.А. Справка о работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма [Электронный ресурс].
Давыдова, Г.Е. Профессиональная безопасность детей [Текст] /Г.Е.Давыдова // Всероссийская газета <Добрая дорога детства>. - 2001. - №2.
Мирмович, Э.Г. К проблеме снижения детского травматизма на улицах и дорогах [Электронный ресурс]
Мосунова, Л.В. Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма [Электронный ресурс]
Работа школы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма [Электронный ресурс]
Кирьянова, В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]: метод. пособ. / В.Н. Кирьянова.- М.: Изд. Дом Третий Рим, 2007. - 56 с.
Учебник ОБЖ 5-6 класс, под ред. Смирнова А.Т.