Урок музыки 4 класс Музыкальная культура народов Севера (Норвегия,Финляндия)


класс: 4
тема: Музыкальная культура народов Севера (Норвегия,Финляндия)
цель: -Познакомить с муз.культурой народов Севера
-Развивать навыки пения,кругозор-Воспитывать патреотизм,дисциплину,любовь к музыке
Ход урока
Здравствуйте, ребята.
Муз .приветствие
Давайте настроимся все на позитивную волну, сегодня нас ждет увлекательное путешествие.
-В каких странах мира вы уже побывали?
+..
-Хорошо. А сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, она конечно же существует на самом деле и когда я вам расскажу о культуре этой страны ,вы поймете ,что это одно из самых прекрасных и волшебных явлений. Посмотрите на слайд. Это Финляндия. Давайте прочитаем хором
-Что вам известно об этой стране?
Ребята Финляндия находится на Севере и является страной – соседом по отношению к России, посмотрите они граничат. Столица Финляндии город Хельсинки. Страна Финляндия была не раз признана одной из «Лучших стран мира» по разным показателям. Посмотрите на слайд это герб и флаг страны.
В стране тысячи музыкальных школ – финны проявляют интерес к этому виду искусства. На музыкальных инструментах учатся играть и взрослые и дети.
Музыка Финляндии отличается меланхоличностью и некоторой мрачностью. Здесь популярны песни о несчастной любви, разлуках и прочих тоскливых историях. Возможно, суровый климат сказался на выражении на музыкальной выражении финской души.Классическую музыку Финляндии прославило имя Яна Сибелиуса. С творчеством и деятельностью этого композитора связано зарождение национальной классической музыкальной традиции. Именно тогда в стране появляется первый симфонический оркестр, профессиональные композиторы и исполнители.
Давайте послушаем произведение Сибелиуса, чтобы лучше проникнуться историей этой страны, обратите внимание на характер исполнения
-как прозвучала? что можем предположить, какова музыка Финляндии?
Еще в финской музыкальной культуре, как и в любой другой существует танцевальная сторона.Вам уже знаком танец «Полька» Напомните мне,что из себя представляет полька?
- подвижность, танцевальность, резкость движений, подскоки
+Правльно.И в культуре Финляндии или мы можем сказать в финской культуре тоже есть своя полька,которая так и называется финская полька,который исполняется под одноименную песню.
Давайте посмотрим фрагмент и заодно обратите внимание на национальные костюмы,какие цвета преобладают
В основу народной музыки Финляндии легли мелодии древних песнопений рун, а традиционными народными музыкальными инструментами являются: кантеле (финские гусли), рожок, скрипка.

Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны.
Давайте послушаем, как звучит кантеле. Обратите внимание, как звучит инструмент, мелодично или танцевально ?На что похоже звучание? Слушание инструмента.
Ребята, у стран, которые являются соседями есть некоторые сходства в культуре, а так же в музыкальной, например в Латвии тоже есть народный инструмент - кокле , очень напоминающий гусли ,я хочу вам дать посмотреть фрагмент видео на нем вы увидите инструмент и услышите его звучание, что вам представляется?каким народам свойственно это звучание?
(видео.варган)
+представляется холодный климат,горы+Представляется горная природа,леса и северный климат,есть что то магическое во всем этом,
Вы правы,это был норвежский инструмент .варган.Некоторым инструментам народ в старину придавал магическое значение.Наример Варган  был известен во многих районах Норвегии. Этот инструмент представляет собой металлическую рогатку, в основании которой закреплена свободно колеблющаяся стальная пружинка. Инструмент вставляется в рот таким образом, чтобы пружинка могла свободно колебаться между верхней и нижней челюстями. Сама пружинка приводится в действие ударом пальца и издает только один основной тон, 
Посмотрите на карту – это Норвегия.Норвегия так же,как и Финляндия граничит с Россией.Столица Норвегии город Осло,посмотрите на слайд,это флаг и герб страны.
А сейчас давайте разучим народную норвежскую песню «Волшебный смычок» Сначала послушайте
разучивание по фразам.
Мы с вами уже частично знакомились с музыкальной культурой Норвегии, а значит вы и сами мне можете помочь. Давайте прослушаем муз. фрагмент, а вы мне назовете автора.
Звучит «Утро» Грига
Кто скажет,кто является автором и название произведения?
+ «Утро»,автор эдвард григ+в пещере горного короля,песня сольвейг- Все эти произведения из сюиты «Пер Гюнт» Давайте вспомним, что такое сюита
+сюита это форма музыки, состоящая из нескольких частей
Григ — основоположник норвежской музыкальной классики.
-Прослушаем фрагмент произведения «В пещере горного короля» Как звучит?Какие чувства вызывает?Что можно представить под эту композицию
+…
Давайте посмотрим видео фрагмент «В пещере горного короля» Сравните с тем, что представилось вам
-И так. ребята, в каких странах мы с вами сегодня побывали?
+ Финляндия, Норвегия
-Что вам запомнилось?
-Что для вас было ново?
Я хочу увидеть лад вашего настроения : минор или мажор
Вспомним ,как звучит минор –грустно, печально
а мажор? весело, светло
Поднимите карточки
Оценивание. Спасибо за урок, до свидания.
Студень:
Учитель:
Оценка: