Особенности проявления лидерства в подростковом социуме села Шипуново

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Луначарского» Шипуновского района Алтайского края
658390, с. Шипуново, пр-т Комсомольский, 42, тел.: 8(38550) 22159, 22189
e-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Особенности проявления лидерства в подростковом социуме села Шипуново

Автор: Зюкова Ирина, 9 класс
МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского»

Научные руководители:
Зырянов Виктор Валентинович, учитель истории и обществознания
Билан Татьяна Яновна, учитель английского языка, МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского»






Шипуново, 2016
Содержание
Стр.
Введение..2Основная часть
Теоретическое обоснование исследования... 3
Итоги тестового исследования уровня мотивации на лидерство и реальных показателей лидерских способностей подростков Шипуновской средней школы....4
Классификация лидеров по итогам эмпирического исследования «Кто реально является лидером в подростковой среде Шипуновской средней школы.6
Заключение..................9
Список использованной литературы...10
Приложения...11
















Введение
Значимость исследования лидерства в подростковом социуме школы, где они проводят большую часть своего времени в этом возрасте, определена потребностью модернизирующейся экономики страны в успешной социализации поколения молодых, амбициозных людей, способных «максимально реализовать свой потенциал в интересах личностного и общественного роста» [1]. Для самих подростков в силу процесса возрастной идентификации очень важно «найти и занять удовлетворяющее его/ее положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей».[2] Современная школа, в свою очередь, выполняющая социальный заказ общества по воспитанию лидеров[3], заинтересована в изучении механизмов сопровождения возникающего лидерства, чтобы решить довольно острые проблемы межличностных отношений. В этой ситуации лидер, имеющий наибольший авторитет и популярность в классе, школе способен прямо влиять на становление ценностных направленностей одноклассников, формировать у них нормы поведения и идеалы. По мнению исследователей С.И. Жигулева, В.Г. Евстратова, А.Г. Колденковой, Е.М. Зайцева, в настоящее время «отсутствуют комплексные рекомендации по формированию мотивации и сопровождению лидерства в подростковой среде».
Таким образом, актуальность изучаемой темы определена, с одной стороны, совпадением потребностей общества и школы в поддержке лидерства и недостаточной разработанностью данной темы в современной психологии и педагогике, с другой, а также потребностью самих подростков в жизненном самоопределении.
Объект исследования: лидерство в подростковой среде.
Предмет исследования: особенности проявления лидерства в подростковом социуме МБОУ «Шипуновская СОШ им. Луначарского».
Цель исследования: Выявить особенности проявления лидерства и социальной роли лидера в подростковой среде сельского социума.

Гипотеза исследования:
Вероятно, в силу возрастного процесса идентификации подростки должны стремиться повысить свой статус в иерархии межличностных отношений через лидерство в классе, школе и др.;
Очевидно, подростки признают ситуативного лидера по его/ее физическим и личностным чертам;
Возможно, окружающий социум школы может стимулировать/подавлять стремление подростков к лидерству.
Задачи исследования:
Определить соотношение уровня притязаний фокусной группы подростков на лидерство и реальных показателей их лидерских способностей;
Выявить мнения подростков о лидерстве и основных чертах лидера;
Определить влияние окружающего социума на стремление подростков к лидерству.
В ходе работы использовались эмпирические методы исследования (опрос, наблюдение), а также тестирование по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей», «Кто вы?», «Я-лидер» (см. Приложение 1,2,3) с последующим анализом и графической интерпретацией полученных результатов.
База эмпирического исследования включает 223 анкеты подростков (14-17 лет), обучающихся МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского» с. Шипуново и итоги устного опроса 24 учителей. Общий объем выборки составляет 247 ед.
Новизна исследования: впервые в научный оборот введены итоги исследования особенностей проявления лидерства в подростковой среде сельского социума на примере общеобразовательной школы с. Шипуново Алтайского края.
Практическая значимость работы определена запросом организаторов внеклассной работы, педагогов, органов самоуправления школы для социально обоснованного сопровождения развития лидерских способностей в классных подростковых коллективах; для удовлетворения индивидуальных интересов подростков по самопознанию. Ориентирование на работу с лидерами в школе, знание возрастных аспектов лидерства, технологическое обеспечение воспитания лидера, необходимо также членам Молодежного парламента района для формирования лидерских команд или подбора лидеров для выполнения социальных проектов по воспитанию активных граждан страны.


