Педагогический час «Роль детского сада в формировании здорового образа жизни дошкольников»


«Инновационные подходы в организации
детской экспериментальной работы»
В каждом маленьком ребенке -          Каждый новенький ребенок
  И мальчишке, и девчонке                  Вылезает из пеленок,
  Есть по двести грамм взрывчатки          И теряется повсюду,
  Или даже полкило.                           И находится везде.
  Должен он бежать и прыгать,          Он ужасно огорчится,
  Все хватать, ногами дрыгать,                  Если что-нибудь случится,
  А иначе он взорвется,                         Если что-нибудь случится
  Трах-бабах… и нет его.                          В целом мире без него.
Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых детей. По словам Домана Г., маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы отбить у них всякое желание получать новую информацию.
Меняются времена и эпохи, но важнейшими чертами детского поведения остаются жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать.
Сегодня в системе образования изменены приоритеты с обучения на развитие личности, с накопления «багажа» знаний и умений на умение их использовать в конкретных жизненных ситуациях.
Значит, учить и воспитывать современных детей тоже надо по-новому. Еще Конфуций говорил «Не учите детей так, как учили вас – они родились в другое время»
Итогом деятельности должно стать понимание каждым из нас того, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Одним из перспективных методов является метод экспериментирования.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности и имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний.
А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Для эффективного развития познавательной активности дошкольников через эксперимент педагогам предстоит решить следующие задачи:
Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Тематика экспериментов очень разнообразна, поэтому при выборе темы стоит обратить внимание на такие критерии:
Тема должна быть интересна детям, должна увлекать их.
Поставленные по этой теме задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования (дети должны получить новые знания, умения, навыки).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
В этом может помочь Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
Проблемная ситуация.
К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.
Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?
Решение проблемы
Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.
- Что произошло с лентой? (Она порвалась)
- Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)
- Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.
Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.
Вывод: Не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления.
Помните известное китайское изречение:
                        То, что я услышал, я забыл.
                        То, что я увидел, я помню.
                        То, что я сделал, я ЗНАЮ.
  Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.