Воспитательная система В мире добра


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 154
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №154
«______» Н.М.Жиженкова
«______» __________ 20__ г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА3 Б КЛАССА
«В МИРЕ ДОБРА»
на период 2010 – 2014 гг.

Составитель:
Бакулина Е.А.
Нижний Новгород
2012
Содержание
Аннотация3
Обоснование3
Принципы реализации программы4
Нормативно-правовые основы5
Анализ социально-психологической ситуации
в 3 Б классе6
Характеристика 3 Б класса6
Социальный паспорт класса9
Цель и задачи воспитательной системы14
Этапы реализации воспитательной системы15
Механизм реализации17
Содержание программы18
Управление воспитательной системой29
Самоуправление в классе29
Организация работы с родителями34
Критерии эффективности, использование методик38
Ожидаемые результаты39
Библиография41
Приложения42

«Воспитание - великое дело: им решается участь человека».В.Г. Белинский 
Аннотация
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-годы прошлого периода произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных политических изменений.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного и социального поведения, выборов жизненных ориентиров.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации духовно-нравственного общества, его сплочении.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Настоящая программа призвана реализовать поставленные государством задачи. Данная программа является программой воспитания самостоятельных, ответственных, активных и творческих людей нового российского общества.
Составитель программы Бакулина Екатерина Александровна. Программа рассчитана на 4 года (2010 – 2014 года), реализуется с 1 класса, предполагает участие в ней всех учащихся (одна учебная группа). С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.Программа реализуется на базе МБОУ СОШ № 154 в учебное и внеурочное время.
Обоснование
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для осознания ребёнком того, что жизнь и здоровье человека - это ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-патриотически воспитанным и трудолюбивым человеком.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Принципы реализации программы
Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
-гуманистическая направленность (взаимодействие между участниками воспитательного процесса на основе уважения, доброты, внимания);
- принцип природосообразности (опора на природу ребёнка, его врождённые психофизиологические особенности и возможности);
- принцип культуросообразности открывающий ребёнку общую культуру;
- эффективность социального взаимодействия (сотворчество участников педагогического процесса);
- личностно-ориентированное воспитание;
- принцип рефлексивности (формирование умения самоанализа и самооценки);
- принцип субъектности (содействовать развитию ребёнка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – своей жизни)
4. Нормативно-правовые основы
- Конвенция о правах ребёнка
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Устав МБОУ СОШ № 154
- Программа развития воспитательной системы МБОУ СОШ № 154 г. Нижнего Новгорода «Школа-центр социокультурного развития личности»
- Функциональные обязанности классного руководителя

5.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В 3 БКЛАССЕ
5.1 Характеристика 3 «Б» класса
В 3 «Б» классе обучаются 22 человека, из них 14 мальчикови 8 девочек .
Возраст детей в классе достаточно однородный (Диаграмма 1):