Основная часть
Теоретическое обоснование исследования
Феномен лидерства довольно активно изучался в ХХ веке и продолжает изучаться в настоящее время. Существует достаточно большое количество литературы по лидерству в сфере политической психологии, экономики, в области управления организацией. Многообразие подходов свидетельствует о сложности изучения данного социального феномена.
Вопросы лидерства с точки зрения «теории черт», т.е. харизматичности лидера, рассматривал в своих научных трудах Э. Богардус, «теории лидерства как функции группы» Г. Хоманнс, «теории лидерства как функции ситуации» Р.Бейлс, А.Хейр, Т.Ньюком, Ф.Фидлер.
В нашей стране изучение данной проблемы можно условно разделить на 3 основных этапа:
20-30-е годы ХХ века - «Вожачество» (В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская)[4];
40-90-е годы ХХ века - «Пионерское движение» (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, А.П.Шпон), ученическое самоуправление (Н.М. Зосимов, В.П. Коротов) [5];
Нач. ХХI в - «Лидерский потенциал» (А.Л.Уманский, О.А. Павлова). [6]
В социологическом словаре рабочие термины нашего исследования «лидер» и «лидерство» трактуются следующим образом: «Лидер»  (от англ. «leader» идущий впереди)  авторитетный член организации, малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Влияние лидера имеет неформальный характер и складывается стихийно. «Лидерство» - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. А.Л. Уманский уточняет «Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним».[7]
Итоги исследования соотношения уровня притязаний подростков на лидерство и реальных показателей их лидерских способностей

Выявление мотивации на лидерство мы начали с тестирования «Кто вы?» (см. Приложение 2). Из выборки вероятных ответов: «круг», «квадрат», «треугольник», и «зигзаг» и «прямоугольник», «круг» выбрали - 22% респондентов, «квадрат» - 14%, «треугольник» - 32%, и «зигзаг» - 28% и «прямоугольник» - 4%. Интерпретация полученных итогов выявила, что 86% подростков стремятся в той или иной степени к лидерству. Только 14% из них «не желают никаких сюрпризов».
Тестирование этой же группы респондентов (50 подростков) по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей» (см.Приложение3) показала значительное расхождение в результатах этих тестов. Черты лидера выражены сильно у 10%, средне - 64%, слабо – у 26% подростков школы. (см. рис 1) [8]
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Рис.1_Выявление динамики развития лидерских способностей подростков средней школы с. Шипуново за 2015-2016гг

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Рис.2_Итоги диагностирования лидерских способностей подростков средней школы с. Шипуново по тесту Е. Жарикова , Е. Крушельницкого

Далее по вербальной методике «незаконченное предложение» «Я признаю лидером того, кто» нами были уточнены представления о привлекательных чертах лидера в подростковой среде школы. Выборка ответов свидетельствует, что к числу привлекательных черт лидера восьмиклассники относят не только личностные черты, такие как энергичность, смелость, общительность, но для них не менее важны и внешние данные лидера.
Внешние привлекательные данные лидера: высокий рост, сильный, красивый, здоровый, стильно одевается, аккуратность, чистоплотность, громкий голос, носит модную прическу.
Личностные привлекательные черты лидера: надежность, энергичность, общительность, смелость, жизнерадостность, организованность, активность, умение убеждать, поддержать в нужную минуту, защитить, постоять за себя и других, инициативность, самообладание, интеллект, независимость, гибкость, чувство юмора.
В результате был очерчен значимый для респондентов семантический кластер «неформальный лидер».
Последующий анализ мнений респондентов «Я не признаю лидером того, кто» представил семантический кластер барьеров личностных факторов,, препятствующих успешному лидерству. К числу отталкивающих черт подростки отнесли: конфликтность, раздражительность, придирчивость, лень, стремление командовать, а самому(ой) ничего не делать, суетливость, жадность, нечувствительность к чужим переживаниям, мелочность, ущемление прав других, честолюбие, склонность к интригам и сплетням, лицемерие, несамостоятельность, агрессивность, задиристость, самолюбование, злопамятство. Представления подростков о наборе личностных качеств необходимых им для самореализации, выявленные в ходе устного «Я могу стать лидером, потому что» полностью представлены в приложении к работе.(с.м Приложение 4) Мы предполагаем, что эти показатели могут стать предпосылками построения социально и личностно значимой модели лидерского успеха, работающей как социальный «лифт» при формировании жизненных стратегий подростков.

