Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Затейники» имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на обучение детей 8 – 16 лет основным навыкам организаторского дела. Программа развивает коммуникативные функции в общении м


Комитет образования и молодёжной политики администрации
муниципального района «Борзинский район»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества п.г.т. Шерловая Гора»
Рассмотрена и принята
решением метод.совета«__» ______201_г. Утверждаю
директор МУДО «ДТ пгт Шерловая Гора»
____________ В.И. Анфиногенова
Приказ №____
«___» _____________ 201_ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Затейники»
Возраст детей: 8-16 лет.
Срок реализации: 2 года.
Автор-составитель:
Коченова М.Ю, педагог дополнительного образования.
п.г.т. Шерловая Гора, 2016г.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на обучение детей 8 – 16 лет основным навыкам организаторского дела. Программа развивает коммуникативные функции в общении между школьниками разных возрастных групп и взрослыми людьми, способствует общекультурному развитию детей, формирует воображение и творческую активность, готовит к профессиональной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Проблема социализации личности ребенка является актуальной для современного общества.
В процессе социализации, ребенок, с одной стороны, усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам. А с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социального опыта. Задолго до поступления в школу ребенок накапливает определенный запас творческих возможностей, с желанием учится и творить. Он любознателен и готов петь, сочинять, изобретать..., и как жаль, что в какой-то момент интерес начинает угасать. Как поддержать творческое начало ребенка и не разрушить его в школьном возрасте?
Досуговая программа, разработана с учетом интересов и потребностей детей и подростков, а также с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание программы включает разнообразные формы организации досуговой деятельности по формированию коммуникативных навыков, основ экологической культуры, навыков здорового образа жизни, навыков практической художественной деятельности, развитию познавательной активности.
Воспитание и социализация учащихся в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективны в рамках организации внеурочной деятельности.
Социализация протекает во взаимодействии детей с огромным количеством условий более или менее влияющих на их развитие.
Новизна в том, что заложенная в данной общеобразовательной программе возможность использования различных социальных ролей (организатор, исполнитель, участник, зритель), позволяет развивать способности, находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, делать адекватный выбор.
Предпосылками для разработки программы послужили:
- социальная потребность в организации детского досуга в условиях сельской местности, где возможности для удовлетворения интересов обучающихся ограничены;
- психологическая необходимость детей в коллективном общении и активных формах самовыражения, в обучении играм, затейничеству, организации праздников.
Программа реализуется в Муниципальном учреждении дополнительного образования «Дом творчества п.г.т. Шерловая Гора». Для подготовки и проведения праздников и творческих дел ведется систематическая работа по привлечению как можно большего количества зрителей и соучастников.
В процессе освоения программы, подростки усваивают определенную систему знаний, норм и ценностей, что позволяет им функционировать в качестве полноправного члена общества.
В дальнейшем выпускники коллектива могут продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях и получить профессию педагога дополнительного образования, социального педагога или работника культуры.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» - модифицированная. В основу разработки программы положен опыт организации досуговой деятельности учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых центров и школ.
Основной отличительной особенностью данной программы являются две составляющих ее содержания: образовательная и культурно – досуговая деятельность. Образовательная деятельность выполняет познавательную и ориентационную функции, культурно – досуговая – рекреационную и коммуникативную. Оба вида деятельности создают реальные возможности для формирования у учащихся социальных и культурно – досуговых компетенций, обеспечивающих успешную социальную адаптацию в современных экономических условиях, конкурентоспособность на рынке труда.
Немаловажное отличие заключается и в том, что педагог не выступает в роли массовика-затейника, как при реализации досуговых программ, а действует через детский коллектив, в котором дети обучаются секретам организаторского дела.
При разработке программы ставился акцент на самоопределение ребенка, т.е. его личном выборе, способности соотносить требования внешнего мира с самим собой, объективной реальности с субъективной, со своими индивидуальными возможностями, с желаниями в себе; поиске определения взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации в воспитании ребенка.Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что наряду с такими формами как: игровые программы, праздники, коллективные творческие дела используется целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, импровизацию и проектирование, что дает возможность учащимся самоопределяться через реализацию творческих возможностей и служат для развития мастерства.
Идея программы «Затейники» не только в том, чтобы дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков, но и в создании единого образовательного и воспитательного пространства, которое даст возможность практического освоения полученного и проявления личности через применение этого опыта.
Адресат программы
Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии ребёнка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Крайне важно бережно относиться к старшим подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость, удовлетворенность своими взаимоотношениями с другими членами группы. В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своейиндивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения.
Объем и срок освоения программы
Срок обучения по программе: 2 года.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
«Стартовый» (ознакомительный) уровень недельная нагрузка – 2 часа (72 часа в год) – спецкурс, «Базовый» уровень – 4 часа (144 часа в год) – 1 год обучения; 5 часов (180 часов в год) – 2 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, либо 3 раза, в зависимости от уровня обучения. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – сформированные в группы учащихся одного возраста и разновозрастные группы, а также индивидуально; состав группы (постоянный, переменный и др.). Учебная группа состоит из 10-15 учащихся. Возраст детей, участвующих в реализации программы- 8-16 лет. В коллективе могут заниматься мальчики и девочки младшего и подросткового возраста с обычным уровнем способностей, не имеющие противопоказаний к активным игровым формам деятельности.
Состав учащихся неоднородный (смешанный). С участием учащихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 
Цель и задачи программы
Цель: социализация личности детей и подростков в детском объединении через организацию досуга и участие в социально-значимой деятельности.
Задачи:
-личностные: формирование способностей к сотрудничеству со сверстниками и со взрослыми в разных видах деятельности и социальных ситуациях;
-метапредметные: развитие познавательной, социальной, творческой активности детей;
-образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к проведению праздников, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.
При решении этих задач следует иметь в виду, что роль каждого участника образовательного процесса рассматривается следующим образом.
За период обучения ребята учатся понимать игру. Они учатся проводить их. Быть ведущими игровых праздников. Изучают азы актерского мастерства, учатся составлять сценарии, делать подборку игр. Изучают чистоту речи. Учатся изготовлять атрибутику, декорации.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Формы подведения итогов
Личностные:
К концу обучения по данной программе учащиеся:
Спецкурс
Имеют чувство ответственности.
Умеют активно общаться.
1 год обучения
Уважительны к товарищам.
Имеют чувство ответственности.
Умеют активно общаться.
Скромны.
Дружелюбны к соперникам.
Способны работать в коллективе.
Стремятся к личностному творческому росту.
2 год обучения
Коммуникабельны.
Тактичны по отношению к окружающим.
Способны вести диалог с младшими, передавать им свои знания и достигать взаимопонимания.
Умеют налаживать и укреплять отношения между взрослыми и детьми.
Способны создать положительные эмоциональные отношения.
Обладают навыками сотрудничества с взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста.
Способны нести ответственность за результат творческого труда.
Метапредметные:
К концу обучения по данной программе учащиеся:
Спецкурс
Способны подражать.
Стремятся проявлять фантазию в играх.
1 год обучения
Стремятся быть внимательными, наблюдательными.
Способны подражать.
Стремятся проявлять фантазию в играх.
Проявляют интерес к участию в общих делах.
Способны быть внимательными и наблюдательными.
Стараются адекватно оценивать свои возможности при выполнении творческих заданий.
Стремятся к самостоятельному выполнению заданий.
2 год обучения
Стремятся к импровизации.
Способны подключать фантазию в творческих делах.
Способны координировать движения при выступлениях на мероприятиях.
Способны ориентироваться в методах поиска необходимой информации.Имеют навыки самоорганизации.
Способны перевоплощаться, импровизировать.
Способны отвечать за свои поступки.Самостоятельно работают с различными источниками информации.
Предметные:
К концу обучения по данной программе учащиеся должны:
Спецкурс
Знать правила построения игры.
1 год обучения
Знать основы построения диалога.
Знать правила ведения беседы.
Знать приемы использования подручных средств для изготовления деталей костюмов.
Знать правила построения игры.
Знать отличительные особенности актерского мастерства.
Знать методы использования мимики и пантомимики.
Знать способы построения диалога и монолога.
Уметь изготавливать реквизит и атрибуты.
2 год обучения
Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Знать правила общения в социальной среде.
Знать основы организации подготовки и проведения творческих дел.
Умеют выполнять и защищать коллективные проекты.
Умеют строить отношения в коллективе.