10 лет – 32%
9 лет – 68%
Диаграмма 1. Возрастной состав класса
Дети обучаются по программе«Школа России». Словарный запас у них средний. Имеется опыт речевого общения. Большинство учеников открыты, раскованы, умеют думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом.Успеваемость выше среднего, по итогам первого полугодия (2 отличника:Королёв С., Рябушева А.;13 хорошистов, это составляет 68 % от общего числа учащихся).
Невелико желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В классе есть положительные лидеры (М. и Б.)работают в паре, помогают друг другу в организации класса на мероприятия. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение, не всегда ребята проявляют инициативу, многих приходится постоянно «тормошить». В то же время многие воспитанники имеют общественные поручения, ответственно относятся к их выполнению. Диагностика класса показывает, что коллектив работоспособный, но уровень произвольности психических процессов у некоторых ребят низкий.
Многие ребята имеют ослабленное здоровье: 6чел. (37%) – слабое зрение; 3 чел.(18%) – хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата; регулярно наблюдаются у специалистов в медицинских учреждениях. Совместно со школьным медработником проводилась профилактическая работа: плановые медосмотры, вакцинации. Проводилась профилактическая работа с родителями по проблемам укрепления здоровья детей. Малоподвижный образ жизни, чрезмерное увлечение компьютерными играми, неправильное питание, дефицит свободного времени, неумение организовать себя приводят к ослаблению здоровья школьников. Эти проблемы в той или иной мере должны решаться и в новом учебном году.Все говорит о том, что встала задача дополнительного изучения личности каждого ребенка и коллектива в целом, поэтому намеченный план воспитательной работы корректировался в процессе общения с обучающимися на протяжении всего учебного года.
За исключением некоторых учеников, обучающиеся адаптировались к учебной нагрузке, способны сохранять учебную активность в течение всего урока, работоспособность в классе достаточно высока.
4381522860
Схема 1. Широкий спектр интересов учащихся
Хочется отметить, что многие ребята класса посещают кружки и секции, причем спектр их интересов весьма разнообразен: спортивное ориентирование, каратэ, гимнастика, музыка, танцы, кружки технического моделирования, прикладного творчества и т.д. (2 чел. (9 %) посещают кружок технического моделирования, 2 чел. (9%) занимаются в хореографическом кружке, 1 чел. (5%) занимается спортивной гимнастикой, 2 чел. (9%) - учатся в музыкальной школе, 1 чел. (5%) – в секции каратэ, 5 чел. (23%) – посещают различные спортивные секции, 7 чел. (32%) – кружки прикладного творчества.
На сегодняшний день в классе относительно благоприятный микроклимат. Однако ранее между детьми наблюдались вспышки гнева, агрессии, часто случались потасовки. Это в основном объясняется тем, что в данном коллективе мальчиков (подвижных, гиперактивных) почти в два раза больше, чем девочек. Но в ходе реализации воспитательной системы данные негативные явления заметно уменьшились. Девочки по отношению к учителю достаточно доверчивы и благожелательны, этот говорит о том, что в этих детях необходимо увидеть личность и оценить их. Некоторые мальчики предлагают помощь в кабинете, рассказывают о своих достижениях.
Проводилась постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликтов, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. С ребятами проводились большая работа по этикету поведения: ролевые игры, конкурсы, беседы. Большое внимание уделялось формированию основ здорового образа жизни. По традиции обучающиеся принимают участие в различных спортивных мероприятиях («Весёлые старты», соревнования по мини-футболу, классный конкурс «Мама, папа и я – спортивная семья»).
5.2. Социальный паспорт класса
Работу с семьями учеников, бесспорно, считаю одним из компонентов воспитательной деятельности классного руководителя. Для полной и эффективной работы с детьми необходимо знать условия их жизни, а также социальный состав их семей.
Категории семей

Полные семьи – 50%;
Неполные семьи – 50%
В семьях обучающихся, как в полных, так и в неполных, 90 % родителей уделяют большое внимание воспитанию детей. Они заинтересованы в организации учебной и досуговой деятельности своих детей – 82% ребят заняты в кружках и спортивных секциях.
Образование родителей
Образовательный уровень родителей выше среднего, что указывает на их заинтересованность и возможность влиять на развитие личности ребенка.

Среднее – 14%
Среднее профессиональное – 25%;
Среднее специальное – 29%;
Высшее – 32%
Материальное положение

Низкое – 23%;
Достаточное – 63%;
Высокое – 14%
Материальная обеспеченность более половины семей примерно одинакова, достигает достаточного уровня, пятеро ребят пользуются льготным питанием в школе по причине низкого достатка.
Социальный статус родителей

Сфера услуг – 26%;
Предприниматели – 2%;
Промышленность – 36%;
Служащие – 34%;
Домохозяйки –2%.
Возраст родителей:

27-30 лет – 32%;
30-40 лет – 60 %
Более 40 лет – 8%.
Исследование семей воспитанников показало их высокий воспитательный потенциал. При построении воспитательной системы учитывались советы и рекомендации родителей, большую роль сыграло их неравнодушие к своим детям и к проблемам взаимодействия школы и класса.
Так, учитывая вышесказанное, можно определить цель, основные направления и задачи воспитательной программы в данном классе.