Классификация лидеров по итогам эмпирического наблюдения «Кто реально является лидером в подростковой среде Шипуновской средней школы?»

С точки зрения учителей школы, на роль лидера в школе могут претендовать подростки обладающие набором следующих характеристик: организованность, ответственность, активность, коммуникабельность, творчество и самостоятельность. Именно эти черты помогают «начинающему лидеру закреплять навыки вовлечения ровесников в процесс совместной деятельности, анализа предлагаемых идей, обмена информацией, установления контактов, психологической поддержки других, оперативной работы»[9]. В это период школьники должны научиться делать замечания и исправлять ошибки в корректной форме, щадя самолюбие других.
В подростковом возрасте особо обостряются требования и ожидания, которые предъявляют друг другу школьники в системе межличностных отношений. В этих обстоятельствах лидер часто является эталоном, наиболее «референтным лицом в классе» [10], с помощью которого все другие оценивают свои и чужие поступки. Иногда педагоги и родители исходят из предвзятого мнения, что положение лидера в классе занимают отличники учебы. Однако по нашим наблюдениям прямая зависимость между статусами отличника и лидера в подростковом социуме Шипуновской школы не была прослежена.
Лидер класса выступает для товарищей как носитель личностных качеств, становящихся образцом и ориентиром для подражания и следования».] При этом личностные качества лидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе. Экспериментально установлено, что старшеклассники оценивают своих ровесников в связи с теми качествами, которые не только признаются особо ценными в этом возрасте, но и являются у них самих слабо развитыми или вовсе отсутствующими. Обладающие подобными качествами подростки имеют больше оснований обрести авторитет, стать лидерами класса.
В начале 2016-2017 года мы провели дополнительное эмпирическое исследование «Кого ты считаешь лидером?» на основе семи параметров, которые в 2015-2016 учебном году были выделены респондентами, как самые важные. Целью этого опроса стало выявление наличия возрастных различий в выборах этих параметров среди учащихся 4-10 классов. Итоги представлены ниже в таблице 1.(см. Таблица1)


Таблица 1.
Итоги опроса учащихся 4-11 классов (общий объем выборки – 209 ед.)
«Кого ты считаешь лидером?»


Параметры качеств
лидера
4 классы
(68 чел.)
6 классы
(36 чел.)
9 классы
(36 чел.)
10 класс
(12чел.)

1
Красивый, высокий, сильный
9%(6чел)
3%(1чел)
33%(12чел)
75%(9чел)

2
Хорошо учится
75%(51чел)
81%(29чел)
81%(29чел)
50%(6чел)

3
Хвалят учителя
22%(15чел)
42%(15чел)
11%(4чел)
0%

4
Защищает себя и других
95%(65 чел)
94%(34чел)
64%(23чел)
83%(10чел)

5
Умеет драться
16%(11чел)
3%(1чел)
25%(9чел)
33%(4чел)

6
Умеет организовывать игру для всех
79%(54чел)
53%(19чел)
72%(26чел)
92%(11чел)

7
Громкий голос
15%(10чел)
25%(9чел)
81%(29чел)
92%(11чел)


Анализ итогов исследования показал:
Возрастание важности параметра внешних данных и громкости голоса с возрастанием возраста респондентов. Например, если для шестиклассников важность внешних данных составляет 3%, то для десятиклассников - 75%, соответственно громкость голоса возрастает с 15% до 92%.
Падение значения похвалы учителя. Тот параметр важен для 22% четвероклассников, 42% шестиклассников и 11% девятиклассников. Показатель десятиклассников -0%
Одинаковую важность для всех респондентов хорошей успеваемости и наличия организаторских способностей.
Незначительное падение важности защищать более слабых ребят.

В технологии воспитания лидеров в школе прослеживается система становления неформальных лидеров разного типа, а именно:
  Эмоциональный лидер-
работает на создание положительного микроклимата в коллективе в условиях самоуправления.

Инструментальный (ситуативно-процессуальный лидер)-
работает в ходе обсуждения проблемы на позитивное решение в условиях самостоятельности.

Продуктивный лидер
работает на содержание и конечный результат при самодеятельности.


