Статья на тему Активизация лекционных занятий для фельдшеров


УДК377.5
АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ ФЕЛЬДШЕРОВ
©2016
М.И. Юдакова, преподаватель терапии, высшей категории
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной», г.Самара

Аннотация: статья посвящена проблеме активизации лекционных занятий при обучении фельдшеров оказанию неотложной помощи с применением технологии проблемного обучения с субъект - субъектным типом взаимодействия.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, субъектный выбор, проблемные ситуации.
Современный этап развития системы образования во всем мире предполагает стремление выйти за рамки традиционного обучения [3]. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Профессиональная компетенция современного педагога невозможна без инновационных методик преподавания, применение которых позволяет эффективно решать комплекс коммуникативных, учебно-методических и воспитательных задач. Учебные занятия предусматривают сочетание как активных, так и интерактивных методов обучения и технологий: проблемное обучение, имититационное обучение, организация самостоятельной деятельности, рефлексивный анализ собственной деятельности; метод мозгового штурма; разнообразие форм организационной деятельности (индивидуальной работы, групповой работы, коллективной работы); информационно-компьютерных технологии, педагогики сотрудничества.
Лекция одна из определяющих организационных форм обучения. Лекция ориентирует студентов по медицинской проблеме для последующего усвоения учебного материала на практике, акцентирует основные понятия и направления деятельности. Лекция должна иметь   четкую структуру и логику раскрытия научной информации, выделять и разъяснять главные мысли, положения, выводы. Преподаватель осуществляет выбор инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих эффективную подготовку будущих фельдшеров. Лекции читаются с разбором конкретных ситуаций, использованием визуализации, дискуссии, ситуаций с заранее запланированными ошибками.
При проведении лекций при обучении фельдшеров оказанию неотложной помощи (ПМ 03) нами применяется технология проблемного обучения, а для повышения качества образования применяется субъектный выбор. При подготовке к лекции осуществляется отбор и структурирование информации, разработка проблемных ситуаций, содержащих динамически меняющиеся профессиональные ситуации, типичные профессиональные затруднения, ошибки и пути их устранения, формирующие профессиональную мотивацию. При этом необходимо руководствоваться принципом целесообразности. Для установления субъект - субъектных отношений на лекции студенты участвуют в формулировании цели лекции, личностно – значимой для них, мотивирующей на изучение нового материала, а также в формулировании задач лекции и отдельных его этапов. В этом случае задачи найдут эмоциональный отклик у студентов, что обеспечит их принятие. Для формулирования цели используется «побуждающий» или «подводящий диалог», заполнение кластера, постановка цели через проблемную ситуацию. При этом создается ситуация, в которой студенты обнаруживают свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Таким образом, студент превращается в активного субъекта учебного процесса. «Субъект-субъектный подход к обучению основывается прежде всего на методах активного обучения» [4]. На лекции преподаватель создает проблемную ситуацию, где нет готового ответа, ситуацию, имеющую противоречия, побуждая студентов к поискам ее решения, при этом важен интерес как мотив действий. Процесс познания приближается к исследовательской деятельности. Возникшее состояние познавательного затруднения, вызванного недостаточностью ранее усвоенных знаний, озадачивает студентов и стимулирует их собственную поисковую мыслительную деятельность по поиску выхода из затруднения. Если не хватает знаний для решения ситуации, полученных при изучении ПМ01, ПМ02, то необходимо указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению учебного материала, необходимого для его решения, дать разъяснения для восполнения имеющегося пробела. Студенты осознают потребность в новых знаниях и заинтересованы в их получении. К приемам активизации познавательной деятельности студентов на лекции относятся ситуации проблемного характера (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения) и определяется тактика фельдшера в данной ситуации. В конце лекции ошибки анализируются. Лекции сопровождаются визуальными (слайды, рисунки, , аудио, фрагменты видео) и символическими (схемы, опорные конспекты) материалами, комментариями преподавателя. В лекции используются опорные конспекты – сжатая информация с использованием ассоциативных связей, символики, выделением главного. Опорный конспект показывает логичность перехода от одной части к другой, должен быть предельно наглядным; иметь мгновенную обозримость; чёткие размеры любой детали, видимые с любого места лекционной аудитории. Применение интерактивной доски при проведении лекций способствует активизации учебного процесса, даёт возможность разнообразить учебный процесс, делая его более интересным и насыщенным, приобщает обучающихся к использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Более качественное усвоение материала обеспечивается тем, что задействуются все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная - типы восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический).