Владеют методами организации и самоорганизации.
Владеют приемами организации фрагментов торжеств.
Умеют работать в роли ведущего творческого дела.
Умеют выполнять и защищать индивидуальные творческие проекты.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются:
Проведение разовых игровых программ для переменного состава детей.
Конкурсные игровые программы в форме брей-рингов, викторин, турниров и т.д. по заданной тематике.
Праздники, куда могут входить разовые игры, конкурсы, аттракционы, театрализованные выступления.
Игры-спектакли.
Концертные выступления с элементами игры.
Для диагностики и фиксации результатов работы по программе могут быть применены следующие способы:
- диагностические карты;
- карты личностного роста.
Основные принципы программы
Принцип интереса. Побуждение ребенка к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес – это неудовлетворенная потребность.
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих.
Принцип диалогичности – взаимодействие педагогов и детей в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.
Принцип информированной информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого мероприятия исторических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и факторов.
Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.
Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.
Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности ребёнка, подростка: будь это возраст, психологические особенности, особенности здоровья, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
Методы осуществления программы:
метод игры, метод театрализации, метод соревнования, метод воспитывающих ситуаций, метод импровизации, метод поощрения, метод коррекции поведения.
Содержание программы
1. Организация досуговой деятельности в детском объединении "Затейники".
2. Организация участия детей в социально-значимой деятельности.
3. Организация досуговой деятельности с детьми, приходящими в детское объединение в свободном режиме.
Содержание программы
Учебный план спецкурса (ознакомительный)
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего часов Теор. Практ. 1 Знакомство. Развитие творческой активности в игровой ситуации. 20 10 10 1.1 Вводное занятие. Знакомство. Разрешите представиться. Игра – вид деятельности для проявления творчества. 2 1 1 Наблюдение
1.2 Привет, индивидуальность или чем я отличаюсь от других. 2 1 1 Наблюдение
1.3 Я в мире людей, или живи в согласии с другими. 2 1 1 Наблюдение
1.4 Поведение и культура. 2 1 1 Тест
1.5 Общение в моей жизни. 2 1 1 Тест
1.6 Общение и уважение. 2 1 1 Наблюдение
1.7 Конфликт – неизбежность или… 2 1 1 Анкета
1.8 Комплимент – дело серьёзное. 2 1 1 Игра
1.9 А без друзей на свете трудно жить. 2 1 1 Конкурс
1.10 На пути к гармонии. 2 1 1 Игра
2. Традиционно-обязательные праздники 40 8 32 3.1 Здравствуй, школа! 4ч 1 3 Праздник
3.2 Осенние праздники «Сказки осени». 4ч 1 3 Праздник
3.3 День именинника. 4 1 3 Праздник
3.4 День здоровья. 4 1 3 Праздник
3.5 Новый год. «Ёлочка – золотая иголочка». 10 2 8 Праздник
3.6 Праздники к 23 февраля и 8 Марта. 10 2 8 Праздник
3.7 «Мальчишки и девчонки»- праздничная конкурсная программа. 2 - 2 Конкурс
3.8 Выпускной бал в начальной школе. «Отзвенел наш веселый звонок». 2 - 2 Праздник
4. Праздники. Концерты. 12 1 11 4.1 Проведение творческих дел. Выступления. 10 1 9 Творческое дело
4.2 Итоговое занятие. 2 - 2 Контрольная работа
Итого 72ч 19ч 53ч Содержание
1 год (спецкурс)
Знакомство. Развитие творческой активности в игровой ситуации.
Теория. Вводное занятие. Знакомство. Разрешите представиться. Правила техники безопасности.
Практика. Игра – вид деятельности для проявления творчества.
Теория. Привет, индивидуальность или чем я отличаюсь от других. Практика. Привет, индивидуальность или чем я отличаюсь от других.
Теория. Я в мире людей, или живи в согласии с другими.
Практика. Я в мире людей, или живи в согласии с другими.
Теория. Практика. Поведение и культура.
Теория. Общение в моей жизни. Практика. Общение.
Теория. Общение и уважение. Практика. Общение и уважение.
Теория. Конфликт – неизбежность или… Практика. Конфликт – неизбежность или…
Теория. Комплимент – дело серьёзное. Практика. Комплимент – дело серьёзное.
Теория. А без друзей на свете трудно жить. Практика. А без друзей на свете трудно жить.
10.Теория. Практика. На пути к гармонии.
11. Теория. Практика. Традиционно-обязательные праздники. Здравствуй, школа!
12. Теория. Практика. Осенние праздники. «Сказки осени».
13. Теория. Практика. День именинника.
14. Теория. Практика. День здоровья.
15. Теория. Практика. Новогодние праздники. «Ёлочка – золотая иголочка».
16. Теория. Практика. Праздники ко Дню защитника Отечества и 8 Марта. 17. Практика. «Мальчишки и девчонки» - праздничная конкурсная программа.
18. Практика. Выпускной бал в начальной школе. «Отзвенел наш веселый звонок» - праздник.
19. Теория. Практика. Проведение творческих дел. Выступления.
20. Итоговое занятие.
Учебный план (базовый)
1 год обучения
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Общ. Теор. Практ. 1 Знакомство. Игра – необходимый вид деятельности для проявления активности и творчества. 2 1.1 Вводное занятие. Игра – необходимый вид деятельности для проявления активности и творчества. 2 1 1 Наблюдение
2 Разовые программы. 44 2.1 «Юморина» - праздничная конкурсная программа. 14 2 12 Конкурс
2.2 «Как найти конфеты знаний» - познавательная программа. 18 3 15 Наблюдение
2.3 «Дорожная азбука» - урок-игра. 8 3 5 Наблюдение
2.4 Игродискотека – игры под музыку. 4 1 3 Игра
3. Традиционно-обязательные праздники. 72 3.1 Осенние праздники. «Сказки осени». 18 2 16 Наблюдение
3.2. Новогодние праздники. «Ёлочка – золотая иголочка». 20 3 17 Наблюдение
3.3. Праздники ко Дню защитника Отечества и 8 Марта. «Мальчишки и девчонки». 20 2 18 Наблюдение
3.4. Выпускной бал в начальной школе. «Отзвенел наш веселый звонок» - праздник. 14 2 12 Наблюдение
4. Экологические праздники. 16 4.1. «Птичья страна» - интеллектуально-познавательная программа. 16 2 14 Конкурс
5. Праздники. Концерты. 10 5.1. Проведение творческих дел. Выступления. 10 1 9 Наблюдение
Итого 144 22 122 Содержание
1 год обучения (базовый)
1. Знакомство. Игра – необходимый вид деятельности для проявления активности и творчества
1.1.Вводное занятие. Знакомство. Игра – необходимый вид деятельности для проявления активности и творчества.
Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с программой 1-го года обучения.
Правила техники безопасности, культуры поведения.
Беседа о значении игры в жизни детей.
Практика: Тихие игры /головоломки, ребусы, игры со словами и цифрами/.
2. Разовые программы.
2.1 . «Юморина» - праздничная конкурсная программа.
Теория: - основы построения диалога,
- способы изготовления реквизита,
- беседа об особенностях актерского мастерства.
Практика: - разучивание инсценировок, стихов, песен,
- изготовление реквизита для игр,
- репетиционные занятия.
2.2. «Как найти конфеты знаний» - познавательная программа для первоклассников.
Теория: - построение диалога,
- знакомство с театрализованной игрой,
- подражательные навыки.
Практика: - разучивание инсценировок, стихов, песен,
- изготовление атрибутов к играм,
- разучивание игр
- репетиционные занятия.
2.3. «Дорожная азбука» - урок-игра.
Теория: - беседа по правилам дорожного движения,
Практика: - ведение диалога,
- изготовление наглядных пособий к играм
- разучивание стихов и инсценировок
- разучивание игр с элементами ПДД,
- репетиционные занятия.
2.4. Игродискотека.
Теория: - беседа о музыкальном сопровождении игр,
Практика: - разучивание игр под музыку,
- викторина.
3. Традиционно - обязательные праздники.
3.1. Осенние праздники. «Сказки осени.
Теория: - беседа о красоте осеннего времени года,
- беседа о том, как быть наблюдательным и внимательным.
Практика: - разучивание инсценировок, стихов, песен, ведение диалога, подражательные навыки, разучивание игр, изготовление реквизита, репетиционные занятия.3.2. Новогодние праздники. «Снежная сказка» - сказочное представление
с играми, танцами.
