Средне-срочное планирование

Тема
Цель
Критерии
Этапы/формы работы
Ожидаемые результаты
Оценивание
Охват учеников
Ресурсы
Модули

Причастие

Изучение причастия как части речи

Знаю определение причастия
Понимаю роль причастия предложении
Умею находить причастие в предложении и определять его грамматическое значение
1. Создание коллаборативной среды
Вводная игра «Я хочу вас познакомить»
Все ученики в парах выясняют новые факты о своих одноклассниках
Позитивное настроение,
готовность сотрудничать



Наблюдение учителя, устное поощрение степени активности в общении, эмоционального настроя и готовности общаться

Все ученики работают 2 минуты в парах, затем – в общем круге




Музыкальное сопровождение





Новые подходы Обучение в соответствии с возрастными особенностями
Использование ИКТ


Формирование групп
Все ученики распределяются по группам в соответствии с заранее составленным учителем списком
Готовность работать над общей темой
Устное поощрение организованности, собранности участников групп
Ученики делятся на 2 группы по 3-4 человека
Списки групп на столах
Правила работы в группе


Управление и лидерство в обучении


2. Стадия вызова
Проблемная ситуация
Все ученики в форме дискуссии сопоставляют предложения со сказуемыми и без, делают вывод о теме урока
Формулирование темы урока
Активизация познавательных процессов, интереса к обучению
Комментарий учителя: оценивается активность участников обсуждения, аргументированность их предположений

Все ученики участвуют в исследовательской беседе




Презентационный материал (причастие как часть речи)
Обучение критическому мышлению
Новые подходы



Прием «Что я знаю?»
Все ученики в процессе кумулятивной беседы вспоминают, что они знают о разных частях речи, затем формулируют, что нужно узнать на данном уроке
Определение цели, задач урока
Активизация процесса саморегуляции
Определение зоны ближайшего развития
Комментарий учителя: оценивается уровень имеющихся знаний по теме «причастие»
Все ученики принимают участие в диалоге
«Лист целеполагания» (слайд с ключевыми словами «Тема», «Цель», «Критерии успеха» для совместного заполнения)

Обучение критическому мышлению
Использование ИКТ


3. Стадия осмысления
Составление схемы-коллажа «Значения слова»
Ученики посредством обсуждения в группе восстанавливают «рассыпанную» схему, формулируя определения для «белых пятен»

Представление понятий «лексическое» и «грамматическое значение» в виде схемы-коллажа
Активизация аналитических способностей (классификация)
Активизация лидерских способностей (распределение «ролей»)
Взаимооценивание при помощи приема «Звезда и пожелание»: группы выносят общую оценку свои работам, обсуждая логичность представленной схемы, ее полноту, ясность выступления ораторов
В рамках каждой группы ученики распределяют «роли»: исследователи работают с теоретическим материалом, аналитики обобщают и систематизируют полученные данные, оформители визуализируют их в виде схемы-коллажа, ораторы представляют постер другой группе
«Рассыпанная» схема в виде карточек, учебник «Русский язык: Теория: Учебное пособие для 5 – 9 классов
Новые подходы
Обучение критическому мышлению
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Использование ИКТ



«Дешифровка» предложения Ученики находят причастие в «зашифрованном» предложении, определяю его грамматическое значение
Отработка навыка определения причастия. Развитие критического мышления (поиск аргументации)
Устная похвала: оценивается вовлеченность в работу группы, умение предложить и обосновать свой вариант ответа

Ученики работают в «скользящих» группах: составление своего ответа с использованием карточек-помощников, знакомство с результатом работы другой группы посредством объяснения «эксперта» и последующая доработка своего ответа
«Зашифрованное» предложение Л. В. Щербы, список вопросов для обсуждения в группах

Обучение критическому мышлению
Новые подходы



«Ученик в роли учителя»
Ученик с лингвистической одаренностью представляет классу сообщение по теме «причастие», затем предлагает одноклассникам рад тестовых вопросов по этой теме
Умение обобщать теоретический материал и представлять результат своей индивидуальной работы коллективу

