Урок по обучению грамоте для 1 класса «Заглавная буква Ш. Правописание сочетания ши в словах»


Тема: Заглавная буква Ш. Правописание сочетания ши в словах.
Цели: 1) познакомить детей с заглавной буквой Ш и правописанием сочетания ши
в словах;
2) создать условия для формирования навыка беглого чтения, грамотного письма;
3) способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, речи,
мышления;
4) содействовать воспитанию стремления хорошо учиться.
Оборудование: таблицы, портреты Шишкина, Шукшина, картины Шишкина, книги
Шукшина.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
Прочитайте, пожалуйста, что написано на доске: На ошибках учатся.
Кто может объяснить смысл? (Ответы детей).
Вывод: Не надо бояться ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Приступим к работе. Посмотрите на схемы на странице 84. Дайте характеристику звуков на схемах слева. (Звонкие согласные, могут быть твердыми и мягкими.) Оденьте и обуйте человечков. Что общего?
Почему буква ш в наших схемах отказывается идти к другим согласным? (Это глухой согласный звук, он всегда твердый.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Сейчас мы с вами будем учиться писать заглавную букву Ш. На какую букву она похожа? А чем отличается? Прописываем в воздухе на счет 1и – 2и – 3и. Пишем в прописях.
Когда пишутся заглавные буквы? (Ответы детей).
Списывание с доски: Шура, Шарик, Шешма (Словарная работа: название реки, протекающей в Татарстане, от татарского слова «чишмә» - родник, ключ, источник.)III. Постановка учебной задачи.
Чьи портреты вы видите на доске? (Шишкин, Шукшин)
Краткая беседа о Шишкине, показ его картин, о Шукшине, показ его книг.
Напишем эти фамилии (под диктовку): Ш_шкин, Шукш_н. Какую букву написали? Почему?
(Звук ш всегда твердый, поэтому после буквы ш не пишут букву ы.)
Посмотрите на столбики слов в Азбуке. Что вы заметили? (сочетания ши в словах выделены синим цветом).
Кто сформулирует тему урока? (Ответы детей).
Какую цель мы поставим перед собой? (Учиться читать и писать слова с сочетанием ши).Какое правило мы можем сформулировать? (Ответы детей).
Это еще одна орфограмма русского языка: Ши пиши с буквой и.
Построение проекта выхода из затруднения.
Чтение столбиков слов в Азбуке.
1 столбик – найдите лишнее слово. Почему? (школа – нет сочетания ши)
2 столбик – найдите однокоренные слова. Почему? (шалун, шалунишка)
3 столбик – что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос: что делали?)
4 столбик – что объединяет эти два слова? (Уменьшительно-ласкательное значение.)
5 столбик – найдите лишнее слово. Почему? (Мишка – с заглавной буквы)
6 столбик – что объединяет эти слова? Какое слово лишнее? Почему?
Внимательно прочитайте слова с сочетанием ши и найдите среди них однокорен-ные слова. Выпишите их в прописи. Выделите корень, подчеркните орфограмму.
Машина – машинист.
(Проговаривание в парах орфограммы).
Физкультминутка: Какие слова с сочетанием ши услышите?
Ноги на ширине плеч. Руки вытянули пошире.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Первичное закрепление.
Прочитайте слова: Шалаш, малыш, камыш, груша, крыша, калоша.
Сколько предметов они обозначают? В каком числе стоят?
Перепишите эти слова так, чтобы они обозначали много предметов (стояли во множес-твенном числе). Какую букву напишете в конце каждого слова? Почему? Подчеркните орфограмму.
Письмо с комментированием, с проговариванием орфограммы.
VI. Самостоятельная работа.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Гномик суш_л ш_шки. У Саш_ и Маш_ куклы.
Самопроверка. Какую букву вставили? Почему?
Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Кто больше?» Называем слова на изученную орфограмму.
Вернемся к началу урока. На ошибках учатся.
Рефлексия деятельности.
Над какой темой мы сегодня работали?
Мы достигли поставленной цели?