Теория: беседа о праздновании Нового года, приемы изготовления деталей костюмов.
Практика: читка сценария, распределение ролей, разучивание песен и танцев,
изготовление деталей костюмов, репетиционные занятия.
3.3. Праздники ко Дню защитника Отечества и 8 Марта. «Мальчишки и девчонки» - праздничная конкурсная программа.
Теория: Беседы о праздновании Дня защитника Отечества и Дня 8 Марта,
приемы изготовления реквизита для конкурсов.
Практика: Разучивание песен, стихов, инсценировок, изготовление реквизита, подготовка конкурсов, репетиционные занятия.
3.4. Выпускной бал в начальной школе. «Отзвенел наш веселый звонок» - праздник.
Теория: Беседа о дружбе и взаимопомощи.
Практика: Изготовление реквизита для игр и конкурсов, разучивание песен, стихов, сценок, репетиционные занятия.
4. Экологические праздники.
4.1. «Птичья страна» - интеллектуально-познавательная программа.
Теория: Беседа об экологической обстановке в районе.
Практика: Изготовление реквизита, разучивание инсценировок, стихов, песен, изготовление деталей костюмов, репетиционные занятия.
5. Праздники. Концерты.
5.1.Проведение творческих дел. Выступления.
Теория: Беседа об особенностях выступления перед зрителями, о сценической культуре поведения.
Практика: Проведение конкурсов, игр, выступления перед зрителями.
Учебный план (базовый)
2 год обучения
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Общ ТеорПракт1. Игра – метод организации различных видов деятельности. 2 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности, культуры поведения. Игра – метод организации различных видов деятельности. 2 1 1 Наблюдение
2. Разовые программы. 54 2.1. «Редиска – нехороший человек» - конкурсная программа. 2 - 2 Конкурс
2.2. «Умники и умницы» - интеллектуальная познавательная программа. 2 - 2 Конкурс
2.3. «Дорожная азбука» - урок-игра. 4 2 2 Наблюдение
2.4. «Русский дом»- конкурсная познавательная игра. 6 2 4 Конкурс
2.5 КТД 40 4 36 Конкурс
3. Традиционно-обязательные праздники. 100 3.1. Осенние праздники. «Осенние посиделки»- познавательная игровая программа. 8 2 6 Наблюдение
3.2. День матери. 20 2 18 Наблюдение
3.3. Новогодние праздники. «Чудеса на лесной поляне» - театрализованное представление с игровой программой. 20 2 28 Наблюдение
3.4. Праздники ко Дню защитника Отечества и 8 Марта. «Принц и принцесса» - праздничная конкурсная программа. 26 1 25 Наблюдение
3.5 День святого Валентина. 6 2 4 Конкурс
3.6 Выпускной бал в начальной школе. «Дружба всего дороже» - праздник. 10 2 8 Наблюдение
4. Экологические праздники. 4 4.1. «Дорога к доброму здоровью» - игра по станциям. 2 - 2 Наблюдение
4.2. Викторина. 2 - 2 Наблюдение
5. Праздники. Концерты. 10 5.1. Проведение творческих дел. Выступления. 10 1 9 Контрольная работа
6. Коллективный творческий проект. 10 6.1. Коллективный творческий проект. 2 8 Итого 180 21 159 Содержание программы
2 год обучения
1. Игра - метод организации различных видов деятельности.
1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности, культуры поведения.
Игра – метод организации различных видов деятельности.
Теория: Анализ работы 1-го года обучения; ознакомление с программой 2-го года обучения; правила техники безопасности и культуры поведения.
Практика: Юмористическая викторина.
2. Разовые программы.
2.1. «Редиска – нехороший человек» - конкурсная программа.
Теория: Беседа об особенностях актерской профессии; беседа о методах использования мимики.
Практика: Ведение диалога, упражнения с использованием мимики,
- разучивание юморесок, песен, инсценировок,
- подготовка конкурсов,
- репетиционные занятия.
2.2. « Умники и умницы» - интеллектуальная познавательная игра.
Теория: - беседа о ценности знаний в жизни человека,
- беседа об особенностях ведения монолога.
Практика: - разработка вопросника,
- изготовление реквизита,
- ведение монолога, диалога,
- репетиционные занятия.
