Конспект урока математики в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида «Сложение и вычитание двузначных чисел».

Конспект урока математики в 4 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел».
Тип урока- обобщение и систематизация знаний учащихся


Цели урока:


Образовательные:
совершенствование вычислительных навыков и умений учащихся при выполнении
сложения и вычитания двузначных чисел в пределе 100, закрепление разрядного
состава двузначных чисел, развитие умения решать составные задачи и задачи с
именованными числами, закрепление умения дифференцировать понятия «монета»
и «пять рублей», в размене и замене монет, совершенствование навыка в сложении
чисел в пределе 10, закрепление знания геометрических фигур, совершенствование
навыка измерения отрезков с помощью линейки, их сравнения.

Развивающие:
развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти,
развитие глазомера и мелкой моторики рук.

Воспитательные:
привитие интереса к предмету через дидактическую игру, логические задания,
воспитание аккуратности и точности в работе, воспитание любви к сказкам,
положительных качеств личности (доброта, сострадание, взаимопомощь).

Ход урока.

1.Оргмомент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправимся в мир русской народной сказки «Гуси-лебеди». Вы, конечно, часто слушали её, смотрели по телевизору. А теперь вы можете стать её героями. Вспомним начало сказки (учитель рассказывает начало сказки до тех слов, как Маша догадалась, что гуси-лебеди унесли её братца, и бросилась догонять их). Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но прежде, чем помочь девочке, её просили исполнить их желания. В нашей сказке задания будут математические, а выполнять их будите вы. Для этого вам придётся хорошо думать, считать, правильно выполнять все задания.

3. Устный счёт.

-Гуси в нашей сказке - математические. Посмотрите на них, из чего состоят? Какие цифры видите? Выложите такие цифры на парте.
Как назовём эти числа?
-Однозначные.
-А теперь составим примеры по рисунку.
Чему равна сумма носа? 4+4=8; ног 6+6=12; хвоста 9+9=18; шеи и крыла 3+7=10. Как назовём числа, которые получились? (двузначные).

Название компонентов сложения, вычитания. Десятичный состав двузначных чисел (на примерах детей).

-Молодцы. Побежала девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.
-Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
- Ответь сколько во мне треугольников, квадратов, прямоугольников, тогда скажу.

Задание № 2.

- Молодцы! Внимательные ребята, знаете геометрические фигуры. Указала печка девочке дорогу. Побежала Машенька дальше - видит, стоит яблонька, вся румяными яблоками до самой земли увешана, ветки до самой земли склонились.

-Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
А яблонька ей в ответ:
- Стряси мои яблочки, сосчитай их, а то все ветки прогнулись - стоять тяжело. Тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Задание № 3.

Задача.
Маша трясла яблоню два раза. В первый раз с яблони упало 36 яблок, во второй - на 4 яблока меньше, чем в первый раз. Сколько всего яблок упало?

Запись в тетрадях:


36 яб.
? на 4 яб. м.

Решение.
36-4= 32(яб.)- во 2 раз упало.
32+36= 68(яб.)- всего.
Ответ: 68 яблок упало всего.


- Хорошо.
Яблонька ветки подняла, листочки расправила, Маше дорогу показала.

Бежит Машенька дальше и видит: течёт молочная речка – кисельные берега. Маша к ней:
- Молочная речка – кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Упал в меня камень, - отвечает речка, - мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону – тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.
Поможем, ребята, Машеньке сдвинуть камень? Для этого нужно быстро и правильно решить примеры, записанные на камешках.


Задание № 4. (индивидуальные карточки - различаются объёмом задания)

-Молодцы! Помогли Маше сдвинуть камень. Правильно решили примеры.
Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.
Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти. Смотрит- сидит под пеньком ёж.
- Ёжик, не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
- Выполни моё задание, покажу.

Задание № 5.
Посмотри на рисунок и проведи карандашом по дорожке, которая приведёт Машу к ёжику.

Покатился ёжик по тропинке и прикатился к избушке на курьих ножках. Сидит в той избушке Баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой. А Баба-яга заметила, что мальчик пропал, и послала гусей-лебедей в погоню.
Сестра с братцем добежали до молочной реки. Видят – летят гуси-лебеди.
-Речка, матушка, спрячь нас!
-Найди среди птиц гуся и лебедя. Скажи в чём их отличие. Выполни штриховку птиц, тогда спрячу.

Задание № 6.

Укрыла река девочку с братцем кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.

Физкультминутка.

Молодцы! Помогли девочке спрятаться у речки, но устала Машенька. Устали и мы с вами. Давайте отдохнём!

Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.

Машенька поблагодарила речку и дальше побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоне с просьбой укрыть её.
- Реши задачу - спрячу.

Задание № 7.
1 кг яблок стоит 25 рубля. Сколько стоит 2 кг яблок?

25 р. + 25 р. = 50 р.
Ответ: 50 рублей стоит 2 кг яблок.
- Сколько монет по 5 рублей надо, чтобы заплатить за 2 кг яблок?
- 10 монет по 5 рублей.

Яблоня заслонила её ветвями. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка поблагодарила яблоню и дальше побежала. А гуси-лебеди опять догоняют, того гляди братца из рук вырвут. Добежали до печки.
-Печка, матушка, спрячь нас!
- Выполни задание – спрячу.

Задание № 8.
Найди самую короткую дорогу до дома? (измерение отрезков)

- Правильно выполнили задание печки, молодцы! Спрятала она девочку с братцем. Покружились гуси-лебеди, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе-яге
А Машенька с братцем вылезла из печки, и пустились домой бежать.
Тут скоро и отец с матерью вернулись из города и гостинцев привезли. А хотите узнать какие?

Задание: мальчикам девочкам

Л Е Д Е Н Е Ц С А Р А Ф А Н
0 12 20 30 49 58 98 0 10 21 61 68 69 78



77-77=0
40-30=10
99-99=0 32-11=21
96-84=12 95-34=61
32-12=20 27+41=68
60-30=30 98-29=69
19+30=49 35+53=78
17+41=58
76+22=98

Итог урока.

Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке, а теперь все вместе вспомним:
В какую сказку мы путешествовали? Кому мы сегодня помогали?
Какие действия мы с вами выполняли?
Какие числа при решении использовали?
Какие задания ещё выполняли?
Какие задания хотели бы выполнить ещё раз?

 За отличную работу сказки всех благодарят И в подарок всему классу книжку подарить велят. Вы эту книжку читайте, О добре, уме, дружбе, смекалке, честности Никогда не забывайте.

Вас тоже ждут подарки - красивая книжка с русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко», которую вы можете прочитать дома или все вместе на уроке внеклассного чтения.