Технологическая карта урока русского языка (обучение грамоте) по теме Заглавная буква С


Технологическая карта урока русского языка (обучение грамоте) в 1В классе МБОУ «Гимназия»
Тема Заглавная буква СДата 26.10.2016 г.
Учитель Магрицкая Ирина Александровна
Тип Урок закрепления знаний.
Педагогическая цель Создать условия для освоения алгоритма написания заглавной буквы С, способов соединения ее с другими буквами на письме,
сравнивать печатную и письменную буквы.
Планируемые результаты (предметные) Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; рисуют узор безотрывно; проводят слого-звуковой анализ слов; записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; интонируют при чтении; используют заглавную букву в именах собственных.
Личностные результаты Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.
УУД (метапредметные) Регулятивные: планируют своё действие в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
логические- проводят слого-звуковой анализ слов со звуком [С]; выделяют признаки предложения
коммуникативные – умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания
Основное содержание темы, понятия и термины Строчная, заглавная (большая, прописная), печатная, письменная буквы; слого-звуковой анализ слов, звук [с], буквы С,С, предложение, заглавная буква в именах собственных
Структура и ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Психологический настрой.                              Долгожданный дан звонок,
                             Начинается урок!
                             Пожелаем всем удачи –
                             За работу, в добрый час!
                              Сели наши девочки.
                              Сели наши мальчики.
• На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят).
• Уши внимательно слушают и всё ... (слышат).
• Голова хорошо ... (думает).
• На уроке вас ожидает много интересных заданий.
- Вы готовы?
- Тогда мы начинаем.
Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.
Видят 
Слышат
Думают Личностные
осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку русского языка.
Регулятивные
самоорганизация и организация своего рабочего места.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Отгадайте загадки.
Ходит длинный, пасть клыками.
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это?..              (Слон)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?..                          (Стрекоза)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы …            (Санки)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это …                               (Снегири)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок.
Посередине спинка,
А на ней щетинка.                     (Свинья)
(Картинки с отгадками в презентации).
- Что может быть «лишним»? (Санки).
- Что общего в словах – отгадках?
На какой звук начинаются эти слова?( Звук [с])
Какая буква обозначает звук [с]?(С)
- Продолжите: Буквы мы …,
а звуки …  .Санки
Начинаются с буквы эс
Звук [с])Эс
Буквы мы читаем и пишем.
Звуки мы слышим и произносим. Личностные
- формирование умения ставить цель и определять уровень своих знаний.
3. Постановка учебной задачи. -Кто догадался, какая сегодня у нас тема урока?
Что мы должны сделать, чтобы хорошо научиться писать букву «С»?
Научиться писать заглавную буквы С, буквосочетания и слова с буквой с.
Регулятивные
- принимают и сохраняют учебную задачу;  
учатся работать по предложенному учителем плану
Личностные
- прогнозирование результата.
Познавательные
- развитие мыслительных операций.
4. Открытие нового. Сравнение печатной и прописной буквы, заглавной и строчной буквы.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы “С”: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных. – Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы “С”.– Чем они похожи? Чем отличаются?– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква “С”. (Полуовал.)
  – Кто сможет без моего объяснения написать заглавную букву С ?– А кто сможет сам объяснить своим товарищам, как правильно и красиво написать заглавную букву С?
Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет “в воздухе”. Ответы детей
Делают гимнастику
Выполняют задание в прописи Личностные
-развитие пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.
- осознание своих эмоций, интереса к написанию букв.
Познавательные
- актуализация изученных способов действий.
Регулятивные УУД:
- работают по предложенному плану.
5. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи Работа в Прописи
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Рассмотрение образца и рассказ о направлении движения руки при её написании.
написании, с помощью учителя.( Пропись)
(Заглавную буквуС начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую
линию справа навлево, затем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, спускаемся вниз;
чуть закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх
вправо и заканчиваем письмо на середине рабочей строки.)
Страница 17, образцы и 1,2 строки.
Выполняют задание.
Правильно держат осанку за столом при письме, верно обращаются с ручкой.
Анализируют образец написания изучаемой буквы, выделяют элементы в заглавной букве Регулятивные
 - осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя
6. ФизминуткаПальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.   (О. Узорова)
   Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
Выполняют пальчиковую гимнастику и движения по тексту за учителем: считают, загибая пальцы Регулятивные
-  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем
Личностные
умение применять правила охраны своего здоровья.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Отгадайте загадку:
 Вот гора, а у горы две глубокие норы.
                         В этих норах воздух бродит,
                         То заходит, то выходит.
Что это такое? Правильно, это нос. А зачем он нам нужен?
-Напишите слово нос.
-Кто догадается, как получили следующее слово? Напишите его.
Прочитайте следующее слово. Встаньте те дети, кто является сыном. А девочки кем являются для своих родителей?
Напишите эти слова. Подчеркните те слова, которые написаны красиво.
Прописать изученные буквы, обвести слова, дописать потерянные элементы букв.
Дети выполняют задание. Регулятивные
- умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; планировать деятельность.
Предметные:
Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.
8.Физкульт-
минутка.
Чтобы горло не болело,                            Поглаживать ладонями шею сверху вниз.
Мы погладим его смело.                            
Чтоб не кашлять, не чихать,                    Указательными пальцами растирать крылья носа.
Надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрём,                              Растирать лоб ладонью «козырьком».
Ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай                         Растирать указательным и средним пальцем
И массируй уши смело.                              Точки за и перед ушами.
Знаем, знаем - да-да-да!                             Потирать ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна.
Выполняют задание Регулятивные
-  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем
Личностные
умение применять правила охраны своего здоровья.
9.Повторение и закрепление.
Собственные существительные. (Стр. 17)
Прочитайте слова, что они обозначают? Почему они написаны с большой буквы?
-Когда используются заглавные буквы?
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города, 
Клички, имена, моря …
И фамилия твоя. 
Разбор и запись предложения с соблюдением правил: первое слово в предложении и имена собственные пишутся с заглавной буквы; все слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится знак (. ? ! ).Нахождение собственных имен существительных. Вспоминают с какой буквы они пишутся. Предметные:
Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.
правильно оформлять предложение на письме (писать начало с заглавной буквы, ставить знаки препинания в конце).
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
В конце урока я предлагаю сыграть в игру «Любопытный» -
Ответ на вопрос должен начинаться с буквы с.
. -Какие вы знаете животные на букву с ?-- Что говорит мама, когда ты ложишься спать?
-- Что дает мама маленькому ребенку, когда он плачет?
---Какое волшебное слово на букву с вы знаете?
Отвечают на вопросы.
Собака, слон, суслик, соловей.
Спокойной ночи.
Соску.

11.Итог урока. Оцените свою работу по схеме.
ЗНАЮ
Я ЗАПОМНИЛ
СМОГ
- Кто сам научился писать букву с? Молодцы!
Мы сегодня научились
Букву «С» писать, друзья,
Мы сегодня научились с буквой «С» писать слова.
– Чем важна любая заглавная буква?
Буква заглавная очень важна
В письменной речи для дела нужна,
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя реки, имя улицы, города.
Клички животных. названия книг.
Знает об этом любой ученик.
– Спасибо!
-И я вам благодарна за хорошую работу. Вы молодцы!
-С каким настроением вы уходите с урока?
Если у вас было хорошее настроение, все у вас получилось, то улыбнитесь, покажите свою улыбку всем (можно похлопать).
Спасибо за работу на уроке!  Молодцы!
Дети отвечают на вопросы.
осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.