2.3. «Дорожная азбука»- урок-игра.
Теория: - беседа о правилах безопасного движения на дорогах.
Практика: - проигрывание ситуаций правил дорожного движения,
- изготовление наглядных пособий,
- разучивание стихов, инсценировок,
- репетиционные занятия.
2.4. «Русский дом»- конкурсная познавательная игра.
Теория: - беседа о культуре, обычаях русского народа.
Практика: - изготовление реквизита,
- разработка вопросника,
- разработка правил судейства,
- ведение диалога, монолога с использованием мимики.
2.5. КТД. Теория. Методика проведения. Виды КТД.
3. Традиционно-обязательные праздники.
3.1. Осенние праздники. «Осенние посиделки» - познавательная игровая программа.
Теория: - беседа о народных приметах,
- беседа о применения мимики и пантомимики.
Практика: - разучивание песен, стихов,
- ведение монолога, диалога с использованием мимики и пантомимики,
- подготовка конкурсов, подготовка вопросника, репетиционные занятия,
-изготовление реквизита.
3.2. Новогодние праздники. «Чудеса на лесной поляне» - театрализованное
представление с игровой программой.
Теория: Беседа об организации праздников, беседа об особенностях новогодних развлечений /танцы, игры/.
Практика: Читка сценария, распределение ролей, разучивание танцев, игр,
изготовление реквизита, репетиционные занятия.
3.3. Праздники ко Дню защитника Отечества и 8 Марта. «Принц и принцесса» - праздничная конкурсная программа
Теория: Беседа о дружеских отношениях между мальчиками и девочками.
Практика: Разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление реквизита, упражнения по пластике движения и координации, репетиционные занятия.
3.4. Теория. День святого Валентина. Практика. День святого Валентина.
3.5. Выпускной бал в начальной школе. «Дружба всего дороже» - праздник.
Теория: Беседа об организации торжеств.
Практика: Разучивание песен, стихов, инсценировок, подготовка конкурсов,
подготовка реквизита, репетиционные занятия.
4.Экологические праздники.
4.1. «Дорога к доброму здоровью» - игра по станциям.
Теория: Беседа о важности соблюдения гигиены одежды, жилища, тела,
беседа об особенностях организации игры по станциям.
Практика: Подготовка вопросников, изготовление декораций и реквизита,
разучивание инсценировок, стихов, песен, репетиционные занятия.
5.Праздники. Концерты.
5.1. Проведение творческих дел. Выступления.
Теория: Беседа о поведении на сцене.
Практика: Проведение игр, конкурсов, фрагментов праздников.
Выступления.
6. Коллективный творческий проект.
6.1. Коллективное целеполагание и планирование.
Теория: Определение цели, задач, темы предстоящей деятельности; выработка убеждения в общественной значимости и необходимости предстоящего дела.
Практика: Обсуждение различных предложений, вариантов плана («Мозговой штурм»), определение оптимального для данных условий варианта, подбор материала, выбор совета дела.
6.2. Групповая подготовка.
Теория: Распределение заданий, методы и способы выполнения.
Практика: Поиск материалов, выполнение поручений.
6.3. Защита коллективного проекта.
Теория: правила защиты проекта.
Практика: коллективная защита проекта, анализ проведенной работы.
