ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооруженные конфликты, обострение экологических проблем. Данная социально-экономическая ситуация, породившая распад духовных и нравственных ценностей, формирование специфических ценностных систем в различных слоях общества, привела к крушению прежнего мировоззрения, страху перед завтрашним днем, дезориентации человека в окружающем мире и к внутренним конфликтам личности, что получило яркое выражение не только среди взрослых людей, но и затронуло подрастающее поколение. Факты проявления агрессии и жестокости в детской и подростковой среде отмечаются все чаще. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, взаимодействие ДОО с родителями воспитанников.
Цель современного дошкольного образования – создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.
Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования
Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. В связи с этим необходима интеграция образовательной среды и учебного процесса, в которую входит интеграция культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в дошкольной образовательной организации.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундаментом  физического и психического здоровья.
Известно, что первоочередной задачей ДОО является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в детских садах и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.    Одним из приоритетных направлений развития является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Дошкольная образовательная организация, основываясь на современном понимании оздоровления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.
Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОО с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому встает вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле.  Приступая к работе по оздоровлению, эффективность оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.
Основная цель взаимодействия с родителями:
Создание  условий  для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей.  Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:
1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здравосозидание.
 2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.
3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области ЗОЖ своих детей.
4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья. В соответствии с целью и задачами определить принципы взаимодействия с семьей:
Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того чтобы преодолеть эту отстраненность, необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе, и становятся, более открыты для общения.
Принцип «Активного слушателя». В работе с родителями необходимо стремится внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.
Принцип согласованности действий. Стараться подробно познакомить родителей  с правилами, действующими в детском саду, и согласовать эти правила  с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни.
Принцип самовоспитания и самообучения. Призывать родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.
Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия. 
Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их
Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа мы придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.
Для того чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями.
В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями используются следующие:
- информационно - наглядные мероприятия:  папки-передвижки (например) на тему «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» - рекомендации  медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний; - проводить индивидуальные  беседы с родителями «Как одеть ребёнка на прогулку в зависимости от погоды», «Нужно ли гулять с ребёнком зимой», «О режиме дня» – изготавливают памятки для родителей по темам:  «Как закалять ребёнка», «Как сохранить зрение ребёнка», «Как сформировать правильную осанку».   Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней. Подбирается и предлагается родителям научно-популярная литература о здоровом образе жизни, организовываются консультации специалистов (врача, физ. инструктора, методиста, психолога), разрабатывают совместно с врачом и медицинской сестрой  индивидуальные рекомендации.
Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому разрабатываются и проводятся различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорт – это наше здоровье, красота, смех»). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья. Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты»). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми.
Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.
Кроме того, проводятся «Дни открытых дверей» и приглашают родителей посетить детский сад и посмотреть, как проводит время их малыш, как проходят в группе оздоровительные мероприятия.   Проведение всей работы позволит сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и поможет стать активными участниками этого процесса. Все эти мероприятия позволят привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле. 
Таким образом, данная система работы по взаимодействию с семьей по оздоровлению детей обеспечит ее эффективность:  рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи; характер обращения родителей к воспитателю как показатель роста интереса к оздоровлению детей; рост посещаемости родителями и старшими членами семьи мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе; рост спектра совместных дел родителей и педагога; положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью; осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.  
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на поддержку разнообразия детства, сохранения его уникальности и самоценности. Каждый ребенок имеет право на счастливое, полное впечатлений детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, ловким, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полноценно прожить эту яркую страницу своей жизни и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку, научить его ценить свое здоровье, заботиться о нем и радоваться жизни можем только мы, взрослые.
Библиографический список
Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - М.: 2012. 128 с.
Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», М.: 2010. – 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Электронный ресурс – URL: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/zdorov/33-komp-zdor/144tehnologiya.html.