Критериальное оценивание учениками презентации одноклассника: оценивается полнота, логичность, доступность, умение общаться с аудиторией
Формативное оценивание докладчиком ответов одноклассников: оценивается внимательность, умение применить новые знания
Один ученик, получивший индивидуальное задание опережающего характера, рассказывает одноклассникам о понятии «причастие», затем класс отвечает на предложенные вопросы (фронтальная работа, проводимая докладчиком)
Презентационный материал (индивидуальное задание)
Обучение талантливых и одаренных учеников
Оценивание для обучения и оценивание обучения


Упражнение на определение грамматического значения сказуемого в тексте
Ученики в парах находят причастия, определяют их грамматическое значение и характеризуют его
Умение находить в тексте сказуемые, определять их грамматическое значение и давать характеристику модального плана предложения
Способность вести с одноклассником диалог
Взаимопроверка и критериальное взаимооценивание: ученики, закончившие упражнение раньше других, осуществляют проверку работ одноклассников, выставляя оценку по указанным критериям
Ученики работают в парах, представляя одну работу от пары
Ученики, закончившие раньше других, выполняют роль «оценщика», объясняя в случае необходимости одноклассникам их ошибки
Учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса Критерии оценивания упражнения
Новые подходы Обучение талантливых и одаренных учеников
Оценивание для обучения и оценивание обучения



4. Стадия рефлексии
Взаимоопрос по критериям успешности
Ученики в парах отвечают на вопросы, соответствующие критериям успешности, сформулированным в начале урока

Умение самостоятельно обобщить материал урока по ключевым словам
Саморегуляция

Взаимооценивание по трехбалльной шкале (1 балл за каждый верный и полный ответ)
Наблюдение учителя: оценивается способность ответить на вопрос с измененной формулировкой, понимание темы

Ученики работают в парах, при этом каждый из них по очереди выступает в роли «экзаменатора» и «студента»
Вопросы на проверку достижения поставленных задач: Что такое причастие? Какую роль играет причастие в предложении? Что такое грамматическое значение?
Новые подходы
Оценивание для обучения и оценивание обучения


Тема
Цель
Критерии
Этапы работы
Ожидаемые результаты
Оценивание
Охват учеников
Ресурсы
Модули

Склонение причастий


Знаю как правильно просклонять причастие
Понимаю, что при склонении причастий меняются падежные окончания
Умею склонять причастия (начальный уровень)
1. Стадия вызова Задача на распределение
Ученики сравнивают падежные окончания причастий и прилагательных
Определение темы, цели, задач урока Активизация познавательных процессов, интереса к обучению
Активизация способности сопоставлять, находить общее
Саморегуляция
Комментарий учителя: оценивается активность учеников в обсуждении, способность приводить доказательства своей точки зрения


В диалоге участвуют все ученики
Презентационный материал (склонение причастий)
Обучение критическому мышлению
Использование ИКТ
Обучение в соответствии с возрастными особенностями


2. Стадия осмысления
Мозговая атака Склонение причастий и прилагательных во множественном числе

Формулирование правила (причастия склоняются также, как и прилагательные, т. е. по вопросу, относятся к существительному)

Комментарий учителя: оценивается умение выделить главное в процессе рассуждения,
При проведении мозговой атаки задействованы все ученики, один ученик оформляет результат диалога на доске в виде кластера
Ученики в группах посредством диалога проводят сопоставление падежных окончаний причастий и прилагательных, и заполняют схему-подсказку. Затем разработанные схемы вывешиваются на доске, ученики в рамках групп сопоставляют оба варианта со схемой в учебнике и при необходимости вносят изменения
Все ученики обсуждают задание в группе, фиксируя результат обсуждения в своей тетради. После окончания работы группы проверяют по одной тетради друг у друга и обсуждают возникшие разногласия
Все ученики работают индивидуально, отвечая на вопросы по тесту и проводя затем самопроверку по ключу. Ученики, выполнившие задание без ошибок, выступают в роли «консультанта», помогая одноклассникам понять их ошибки
Презентационный материал (падежные вопросы)

Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
Обучение талантливых и одаренных учеников


Разработка классификации сказуемых
Ученики в группах заполняют схему-подсказку «Падежные окончания прилагательных», предлагая свои названия для пунктов схемы и распределяя предложенные примеры по этим пунктам с учетом определенного ранее критерия





Представление и обоснование схемы «Виды сказуемых»
Умение работать в группе, выполняя определенный ряд обязанностей
Самооценивание: ученики в группах сравнивают результат своей работы с «образцом», находят ошибки и объясняют причины их возникновения