Планируемые результаты
У детей сформированы способности к сотрудничеству со сверстниками и со взрослыми в разных видах деятельности и социальных ситуациях (личностные);
развиты познавательная, социальная, творческая активность детей (метапредметные);
развиты познавательный интерес к проведению праздников, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций (образовательные (предметные). За период обучения научились понимать игру. Умеют проводить их, быть ведущими игровых праздников. Знают азы актерского мастерства, умеют составлять сценарии, делать подборку игр, изготовлять атрибутику, декорации.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график (ознакомительный)

п/п Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Сентябрь 14ч00-15ч40м Игра 2 Знакомство. Игра – вид деятельности для проявления творчества. Наблюдение
2 Беседа 2 Привет, индивидуальность или чем я отличаюсь от других. Наблюдение
3 Беседа 2 Я в мире людей, или живи в согласии с другими. Наблюдение
4 Беседа 2 Поведение и культура. Тест
5 Октябрь 2 Общение в моей жизни. Тест
6 2 Общение и уважение. Наблюдение
7 2 Конфликт – неизбежность или… Анкета
8 Игра 2 Комплимент – дело серьёзное. Игра
9 Ноябрь Конкурс 2 А без друзей на свете трудно жить. Конкурс
10 Игра 2 На пути к гармонии. Игра
11 Праздник 4 Здравствуй, школа! Наблюдение
12 Праздник 4 Осенние праздники «Сказки осени». Наблюдение
13 Декабрь Праздник 4 День именинника. Наблюдение
14 Праздник 4 День здоровья. Наблюдение
15 Праздник 10 Новый год. «Ёлочка – золотая иголочка». Наблюдение
16 Январь, февраль Праздник 10 Праздники к 23 февраля и 8 Марта. Наблюдение
17 Март Конкурс 2 «Мальчишки и девчонки»- праздничная конкурсная программа. Конкурс
18 Апрель Праздник 2 Выпускной бал в начальной школе. «Отзвенел наш веселый звонок». Наблюдение
19 КТД 10 Проведение творческих дел. Выступления Творческое дело
20 Май 2 Итоговое занятие. Контрольная работа
Календарный учебный график (базовый)
1 год обучения

п/п Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Сентябрь 2 Вводное занятие. Игра – вид деятельности для проявления активности и творчества. Наблюдение
2 Конкурс 2 «Юморина» - праздничная конкурсная программа. Конкурс
3 Октябрь 18 «Как найти конфеты знаний». Наблюдение
Игра 8 «Дорожная азбука» - урок-игра. Наблюдение
Ноябрь Игродискотека4 Игродискотека – игры под музыку. Игра
Праздник 18 Осенние праздники. «Сказки осени». Наблюдение
Декабрь Праздник 20 Новогодние праздники. «Ёлочка – золотая иголочка». Наблюдение
Февраль Праздник 20 Праздники ко Дню защитника Отечества и 8 Марта. 18 «Мальчишки и девчонки». Наблюдение
Праздник 14 Выпускной бал в начальной школе. - праздник. Наблюдение
Апрель Конкурс «Птичья страна». Конкурс
Май КТД Проведение творческих дел. Выступления Наблюдение
Май Итоговое занятие. Контрольная работа
Календарный учебный график (базовый)
2 год обучения

п/п Месяц Врем. проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 сентябрь 14ч00м-16ч40м 2 Вводное занятие. Правила техники безопасности.Игра – метод организации различных видов деятельности Кабинет, актовый зал Наблюдение
2 2 «Редиска – нехороший человек» - конкурсная программа. Конкурс
3 Октябрь 2 «Умники и умницы» - интеллектуальная познавательная программа. Конкурс
4 Игра 4 «Дорожная азбука»- урок-игра. Наблюдение
5 Игра 6 «Русский дом»- конкурсная познавательная игра. Конкурс
6 Ноябрь КТД 40 КТД Конкурс
7 Игра 8 Осенние праздники. Наблюдение
8 Праздник 20 День матери. Наблюдение
9 Декабрь Праздник 30 Новогодние праздники. Наблюдение
10 Январь
Февраль
Март Праздник 16 Праздники ко Дню защитника Отечества и 8 Марта. Наблюдение
11 Конкурсная программа. 10 «Принц и принцесса» Конкурс
12 Праздник 6 День святого Валентина. Конкурс
13 Апрель Май Праздник 10 Выпускной бал в начальной школе. Наблюдение
14 Апрель Игра по станциям. 2 «Дорога к доброму здоровью» Наблюдение
15 Викторина 2 Викторина. Наблюдение
16 Май КТД. 10 КТД. Выступления. Наблюдение
17 10 Коллективный творческий проект. Наблюдение
18 Май 2 Итоговое занятие. Контрольная работа
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение: кабинет для занятий, актовый зал; интерактивная демонстрационная доска – 1 штука; компьютер; мультимедиа; фотоаппарат; раздаточные материалы для тренинга; рабочая программа. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, конкурс, концерт, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник, фестиваль и др.
Способы проверки результативности обучения
-проведение практических итоговых занятий, на которых в игровой форме определяется уровень освоения учащимися тем программы (викторины, кроссворды, деловые игры и т.д.);
-наблюдение;
-анализ выступлений учащихся в различных творческих конкурсах, концертах, массовых мероприятиях;
-показ театральных постановок и опрос мнений зрителей;
-тестирование в течение учебного года;
-подведение итогов и опрос мнений учащихся, родителей на заключительном занятии в конце учебного года.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение учебных занятий предполагает подбор сценариев мероприятий, разработок творческих дел, карточек-заданий, инструкций по технике безопасности, специальной литературы по предмету, анкет, наглядных пособий.
Методическое обеспечение
№ Формы занятия Методы, приёмы Техническое оснащение Подведение итогов
1 Учебное занятие
. Словесный. Наглядный. Презентация. Выступление на сцене.
2 Урок – сказка. Метод игры. Компьютер. Мини – спектакль.
3 Творческая игра. Метод игры. Компьютер. КТД
4 Конкурс актёрского мастерства. Метод практической работы. Карточки, необходимые предметы. Конкурс актерского мастерства.
5 Художественное чтение. Словесные методы. Карточки с заданиями. Выразительное чтение на сцене.
6 Озвучивание и пантомима. Словесные методы, метод игры. Карточки. Конкурс.
7 Мимика. Урок-имитация. Наглядные методы. Аудиозапись. Имитирование.
8 Урок исполнительского мастерства. Методы практической работы. Костюмы. Выступление на сцене.
9 Урок изобретательства. Проектный метод. Предметы бросового материала. Выставка работ.
10 Интеллектуальное состязание. Метод игры. Магнитофон. Час вопросов и ответов.
11 Мини-спектакли. Метод игры. Костюмы. Выступление на сцене.
12 Импровизация на заданную тему. Наглядный метод. Аудиозапись. Выступление на сцене.
13 Защита проектов. Практический. Компьютер. Конкурс.
Формы занятий
Учебное занятие, творческая игра, беседа, игра, репетиция, викторина, праздник, концерт, урок – игра, занятия с использование ИКТ, защита творческих проектов.Структура занятий по программе включает теоретическую и практическую части, где применяются следующие методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
В течение года проводится мониторинг качества усвоения образовательной программы: вводная диагностика (сентябрь), промежуточная диагностика (декабрь), итоговая диагностика (май).
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы:
зал со сценой; музыкальный центр, аудио и видеодиски (кассеты), фонограммы, микрофоны, компьютер; материалы, инструменты, приспособления для изготовления костюмов, реквизита, наглядных пособий,комната для изготовления и хранения костюмов, реквизита и наглядного материала.
Список литературы
для педагога:
Гольдин В.Е. «Речь и этикет» - Москва, 2007 г.
Горелов И.Н. «Умеете ли вы общаться?» - Москва 2009 г.
Гутник И.Ю. «Организация педагогической диагностики в профильном обучении…» - С.-П., 2005 г.
Гутник И.Ю. «Педагогическая диагностика образованности школьников» - С.-П., 2000 г.
«Дополнительное образование и воспитание детей».
«Внешкольник» - подписное издание.
Инструкция по технике безопасности труда и пожарной безопасности.
Методические рекомендации по написанию образовательной программы.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
для учащихся:
Беленко В.В. «Выпускные вечера и праздники последнего звонка в школе» - Москва . 2005 год.
Воронова Е.А. «Школа смеется» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 год.
Вакса О. «Сценарии праздников для детей и взрослых»- Москва , 2003 г.
Габчук Е.А. « А у нас сегодня праздник» - Ярославль, 2008 г.
Казенова С. «Школьная круговерть» - Ярославль , 2009 г.
Комиссарова Е.В. «Школьный капустник» - Москва , 2007 г.
Скоркина Н.М. «Игровые праздники и тематические вечера»-Волгоград,2009г.
Смирнов В.Ф. « Путешествие в страну тайн»- Москва , 1993 г.
Побединская Л.А. «Праздник для друзей»- Москва, 2000г.
Шнарева Г.Т. «Театрализованные праздники в школе» - Москва, 2002 г.
Шейла Энн Барри «Лучшие игры для вечеринки» - Москва, 2004 г.
Щербакова В.Н. «Калейдоскоп школьных дел 5»- Москва , 2004 г.
Щербакова В.Н. «Калейдоскоп школьных дел 1»- Москва , 2006 г.