Из опыта работы по внедрению требований к современному уроку



В процессе обучения грамоте наиболее трудным участком работы относится формирование у детей каллиграфических навыков. И каждый учитель по своему старается преодолеть возникающие здесь трудности. Пути и формы обучения письму, которые помогают не только уберечь детей от ошибок, возникающих при начальном обучении каллиграфии, но и организовать работу так, чтобы этот процесс проходил интересно в доступной форме без перегрузок.Это, прежде всего, относится к изменению структуры урока обучения грамоте, когда на одном и тоже уроке осуществляется обучение и чтению и письму. Перемена занятий действует на ребенка лучше даже полного отдыха, который, конечно необходим всё время. Когда речь идет об обучении детей, где требуется постоянная смена деятельности, диктуемая возрастными особенностями этой категории. С первых дней работы с детьми становится очевидным, что они не могут продолжительное время заниматься одним видом деятельности, как правило, к середине урока у них падает активность, угасает интерес к уроку. Ребята быстро утомляются, начинают отвлекаться. Поэтому я использую комбинированный урок, этот урок дает возможность плавно переключать детей с одного вида деятельности на другой, снять утомляемость. Для конкретности приведу пример отрывка одного из моих уроков
Тема: «Понятие о предложении, знакомство с гигиеническими правилами письма, штриховка предмета»Цель: научить детей выделять на слух предложения, развивать двигательный аппарат руки, глазомер, ориентировку на пространстве страницы Ход урока1. Работа по развитию речи составление детьми рассказа по картине о свих играх выделение предложений из небольшого рассказа схематическое их изображение.Откройте страницу тетради, где нарисованы школьные вещи. Все ли предметы можно ли отнести к школьным вещам? Что лишнее на этой странице? Найди на странице карандаш? Где он расположен на листе? Вверху, внизу, слева, справа. Рядом с карандашом нарисованы стрелки. Они указывают на то, что карандаш надо закрашивать сверху вниз. Для того чтобы научиться писать, надо правильно сидеть при письме, держать карандаш как ручку (учитель показывает)
Здесь можно поиграть с детьми Игра «Художник» Дети повторяют за учителем, то, что рисует учитель пространстве.Работа в тетрадях.Дети обводят карандаш по контуру, а затем разукрашивают его. Учитель следит за посадкой детей, умением держать карандаш, лист, учит не нажимать сильно на бумагу. После штриховки учитель обращает внимание детей на ошибки, подсказывает, как нужно их исправить. Составление детьми предложений по картинкам.Рассмотрение картинок детьми. Учитель задает вопросы по картине, а затем составляем предложения. Запись предложений и составление к ним схемы. Учитель пишет на доске и рисует схемы предложений. Дети повторяют правила гигиены письма и определяют направление штриховки по стрелкам, нанесенным рядом с рисунком портфеля раскрасить портфель короткими штрихами сверху вниз.Учитель показывает на доске, как надо правильно в заданном направлении, делать штриховкуУчитель показывает и помогает детям правильно сесть, расположить тетрадь, взять карандаш.Обведение карандашом контура конкретного предмета.ФизминуткаАнализ и исправление ошибок сделанных детьми при штриховкеИтог урока. Рефлексия.На каждом уроке нужно провести игры, игровые упражнения, разучивать считалки, отгадывать загадки, ребусы.Учить, играя и это не мешает обучению детей, а наоборот помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный.Значение игры на уроке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость.Вот, например такая игра «Спрячем от лисы»Учитель читает: Лиса близко притаилась,Лиса кустиком прикрылась,Лиса носом повела, Разбегайтесь кто куда!
На зеленой лужайке (на наборном полотне)- рисунки курицы с цыплятами, утки с утятами, белки, зайцы и.т.д. На обрате рисунков задания. Ребята, вызванные к доске, стараются быстрее выполнить задания и спрятать птиц и животных от лисы кого в норку, кого в кусты, кого в сарай.Если дети не успели выполнить задания, то лиса съест этих животных и птиц.Дети очень переживают, поэтому особенно стараются правильно выполнять задания. Игру можно проводить по парам, по группам.