Раздаточный материал , схема-подсказка, в которой обозначена общая структура классификации
Учебник «Русский язык: Учебник для 7класса
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению


Упражнение на правильное написание падежных окончаний
Ученики выполняют упражнение совместно в группах




Умение анализировать речевой материал, используя разработанную ранее классификацию
Взаимопроверка, взаимооценивание

Учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса
Оценивание для обучения и оценивание обучения


Тестовый материал
Ученики в индивидуальном режиме выписывают правильные варианты ответов на тест

Саморегуляция


Самопроверка по ключу, самооценивание: определяется количество правильных ответов и выводится оценка в соответствии с критериями

Презентационный материал (проверочный тест), «ключ» для самопроверки, критерии оценивания
Новые подходы в преподавании и обучении



3. Стадия рефлексии
Ответ по ключевым словам
Один ученик из каждой группы осуществляет обобщение изученного материала, опираясь на предложенную структуру ответа
Активизация способности обобщать материал


Комментарий учителя: оценивается полнота, точность и грамотность ответа
Один ученик из группы проводит обобщение, в случае неточностей используется прием «рикошет», одноклассники дополняются и/или уточняют ответ
«Скелет» ответа:
Сходство склонений причастий с , причастие в словосочетании может быть, определять падежные окончания причастий по.
Оценивание для обучения и оценивание обучения


Взаимооценивание
Каждый ученик дает оценку работе в течение двух уроков своему однокласснику, имя которого получил на стикере в начала занятия, комментируя его работу по разработанным ранее критериям


Саморегуляция

Взаимооценивание: оценивается работа на уроке по таким критериям, как активность, точность и глубина ответов, грамотность речи
Комментарий учителя: выборочно 2 – 3 ученика оцениваются по тем же критериям
Все ученики по очереди выступают в роли «оценщика»
Критерии оценивания, разработанные с классом на предыдущих занятиях



Саморефлексия
Все ученики в индивидуальном порядке заполняют «рефлексивный лист», отмечая свои успехи и затруднения в работе на уроке, а также анализируя причины неудач
Умение дать оценку собственной деятельности
Саморегуляция

Самооценивание

Все ученики заполняют «рефлексивный лист» индивидуально
«Рефлексивный лист»: мне удалось лучше всего – у меня вызвало затруднения – мне было это сложно, потому что



Тема
Цель
Критерии
Формы работы
Ожидаемые результаты
Оценивание
Охват учеников
Ресурсы
Модули

3. Причастный оборот

Изучение ПГС

Знаю понятиеи причастный оборот,
Понимаю, как выделять причастны оборот на письме
Умею находить причастный оборот в предложении.
1. Создание коллаборативной среды
Вводная игра «Скажи Салем!»
Ученики здороваются друг с другом, используя формулы и жесты приветствия различных народов
Позитивное настроение,
готовность сотрудничать
Комментарии учеников: оценивается оригинальность приветствия, широта кругозора


Все ученики участвуют в игре, образуя единый круг
Музыкальное сопровождение

Новые подходы в преподавании и обучении



Формирование разноуровневых групп
Ученики находят членов своей группы, собирая «рассыпанные» предложения


Настрой на совместную работу в группе
Наблюдение учителя: оценивается, насколько комфортно ощущают себя ученики в образованных группах, готовы ли они помогать друг другу
Ученики распределены на 3 группы уровней A, B и C
Карточки с «рассыпанными» предложениями



2. Стадия повторения
Восстановление схемы
«склонение причастий»
Один ученик на интерактивной доске просклоняет причастия по падежам

Знание материала прошлого занятия
Умение находить причастия в предложении и правильно склонять по падежам

Взаимопроверка и взаимооценивание в парах по ключу

Один ученик работает у доски
После окончания склонения по падежам группы проверяют работу у доски, в случае необходимости вносят изменения, затем осуществляют взаимопроверку в парах и обсуждают встретившиеся ошибки в группах

Новые подходы в преподавании и обучении
Использование ИКТ


3. Стадия вызова: Исследовательская беседа
Ученики видят что причастия могут быть в словосочетании главным и иметь при себе зависимые слова
Определение темы, цели, критериев
Активизация познавательных процессов, интереса к обучению
Саморегуляция
Комментарий учителя: оценивается умение определять место причастия в словосочетании
Все ученики вовлечены в диалог
Презентационный материал (причастие с зависимыми словами)
Обучение критическому мышлению
Использование ИКТ