В 2016 году мы провели дополнительный опрос по выявлению лидерских качеств у подростков выпускных классов, находящихся на важном этапе жизненного определения. Интерпретация итогов исследования показала, что ко времени окончания школы 80% выпускников стремятся к проявлению лидерских качеств, которые, по их мнению, способны повлиять на их успех в будущей профессии и необходимы для построения удачной карьеры, как социальный лифт к жизненному успеху.

13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415Рис.3_Типы лидеров подростковой среды Шипуновской средней школы

Таблица 2.
Итоги опроса 11-классников по вопроснику Е. Жарикова, Е. Крушельницкого

11 классы
35 чел.
17 – 18 лет
Слабо
Средне
Сильно
Диктатор


20%( 7 респ.)
54% ( 19 респ.)
11%( 4 респ.)
15%( 5 респ.)


М
Ж
М
Ж
М
Ж
М
Ж


71%
29%
37%
63%
50%
50%
80%
20%


11А
15 чел 17 - 18 лет
Слабо
Средне
Сильно
Диктатор


27%( 4 респ.)
60%(9 респ.)
13%( 2 респ.)
0%


М
Ж
М
Ж
М
Ж
М
Ж


78%
22%
50%
50%
50%
50%
0%
0%


11В
20 чел.
17 -18 лет
Слабо
Средне
Сильно
Диктатор


15%( 3 респ.)
50%( 10 респ.)
10%( 2 респ.)
25%( 5 респ.)


М
Ж
М
Ж
М
Ж
М
Ж


33%
67%
50%
50%
50%
50%
80%
20%

Заключение
Лидерство является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством решения насущных проблем. С древнейших времен ведущую роль в социуме играли более опытные, умные, сильные, наконец, более человечные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. [11] Подростки в силу возрастной идентификации мотивированы на лидерство.[12]
В ходе проведенного в 2015 и 2016гг исследования
были определены соотношения уровня притязаний фокусной группы
подростков (8-9 кл.) на лидерство и реальных показателей их лидерских способностей, а также выявлена положительная динамика этого процесса в течение двух лет; Исследование показало несовпадение показателей мотивации подростков на лидерство и уровнем его реального проявления. Черты лидера выражены сильно у 10%, средне - 64%, слабо – у 26% подростков.
выявлены мнения подростков о лидерстве и основных чертах лидеров.
Успешность реализации мотивации на лидерство зависит, по мнению подростков, от внешних физических данных: рост, сила, красота, здоровье, умение стильно одеваться, чистоплотность, громкий голос и личностных черт: общительность, активность, самообладание, воля, организованность, умение убеждать, выслушать, сопереживать, личная успешность, независимость, гибкость. Лидер выдвигается для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Выделены два типа лидеров в школьном социуме (формальные и неформальные).
определено значительное влияние окружающего социума на
стимулирование стремления подростков к лидерству и реализацию их лидерских амбиций.














Список использованной литературы и ресурсов Интернет
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в модернизирующемся российском социуме//Вестник БГУ. Сер. Социология. Политология.2009.Вып6.с.163-166 (0,8п.л.)
Закон РФ «Об образовании» п.2 ст.9. Москва,2015г.
Макаренко А. С. . ПСС том 2 . Москва 1957 г. издательство Академия педагогических наук. «Марш 30 года».
Антропов Ю. Статья «Вожак». Журнал «Лидер»№1 1992 г
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М.: НПО «Модек», 1997.-450 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Социально-психологический диагностико - коррекционный инструментарий» Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России». Москва 1999г. стр. 7.
Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. – 2001. – №4. – С. 121–124.
Тихомирова Е. Воспитание лидера // Воспитание школьников. – 2003. – №4–6. – С. 64–68.
Григорьев С., Гуслякова А. Обществознание. – Барнаул, Новосибирск.2000.с 275-276
Кричевский Р., Дубская Е. Психология малой группы. – М. 1991. с.189

