Во время лекции приводятся яркие примеры и факты из практики, имитируются физиологические состояния человека (аудиозаписи дыхания, хрипов, тонов и шумов сердца, ЭКГ, слайды с лекарствами для неотложной помощи из сумки фельдшера т.д.), в зависимости от предложенного патологического состояния, правильных или ошибочных предлагаемых действий студента для оказании неотложной помощи. Гибкость системы проблемного обучения позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций не только во время практического занятия, но при проведении лекции, особенно в выпускных группах для обучения оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе. При чтении лекции надо стараться увлечь студентов проблемой, иногда полезно эмоционально драматизировать события, сопровождать интересными яркими, убедительными подробностями, фактами, наглядными картинками, ставить вопросы, стимулирующие мышление и дискуссии для поиска ответов совместно со студентами. Вопросы, начинаются с таких вопросительных слов, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)», «каких данных вам не хватает для решении вопроса», «какое осложнение можно ожидать при неправильной тактике» и т. п.
Студенты обсуждают предложенные проблемные клинические ситуации с динамически меняющейся картиной, в зависимости от правильных или ошибочных действий; находят аргументы для обоснования тактики неотложной помощи, осуществляют выбор способа выполнения задания и прогнозируют изменение результата в зависимости от правильности действий. Преподаватель должен проявлять терпимость к ошибкам, допускаемым в попытках студентов найти собственное решение. Таким образом, формируется творческое отношение к учебной деятельности.
Преподаватель во время лекции дает комментарии, оказывает педагогическую поддержку, поощеряет достижения и тем самым создает ситуацию успеха; создается положительная мотивация на профессиональную деятельность; формируется оптимальный психологический климат общения. В конце лекции анализ и рефлексия - удалось ли достичь намеченную цель (частично или полностью), позволяющие оценить степень достижения целей лекции.
Важно при выработке профессиональных компетенций делать акцент на воспитании терпимости, усердия, сочувствия, на позиции служения и высшего предназначения личности, реализующей себя в медицине. Использование в учебном процессе активных практико-ориентированных форм обучения, направленных на развитие интеллектуальных и творческих умений, мыслительных и коммуникативных навыков, в совокупности с акцентированием ценностных ориентиров медицинской профессии обеспечивает более эффективную подготовку будущих специалистов, целостное формирование различных видов компетентности личности, воспитания профессиональных, культурных, ответственных, инициативных граждан.
Проблема эффективности инновационной деятельности часто лежит в полном отрицании традиционного обучения и ориентации только на нововведения. Истина лежит где-то посередине. Путь «золотой середины» предполагает гармонию традиции и инновации с отсутствием «патологической фиксации» в чем-то одном и развития «заболеваний» процесса обучения. Разумное сочетание изложения учебного материала на лекции с привлечением приемов и методов различных инновационных подходов даст максимально эффективное достижение планируемого результата, что во многом определяется талантом личности педагога, а субъектно–субъектный тип взаимодействия даст толчок к качественным переменам в образовании.
Инновационное обучение позволяет создать готовность личности к быстро наступающим переменам в обществе, развить способности к творчеству, к разнообразным формам мышления, способности к сотрудничеству, к совместной деятельности в новых нестандартных ситуациях. Данный подход к обучению способствует еще на лекции формированию личности профессионально-компетентного специалиста средствами учебной дисциплины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АГУ. Лекция как вид учебной деятельности. Интернет ресурс: http://www.asu.ru/ education/activity_edu/lessons/ 2012 г
Горбачева В.Г.  Основы инновационных  процессов в  образовательной  деятельности Cборник научных статей «Россия: потенциал инновационного развития. Сборник научных статей аспирантов и студентов»,СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 145с.
Горских Я.В., Качалов Н.А. Субъект - субъектные отношения как основа профессионально-личностного развития специалиста // Вестник Томского педагогического университета, 2009. №5.
Талибов О.Б., Колосова Е.С., Филимонов В.С. Эффективность симуляционной технологии обучения врачей по ведению пациентов в критических ситуациях // Неотложная терапия, 2009. №4.
Фомин Н.В. Проектирование новых систем контроля и оценивания результатов образования// журнал Инновации в образовании. 2013. №12