4. Стадия осмысления
Групповое обсуждение термина «причастный оборот»

Определение ПГС
Визуализация определения в виде формулы
Активизация мыслительных способностей (анализ, обобщение с помощью символов)
Устная похвала: оценивается вовлеченность в работу группы, умение предложить и обосновать свой вариант ответа

Все ученики работают в «скользящих» группах: совместно формулируют определение причастного оборота, затем при помощи «экспертов» из других групп знакомятся с другими вариантами и уточняют свой ответ
Один ученик представляет получившееся определение на доске в виде «формулы»
Презентационный материал (предложения с причастным оборотом для анализа)
Схема «причастный оборот»



Разработка кластера «причастие с зависимыми словами»
Ученики анализируют причастные обороты
Кластер «причастный оборот»
Активизация мыслительных способностей (установление связей, систематизация)
Наблюдение учителя: оценивается умение использовать дополнительные источники информации, грамотно организовывать поиск материала

Ученики работают в трех разноуровневых группах с одним заданием, разделенным по уровням сложности
Представитель каждой группы защищает кластер
Все кластеры вывешиваются на доске, и один ученик обобщает собранный материал
Раздаточный материал
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
Обучение талантливых и одаренных учеников


Упражнение на составление предложений с причастными оборотами
Ученики составляют предложения посредством совместного обсуждения в группах
Умение составлять предложение с причастным оборотом и давать ему характеристику
Умение применить теоретические знания при практической работе с текстовым материалом

Ученики совместно выполняют задание


Новые подходы в преподавании


«Ученик в роли писателя»
Ученики выполняют творческое задание – придумывают сказку о причастном обороте
Умение формулировать грамотное, красивое высказывание на заданную грамматическую тему
Взаимопроверка, взаимооценивание: 2 – 3 ученика выбирают лучшего «писателя», оценивая грамотность и красоту текста
Все ученики работают над заданием самостоятельно, затем читают свои произведения одноклассникам,
Кластеры «причастные обороты»
Новые подходы в преподавании и обучении


5. Стадия рефлексии
Обобщение

Умение обобщить изученный на уроке материал


Один ученик пишет на доске формулу Параллельно группы по очереди отвечают на вопросы типа «да» - «нет»

Новые подходы в преподавании и обучении Оценивание для обучения и оценивание обучения


Групповая рефлексия
Каждая группа дает оценку своей деятельности на уроке, объясняя причины успехов и неудач
Умение дать оценку собственной деятельности и работе одноклассников на уроке
Саморегуляция
Оценка деятельности группы осуществляется участниками самой группы

После короткого обсуждения в группе одни ее представитель комментирует оценку





Тема
Цель
Критерии
Формы работы
Ожидаемые результаты
Оценивание
Ресурсы
Модули

Употребление причастий в речи

Знать, что такое причастный оборот. Понимать что причастие с зависимыми словами это причастный оборот
Уметь составлять предложения с причастными оборотами
1. Стадия вызова: проблемная ситуация, определение темы
Прием «Что я знаю? – Что мне надо знать?»: определение цели, задач


Активизация познавательных процессов, интереса к обучению
Самоконтроль в процессе работы
Устная похвала учителя


Презентационный материал («шуточный» текст)


Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению


2. Исследовательская беседа учащихся




Определение предложений с причастными оборотами и одиночными причастиями
Визуализация определения в виде формулы

Комментарий учителя.

Презентационный материал (предложения для анализа)
Новые подходы в преподавании и обучении
Использование ИКТ


3. Метод «скользящих» групп


Кластер «Строение предложений с причастными оборотами»


Учебники по русскому языку для 7 класса
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение талантливых и одаренных учеников


4. Упражнение на составление текста




Умение найти причастный оборот в тексте и определить, какие его части выражают лексическое и грамматическое значение

Раздаточный материал (карточки с текстом, с использованием причастного оборота)
Новые подходы в преподавании и обучении



5. Метод Джигсо
Таблица «Причастный оборот»

Прием «галерея»


Обучение критическому мышлению
Обучение талантливых и одаренных учеников


6. Подведение итогов
Рефлексия
Умение дать оценку собственной деятельности на уроке.

Взаимооценивание

?
Оценивание для обучения и оценивание обучения