Статья «Расширение образовательных эффектов через использование социокультурного пространства города»

СТАТЬЯ
Образовательные возможности социокультурного пространства города
для развития воспитания и дополнительного образования детей
Расширение образовательных эффектов через использование
социокультурного пространства города
Емельянова Елена Викторовна

В лицее № 144 Калининского района я работаю уже 8 лет и занимаюсь кружковой деятельностью по направлению технического творчества. С 2012 года в лицее стало работать отделение дополнительного образования детей, и мне предоставлена возможность возглавлять объединение "Моделирование", в котором ребята занимаются с 9 до 14 лет. Обучающимся данного возраста интересно заниматься выбранным видом деятельности, так как в программу входят разнообразные виды декоративно-прикладного творчества, а это работа с древесиной, кожей, глиной, металлом и т.д.
Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашего лицея, города и страны, способствовало развитию и становлению всесторонне развитой личности обучающегося. Стараюсь прививать интерес к данным видам работ, и чтобы ребята обретали опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества.
На сегодняшний день образовательные возможности социокульного пространства города для развития, воспитания и дополнительного образования детей развиты на высоком уровне. Почти все родители желают привить своим детям любовь к различным видам деятельности и к техническим наукам тоже. И это довольно разумное решение. Ведь качественное знание и создание новых моделей открывает для обучающихся много возможностей. Умение ясно излагать свои мысли на техническом языке и воплощать свои идеи в жизнь через использование социокультурного пространства лицея, района, города – это ключ к успеху во многих жизненных сферах, начиная с удачной карьеры, и заканчивая расширением личного кругозора и пользой для различных жизненных ситуаций. Однако самое важное для ребёнка это быть успешным, чтобы результаты его деятельности были оценены, Эту возможность дает участие в различных конкурсах и выставках учреждений района, города, страны: в своем лицее, Центре внешкольной работы "Академический» Калининского района, Информационно-методический центре Калининского района, Доме детского творчества Калининского района, Санкт-Петербургском Центре детского технического творчества.
Цель моей работы: доказать, что с каждым днем образовательные возможности социокультурного пространства города для развития, воспитания и дополнительного образования детей получает все большее распространение и становится необходимым элементом в образовании каждого человека.
Задачи:
1.Развивать познавательный интерес у обучающихся к техническим объектам, формировать целостную картину технических профессий.
2.Формировать интерес и потребность к творческих людям, развивать практическую и трудовую значимость, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор обучающихся.
3.Формировать ценностные ориентиры кружковцев через знакомство с культурой и традициями родной страны и нашего города, развивать патриотические чувства.
4.Приобщать к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми из других творческих объединений, правилам безопасной жизнедеятельности.
При составлении планирования в начале учебного года ориентируюсь на планы работы ЦВР и ДДТ Калининского района, я подыскиваю и нахожу такие темы, материалы, которые были бы интересны моим ребятам. Обучающихся при любом виде деятельности необходимо "зажечь", заинтересовать, как искорку, тогда и будет виден интерес в работе, и будет результат. В течение учебного года в объединении обсуждаются темы предстоящих выставок, творческих и исследовательских работ, проводятся беседы, игры, чтение технической и художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии по району и городу. Все выше сказанное, подкрепляется практикой с использованием разнообразных видов деятельности (рисование эскизов, лепка, аппликации, художественно-ручной труд, моделирование).
Поэтому мы участвуем в выставках по декоративно-прикладному творчеству различного уровня:
районные выставки: "Мир детства", "Блокада Ленинграда";
районные конкурсы: "Эврика", "Юный мастер", "Зимние олимпийские игры в Сочи";
городские конкурсы: "От идеи до воплощения" - защита проектных работ кружковцев "3 века Летнего сада", "900 Блокадных дней", "Городской конкурс-выставка исследовательских проектов", "Юный мастер";
всероссийский конкурс: "Первые шаги", "Комната моей мечты";
международный конкурс: "Молоток" - СНЕЙЛ.
Обучающиеся занимают призовые места на различных уровнях - и это разве не успех. Это гордость не только для ребят, но и для лицея, района и города.
2014 год – год зимней Олимпиады, поэтому многие мероприятия посвящены этому событию. В нашем объединении также проводятся беседы с рассматриванием иллюстраций об играх в СОЧИ 2014 г., о символике, о зимних видах спорта, а также просмотр теле- и радиопередач, наблюдения за любимыми спортсменами, чтение литературы о спорте, рисование эскизов на тему «Символика олимпиады», изготовление моделей, макетов, поделок, коллажей. Ребята участвуют не только в школьных выставках, но и в районных.
Ребята создают свои проекты, результатом которых являются готовые изделия, участвуют в конкурсах-выставках, проводят защиту своих работ перед районной и городской аудиторией. На этих мероприятиях обучающиеся не только демонстрируют свои умения и знания, но и учатся у других участников, перенимая их опыт.
Чтобы хорошо учить, необходимо быть профессионалом своего дела, поэтому педагог должен постоянно совершенствоваться. Участие в работе районного методического объединения педагогов дополнительного образования, проведение семинаров в лицее для педагогов района, общение с коллегами посредством сети Интернет – все это помогает повысить свой педагогический уровень.
По окончании учебного года у обучающихся значительно расширяется кругозор, развивается мотивация личности к познанию и творчеству, любознательность, познавательный интерес, повышается мотивация к обучению в объединении "Моделирование", интерес к технической литературе, улучшается восприятие, память, речь; у ребят снизилась напряженность, скованность в общении с окружающими людьми, повысилась самостоятельность, инициативность, а самое главное повысился интерес родителей к данной форме обучения. Они стали проявлять активность в посещении не только открытых занятий, но и праздников, проводимых в стенах отделения дополнительного образования лицея, а также совместно с детьми посещают музеи, выставки. Считаю, что данная форма работы способствует более четкому, слаженному учебному процессу в объединении, формированию общества, в результате у ребят формируются морально-этические нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими людьми, развиваются трудовые и эмоционально-нравственные качества.
15