Приложение 1.
Вопросы к тесту «Я - лидер»
Уважаемый друг!
Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в бланке ответов с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3», если трудно сказать - «2», скорее не согласен, чем согласен - «1», полностью не согласен - «0».
Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях
Мои действия направлены на достижение понятной мне цели
Я знаю, как преодолевать трудности
Люблю искать и пробовать новое
Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей
Я знаю как вовлечь моих товарищей в общее дело
Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали
Все знакомые относятся ко мне хорошо
Я умею распределять свои силы в учебе и труде
Я могут четко ответить на вопрос, чего я хочу от жизни
Я хорошо планирую свое время и работу
Я легко увлекаюсь новым делом
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их
Ни один человек не является для меня загадкой
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать этого окружающим.
Для меня важно достижение цели
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи
Я готов рисковать, чтобы испытать новое
У меня всегда все получается
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее
Хорошо чувствую настроение своих товарищей
Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
Принимая решения, перебираю различные варианты
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Умею правильно подобрать людей для организации какого-то дела
В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания
Я стремлюсь к тому, чтобы меня понимали
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки
Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе
Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу
Я никогда не поступал так, как другие
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием
При организации дел я учитываю мнение товарищей
Я нахожу выход в сложных ситуациях
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу
Никто и никогда не испортит мне настроение
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом
Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык
Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела






Приложение 2.
Тест «Кто Вы?»
Цель методики: выявление личностных качеств. Ход работы: подросткам предлагается выбрать один из вариантов фигур, которая ему больше понравится.
Круг самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией, ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Квадрат трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, вот чем знамениты истинные Квадраты. выносливость, терпение и методичность обычно делают
Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Прямоугольник лучшие качества -любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Треугольник символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника способность концентрироваться на главной цели
Зигзаг фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то новогооригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг самый восторженный из всех пяти фигур.



Приложение 3.
«Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)

Методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Инструкция к тесту:
Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал:
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
a. да; b. нет. 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? a. да; b. нет. 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? a. да; b. нет. 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? a. да; b. нет. 5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо? a. да; b. нет. 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? a. да; b. нет. 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? a. да; b. нет. 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? a. да; b. нет. 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? a. да; b. нет. 10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? a. да; b. нет. 11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? a. да; b. нет. 12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? a. да; b. нет. 13. Считаете ли вы себя мечтателем? a. да; b. нет. 14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? a. да; b. нет. 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов? a. да; b. нет. 16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца. 17. Какое из двух мнений вам ближе? a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам. 18. С кем вы предпочитаете работать? a. с покорными людьми; b. с независимыми и самостоятельными людьми. 19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? a. да; b. нет. 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? a. да; b. нет. 21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? a. да; b. нет. 22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите? a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? a. да; b. нет. 24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? a. да; b. нет. 25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? a. да; b. нет. 26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? a. самый компетентный человек; b. тот, у кого самый сильный характер. 35 27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? a. да; b. нет. 28. Уважаете ли вы дисциплину? a. да; b. нет. 29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? a. тот, который все решает сам; b. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других. 30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? a. коллегиальный; b. авторитарный. 31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? a. да; b. нет. 32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас? a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый. 33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны? a. промолчите; b. будете отстаивать свое мнение. 34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? a. да; b. нет. 35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? a. да; b. нет. 36. Что бы вы предпочли? a. работать под руководством хорошего человека; b. работать самостоятельно, без руководителей. 37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов? a. согласен; b. не согласен. 38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? a. да; b. нет. 39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? a. да; b. нет. 40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? a. опускаете руки; b. появляется сильное желание их преодолеть. 41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? a. да; b. нет. 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? a. да; b. нет. 43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию? a. введу нужные изменения немедленно; b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю. 44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? a. да; b. нет. 45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? a. да; b. нет. 46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? a. да; b. нет. 47. Кем бы вы предпочли стать? a. художником, поэтом, композитором, ученым; b. выдающимся руководителем, политическим деятелем. 48. Какую музыку вам приятнее слушать? a. могучую и торжественную; b. тихую и лирическую. 49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? a. да; b. нет. 50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? a. да; b. нет. Ключ к тесту:
Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.
Интерпретация результатов теста:
* Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
* Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены
средне.
* Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены
сильно.
* Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Приложение 4
Данные констатирующего этапа по выявлению лидерских качеств у подростков (в %)

Вопрос
Ответы



Нет
Больше нет, чем да
Затруднялись
Больше да, чем нет
Да

1
Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей
2%
16%
18%
17%
30%

2
Я готов рисковать, чтобы испытать новое
6%
4%
6%
18%
66%

3
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным
12%
16%
28%
32%
12%

4
При организации дел, я учитываю мнение товарищей
12%
4%

18%
12%
54%

5
Я нахожу выход в сложных ситуациях
4%
12%

4%
44%
36%














13PAGE 15



13PAGE 15



13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Root Entry