6.Цель и задачи воспитательной системы
Цель программы: создание благоприятной воспитательной средыдля раскрытия способностей каждого ребёнка, формирование приверженности к сложившимся нравственным ценностям, ответственного отношения к своему здоровью.
Под благоприятной воспитательной средой понимается следующее:
- Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения.
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения.
- Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию.
- Обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности.
- Осуществление тщательного и систематического контроля.
Для реализации поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
Развивать умение общаться и сотрудничать через совместную деятельность, через общие мероприятия с участием учащихся и их родителей.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей с помощью проведения выставок, акций, конкурсов, интеллектуальных игр, поисковой деятельности и прочего.
Поддерживатьстабильное здоровьеобучающихся посредством пропаганды здорового образа жизни, включающей мероприятия, посвящённые здоровому образу жизни.
Формировать самостоятельность через индивидуальную деятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков и волевых качеств.
7.Этапы реализации воспитательной системы
Таблица 1
Этапы Ход работы
Подготовительный
Цель – выявить позитивный опыт воспитательной работы в школе, определить приоритетные направления его развития.
Совещания методических объединений классных руководителей, семинары по обмену опытом работы классных руководителей, изучение методической литературы.
2. Диагностический
Цель – разработать воспитательную систему класса, подготовить условия для ее реализации.
1. Знакомство с учащимися класса и их родителями.
2. Изучение учащихся класса, их отношений, общения и деятельности в классе.
3. Разработка концепции воспитательной системы класса.
4. Постановка целей, задач, перспектив воспитательной работы.
5. Выбор основных направлений воспитательной программы
6. Разработка программы деятельности по реализации воспитательной системы развития воспитательной системы класса.
Практический
Цель – реализация программы деятельности (по необходимости, внесение коррективы в содержание).
1. Создание условий для самореализации учащихся.
2. Организация деятельности по сплочению и развитию классного коллектива.
3. Укрепление межличностных отношений.
4. Определение ведущих видов деятельности.
5. Формирование и развитие органов ученического самоуправления.
6. Содействие росту социально-познавательной активности учащихся.
Обобщающий
Цель – определение эффективности воспитательной работы. Выявление и оценка результатов деятельности.
(май 2014 г.) 1. Обработка и анализ данных за 4 года.
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
3. Изучение качества реализации воспитательной программы, внесение коррективов в нее.

