Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2 класс.


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа №1»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГКОУ РО
Таганрогской школы №1
«____» августа 2016 г.
_______________ Жарова Т. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
для 2 «Б» класса на 2016-2017 учебный год
Учитель: Нецветай Е. В.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
использовать сформированные навыки устной и письменной коммуникации, слухового восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и /или кохлеарных имплантов), различные ассистивные средства для здорового и безопасного образа жизни;
заботиться об окружающем мире, беречь его и охранять;

Ученик получит возможность:
узнать об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирования установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;
формирования умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Мой дом за окном. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
II. Я и моё окружение. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения. Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
III. Вода – источник жизни. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.
IV. Весенние работы. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений использовать сельскохозяйственный инструмент.
V. Гигиена моего дома. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
VI. Солнце и свет в нашей жизни. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
V. Воздух и здоровье. Формирование установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
VI. Мой край. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
VII. Охрана природы. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
1. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой
2. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
3. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
4. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
5. Результатами проектной деятельности являются презентация, изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ, коллажи, флеш-мобы, инсценировка и т. д.
№ Наименование разделов, блоков, тем. Всего часов Характеристика деятельности обучающихся1. 1 четверть.
Что такое экология? 1 Презентация
Мой дом за окном. 2. Дом, в котором мы живем. 1 Презентация, зарисовки.
3. Откуда берется и куда девается мусор.
Поделки из мусора. 1 Ролевая игра.
Сообщение.
4. Экологическая экспедиция «Чистый двор».
Флеш-мобы. 1 Труд на участке.
5. Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени». 1 Наблюдения в природе, фото коллаж.
6. Деревья твоего двора. Акция ко Дню охраны леса «Сохраним лес». 1 Зарисовки. Акция. Инсценировка.
7. Птицы Ростовской области. «Покормите птиц». Изготовление кормушек. 1 Сообщение. Зарисовки. Акция.
8. Создание коллажа «Мы друзья природы». 1 Наблюдения в природе, практическая работа.
2 четверть. Я и моё окружение. 1. Моя квартира. Моя семья. 1 Презентация, устные ответы.
Дидактическая игра.
2. Оформление газеты «Защитим наш дом от загрязнения».
1 Ролевая игра.
Сообщение.
3. Практическое занятие «Создание экологического дизайна в классной комнате и рекреации» 1 Групповая работа, коллаж.
4. Дом моей мечты. 1 Групповая работа, коллаж.
5. Комнатные растения в квартире, в классе. 1 Презентация, устные ответы.
Дидактическая игра.
6. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 1 Практическая работа.
7. Животные в квартире и доме. 1 Презентация, устные ответы.
8. Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных. 1 Конкурс чтецов.
3 четверть. Вода – источник жизни. 1. Вода в моем доме и в природе. 1 Презентация, устные ответы.
Ролевая игра.
2. Стихи, рассказы, загадки и пословицы о воде. 1 Конкурс чтецов.
3. Вода в жизни растений и животных. 1 Презентация, устные ответы
4. Вода и здоровье человека. 1 Презентация, устные ответы
5. Акция «Мы чистим мир». 1 Акция, зарисовки.
Весенние работы. 6. Работы на участке. 1 Работа на участке.
Гигиена моего дома. 7. Моя квартира. 1 Презентация, устные ответы.
Дидактическая игра.
8. Гигиена класса. 1 Презентация, устные ответы.
Дидактическая игра.
9. Наша одежда и обувь. Практическая работа по уходу за ними. 1 Практическая работа.
10. Русская национальная одежда. 1 Презентация, устные ответы, зарисовки.
4 четверть. Солнце и свет в нашей жизни. 1. Солнце, Луна, звезды – источники света. 1 Презентация, устные ответы, зарисовки.
Воздух и здоровье. 2. Воздух и здоровье человека. 1 Презентация, устные ответы, зарисовки.
Мой край. 3. Реки и почвы родного края. 1 Презентация, конкурс рисунков.
4. Животный мир края. 1 Презентация, конкурс рисунков.
5. Охрана природы.
Знакомство с вымершими видами растений и животных.
1 Презентация.
6. Красная книга Ростовской области. 1 Презентация, практическая работа.
7. Праздник «Будь природе другом». 1 Сказка.
8. Оформление стенгазеты « Красная книга Ростовской области».
1 Зарисовка, коллаж.