КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НАД КОРРЕКЦИЕЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА)


КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НАД КОРРЕКЦИЕЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА)
И.В. ВитвиноваПри работе с детьми с особыми образовательными потребностями используют различные коррекционные технологии, которые помогают учить, воспитывать, развивать. В рамках воспитательной работы особая роль отводится руководителю группы продленного дня.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-воспитательная работа является эффективным механизмом в развитии приобретенных в процессе обучения навыков. Для закрепления учебных навыков в период продленного дня целесообразно применять следующие технологии» [4]:
работа с солёным тестом;
разнообразные виды рисования;
роспись камней и изделий из гипса;
работа с тканью.
Применение данных технологий способствует развитию мелкой моторики учащихся, памяти, мышления, воспитывает у них усидчивость, умение работать в коллективе, развивает эстетический вкус- все это очень важно для детей с нарушением эмоционально - волевой сферы и интеллекта.
В процессе деятельности было установлено, что активное внедрение в кружковую работу элементов сказкотерапии и куклотерапии способствует раскрепощению и эмоциональному раскрытию детей с ограниченными возможностями в здоровье. В результате возникла инициатива по созданию школьного кукольного театра, которая включала следующие этапы:
На первом этапе было необходимо правильно выбрать произведение, текст которого был бы понятен по содержанию и доступен для заучивания детям с отклонениями в развитии. Для этого использовалась специальная литература, рекомендованная для работы с детьми. Например, «Театр для малышей» Генова Г.В. Автор этой книги пишет, «что в дальнейшем всё будет зависеть от вашей инициативы. Ведь каждый вид театра можно усовершенствовать и, главное, приспособить к своим условиям и возможностям» [1].
На втором этапе для постановок спектаклей родители помогали изготавливать кукол. В этом помогла книга М.А. Давыдовой и И.А. Агаповой «Мягкие игрушки своими руками: рукоделие в начальной школе». Авторы разработали технологию изготовления кукол, подобрали увлекательные театрализованные игры, сценарии занятий, сопровождающиеся остроумными сказочными сюжетами [2].
На третьем этапе начинается работа над текстом. Читая текст вместе с детьми, обсуждаем сказку: о чём в ней говорится, какой характер у героев, что было в начале, что случилось потом, чем всё закончилось, чему научила эта сказка? Предлагаем детям разделить текст на части.
Четвертый этап. Известно, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечаются множественные речевые нарушения» [3]. Дальнейшая работа идет совместно с логопедом, который дает рекомендации по работе над звукопроизношением с детьми, занятыми в спектакле. Упражнения, которые предлагает автор, способствуют комплексному развитию речи, мышления, ритмики ребёнка. Они помогают скорректировать дефекты речи, развивать подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление.
Предварительная работа над разучиванием текста начинается с работы над звукопроизношением. Учитывая речевую диагностику логопеда, распределяю роли в спектакле, опираясь на её консультацию (у четырех девочек - нарушение общей моторики, а у Коли и Германа - ОНР III уровня с дизартрическим компонентом). Логопед рекомендует воспитателю обращать особое внимание на детей с нарушением речи. Например* Коля смягчает- звук «л». Логопед даёт специальные упражнения для улучшения произношения этого звука, подбирается речевой материал, звуки в котором он произносит правильно. Совместно с родителями и на репетициях кружка дети запоминают текст. Обращаю внимание на голосовые интонации, громкость и силу голоса, соблюдение пауз в работе с текстом.
Пятый этап. И вот премьера. Мы работали целых полгода. Дети показали кукольный спектакль «Как зайчик хвостик искал» в своей школе, затем посетили МДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Орлёнок», выступили перед гостями школы. Несмотря на волнения и переживания «артистов», спектакль удался. Дети смогли сконцентрироваться, вспомнить все рекомендации воспитателя, логопеда и успешно пройти это испытание. Благодаря совместным усилиям и целенаправленной работе, мои надежды оправдались.
Сейчас начинаем подготовку спектакля «Красная шапочка на новый лад». При работе над ним я обязательно учту все этапы, по которым пришлось пройти.
Таким образом, использование коррекционных технологий позволило прийти к выводу о том, что театральное искусство развивает у детей воображение, речь, внимание, память, творчество, эстетический вкус, а также помогает справиться с дефектами речи и - неуверенностью в себе, что очень важно для социализации и адаптации детей.
ЛИТЕРАТУРА
Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968.
Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.: Дельта, 1999.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Владос, 2004.
Summary. The article describes the corrective work done with the children having dysphasia in the extended-day group. The peculiarities of the technologies (tale therapy, doll therapy) contributing to speech habits development are described. The main stages of introducing technologies, their role in the speech habits development of the children studying at the Municipal special (corrective) school for children with restricted health abilities "Special (Corrective) School of Type 6 №27" of Abakan are considered.