Конспект урока по математике Начальные геометрические сведения 7 класс

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме «Начальные геометрические сведения»

Цели урока:

Образовательная:
повторить и обобщить знания учащихся о геометрических
фигурах ;
ввести понятия «отрезок», «луч», «угол», «лежать на », «не лежать на»
раскрыть понятие геометрии и истоки её возникновения, как науки;

воспитательная:
содействовать развитию культуры речи;
воспитывать чувство ответственности за учебный труд:
формировать умение работать в паре и группе;
способствовать развитию интереса к математике;

развивающая:
развивать умение анализировать, выделять главное, проводить
исследования , обобщать и делать выводы.

Оборудование урока:

Презентации, фломастеры или цветные карандаши, линейки, листочки со смайликами, карточки.


План урока:

1.Актуализация знаний.
2.Изучение нового материала.
3.Закрепление изученного материала
4.Рефлексия.
5.Домашнее задание


Ход урока.

Учитель: Ребята, в этом году вы будете изучать новый предмет. Сегодня мы вместе с вами постараемся узнать, что это за предмет, и что он изучает? Совершим небольшую экскурсию в удивительный мир под названием Геометрия.

Слайд №3 *
*далее используются слайды Презентации №1
(на слайде известные геометрические фигуры)

Учитель: Знаете ли вы, ребята, эти фигуры? Как вы думаете, зачем я их вам показала? Связано ли это с темой нашего урока?
Выслушиваются ответы учащихся.
Формулируется определение геометрии.

Определение:

Геометрия - это наука, изучающая геометрические фигуры и их свойства.
Слайд №5
Учитель: При изучении геометрии, вам предстоит расширить и углубить свои знания об известных геометрических фигурах, и познакомиться с новыми. Они изображены на слайде №5 справа. Это - цилиндр, сфера, куб и др.
Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию.
Планиметрия-это геометрия на плоскости.
Стереометрия-геометрия в пространстве.
Изучая геометрию, вы узнаете о том, как используются свойства геометрических фигур в практической деятельности.
Геометрия - одна из самых древних наук, она возникла очень давно, ещё до нашей эры.
А как вы думаете, ребята, откуда появилась наука «Геометрия»?

Слайд №6-7

Выслушиваются ответы.
Формулируется вывод:
Геометрия возникла из практической деятельности людей и служила практической деятельности людей.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что обозначает слово «геометрия»?

Слайд №8

Учитель: Геометрия, которую мы будем изучать, называют евклидовой т. к. её основы были изложены в научном труде под названием «Начала» древнегреческим учёным Евклидом.
Слайд №9

А сейчас нам предстоит экскурсия в Главу 1 «Начальные геометрические сведения». Готовы? Итак, начинаем.
Слайд №10


Точка и прямая - основные геометрические понятия.
А сейчас мы займемся с вами небольшими исследованиями. Для начала поделимся на группы. Группе раздаются бумага, фломастеры, линейки. Задание формулируется на слайде. Время ограничено.

Исследование 1
Дана прямая и четыре точки.
Как могут располагаться точки относительно прямой?

Слайд №11

Группы работают.
По истечении времени на доске демонстрируются полученные результаты исследований. Проводится обобщение и формулируются выводы.

Слайд № 12
Исследование 2.
Дана точка.
Сколько прямых можно провести через одну точку?
Даны две точки.
Сколько прямых можно провести через две точки?

Слайд №13

Группы работают

Демонстрируются результаты. Проводиться обобщение и формулируются выводы.
Слайд №14
Исследование 3.
Даны две прямые.
Как относительно друг друга могут располагаться две прямые на плоскости?

Слайд № 15

Группы работают
Демонстрируются результаты. Проводиться обобщение и формулируются выводы.

Учитель: А теперь продолжим знакомство с геометрическими фигурами.


Практическое задание 1.
1.Постройте прямую.
2.Отметьте на прямой две точки А и В.
Получилась фигура - отрезок АВ. Даётся определение отрезка.

Слайд №16

Практическое задание 2

1.Проведите прямую.
2.Отметьте на прямой точку О.

Получилась новая фигура - луч. Дается определение луча. Обозначение луча.

Слайд №17

А вот эта фигура нам тоже известна. Это-угол. Даётся определение угла. Обозначение угла.
Слайд №18

Вот на этом можно и закончить изучение геометрических фигур. Напоминая вам о практическом значении геометрии, рассмотрим задачу о построении отрезка, длина которого больше длины самой линейки (провешивание прямой)
Слайд №19

Закрепление изученного материала

Проверка теоретической части материала

А теперь проверьте себя по карточкам. Каждому раздаётся карточка. Устанавливается время выполнения задания. Выполняется работа по заполнению. По истечении установленного времени проводится взаимопроверка в паре.
Формируются пары. Осуществляется взаимопроверка.

Образец карточки:

1.Геометрия- наука, изучающая
2.Через любые две точки на плоскости можно провести
3.Через одну точку можно провести
4.Планиметрия изучает
5.Отрезок-
6.Угол- это
7.Прямая
8.Луч
9.Слово «геометрия» в переводе означает

только одну прямую
бесконечна
«землемерие»
часть прямой , ограниченная двумя точками
геометрические фигуры и их свойства
Имеет начало, но не имеет конца
фигуры на плоскости
фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки
много прямых






Составьте предложения из словосочетаний.


Проверка.

1. Геометрия-наука, изучающая
геометрические фигуры и их свойства

2. Через любые две точки на плоскости можно провести
только одну прямую

3. Через одну точку можно провести
много прямых

4. Планиметрия изучает
фигуры на плоскости

5. Отрезок
часть прямой, ограниченная двумя точками

6. Угол- это
Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки

7. Прямая
бесконечна

8.Луч
имеет начало, но не имеет конца

9.Слово «геометрия» в переводе означает
«землемерие»


Проверка практических навыков

Решение заданий из учебника

№1. -в тетрадях, один ученик у доски;
№6-взаимо проверка в парах.
№9-взаимо проверка
№16-устная проверка
Дополнительно: №4,№10

Самостоятельная работа по вариантам:

1 вариант-№2,№5(а), №14(а)
2 вариант -№4,№5(б) , №14(б)
(проверка теоретической и практической части проводится с помощью Презентации №2)

Рефлексия.

Учитель: Вот и подошел наш урок – экскурсия к концу.
Расскажите о том, что вы узнали и чему научились на уроке.
Начните со слов:
Я узнал
Я научился
Я умею
Если вам всё понятно, и урок был интересным, поднимите картинку со смайликом №1.
Если вам не всё было понятно, поднимите картинку со смайликом №2
Если вы ничего не поняли и вам было неинтересно на уроке , поднимите картинку со смайликом №3.
Домашнее задание

п.1-2 в.1-6 , №13,№12.
Написать небольшой мини – рассказ (сказку, историю) о геометрической фигуре.
Например. См. Слайд 25
Авторы интересных рассказов получат призы и отличные отметки.

Учитель: Закончить урок хочется стихами А. Городницкого «Уроки геометрии» Слайд 26

Используемые ресурсы:
1.Геометрия 7-9.Учебник для ОУ/ Л.С. Атанасян и др. М:- Просвещение,2010.
2.А.А.Окунев. Спасибо за урок, дети! М.-Просвещение,1988
3.А.Городницкий «Уроки геометрии»






















15