8. Механизм реализации
-5562601668780Для успешной реализации воспитательной программы были выбраны следующие направления деятельности участников воспитательного процесса: гражданско-правовое, патриотическое, эстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, социальное, познавательное (Схема 2).
Схема 2. Направления воспитательной системы.
Все направления являются взаимосвязанными компонентами воспитательной системы класса, каждое имеет свои задачи.
9. Содержание программы
1 класс "Мой дом - моя крепость"
Направле-
ние Воспитательные задачи Основные мероприятия
Формы проведения
Спортивно-оздорови-
тельное - формировать понимание значимости здорового образа жизни;
- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. "Азбука Здоровья" - конкурс рисунков
"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" - беседа о режиме дня
"Панорама развивающих курсов"-знакомство со спортивными секциями и кружками в школе
"Зимние забавы" - спортивный праздник на природе
Трудовое - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. "Любимая школа - чистая школа" - экскурсия
"Содержи в порядке книжки и тетрадки" - беседа
"Как трудится моя семья" - выставка рисунков
Гражданско-правовое, патриотичес
кое - формировать нравственную культуру семьи;
- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. "Ветеран живёт рядом" - изготовление поздравительной открытки
"Достопримечательности нашего города" - фотовыставка
"Символика родного края" - беседа
Познаватель
ное - формировать любознательность, интерес к знаниям. "Мои любимые уроки" - викторина - игра
"Мы уже писать умеем" - поздравительная открытка
"Кто лучше считает?" - математический ринг
"Клуб Почемучек" - поисковая деятельность
Социальное - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. "День рожденья только раз в году!" - праздник
"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" - концерт для мам и бабушек
Эстетичес-
кое - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. "Помоги братьям меньшим" - акция " Помощь зоопарку"
"Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"
"Алло, мы ищем - таланты!" - час творчества
"Картинная галерея" - путешествие в мир творчества
Ожидаемые результаты по итогам 1 класса
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"
Направле-
ние Воспитательные задачи Основные мероприятия
Формы проведения
Спортивно-оздорови-
тельное - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. "Полезные привычки" - викторина
"Осенний кросс" - соревнование в параллели классов
"Весёлые старты" - спортивный праздник
"Береги здоровье смолоду" - конкурс семейных плакатов
Трудовое - приобщать к общественно - полезной деятельности "Книжкина больница" - операция
"Данила - мастер" - выставка - конкурс
Операция "Чистюлька" - трудовой десант
Гражданско-правовое, патриотичес
кое - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- знакомить с общественно - политической жизнью страны. "Герои города в названиях улиц" - обзорная экскурсия
"Подарок ветерану" - благотворительная ярмарка
"Символика России" - поисковая работа
Познаватель
ное - расширять кругозор;
- воспитывать культуру умственного труда. Праздник первой отметки - утренник
Лингвистический кросс - интеллектуальный конкурс
Математический кросс"Что? Где? Когда?" - викторина
Социальное - создавать условия для проявления творческой индивидуальности;
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. "Кто что любит и умеет делать" - конкурс- викторина
"А, ну-ка, мальчики" - игра - соревнование на открытом воздухе
"В стране Мультфильмии" - игра -путешествие
"О бабушках и дедушках" - устный журнал
Эстетичес-
кое - создавать условия для творческой самореализации обучающихся;
- приобщать к традициям школьного коллектива. "Ярмарка чудес" - творческий конкурс
"Тропинка школьная моя" - создание классного альбома
"Мы крутим глобус" - презентация
Ожидаемые результаты по итогам 2 класса
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс "Мир человеческих чувств"
Направле-
ние Воспитательные задачи Основные мероприятия
Формы проведения
Спортивно-оздорови-
тельное - формировать способности управлять своим здоровьем. "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" - театрализация
"Мои спортивные успехи и достижения" - круглый стол
Трудовое - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. "Кто работы не боится, у того она и спорится" - субботник
Образ лицеиста - конкурс
"Мои поручения в классе и дома" - отчёт
Гражданско-правовое, патриотичес
кое - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. "С чего начинается Родина?" - дискуссия
"Дети - герои" - групповая поисковая деятельность
"Имею право. Мои права" - игра
Познаватель
ное - приобщать к разнообразной творческой деятельности;
- формировать потребность в самообразовании. Олимпиада по русскому языку - интеллектуальный конкурс
Математическаяолимпиада - конкурс исследовательских работ
Литературная викторина - конкурс исследовательских работ
"Я - исследователь" - конкурс исследовательских работ
Социальное - формировать желание проявлять творческую инициативу. "Сотвори солнце в себе" - акция добра
"Рыцарский турнир" - праздник
Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки
Проводы зимы - праздник "Масленица"
Эстетичес-
кое - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
- создать атмосферу взаимной заинтересованности. "Самым любимым и родным" - конкурс стихов
"Прекрасное в моей жизни" - коллаж
"Правила хорошего тона" - учебная игра
"Учимся правильно жить и дружить" - практическая игра
"Сделай мир добрее" - акция
Ожидаемые результаты по итогам 3 класса
проявление интеллектуальных способностей на уровне района;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города, осознание значимости исторического прошлого;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки;
умение управлять своим здоровьем, осознание потребности в здоровом образе жизни.
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
Направле-
ние Воспитательные задачи Основные мероприятия
Формы проведения
Спортивно-оздорови-
тельное - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. "Посеешь привычку - пожнёшь характер" - устный журнал
"Экологическая тропа" - игра - путешествие
"Всей семьёй - на старт!" - семейная спартакиада
Трудовое - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. "Порядок в труде - порядок в знаниях" - рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома
"Школьный двор - лучший двор" - трудовая акция
Гражданско-правовое, патриотичес
кое - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
- обучать пониманию смысла человеческого существования. "Природа родного края" - посещение Краеведческого музея
"Не лозунги, а дела" - акция
"У войны не женское лицо" - исследовательская деятельность
Оказание помощи ветеранам войны - ярмарка
"Жизнь дана на добрые дела" - круглый стол в кругу друзей
Познаватель
ное - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. Предметные олимпиады - интеллектуальный конкурс
Интеллектуально - творческий марафон - интеллектуальный конкурс
Фестиваль Знаний и творчества - смотр достижений выпускников начальной школы
Социальное - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- поддерживать и направлять работу органов самоуправления. "Мои интересы, мои возможности" - беседа
Поход в лес - путешествие
"Я умею, я могу, я хочу" - отчёт о выполнении обязанностей
"Помоги другу" - акция помощи детским домам
Эстетичес-
кое - формировать желание активно преобразовывать действительность Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" - поисковая работа
"Школьные годы чудесные" - выпуск журнала
"Гармония в природе" - экологический плакат
Ожидаемые результаты по итогам 4 класса
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

10. Управление воспитательной системой
Условиями, необходимыми для достижения поставленных целей, являются тесные связи, взаимопонимание и взаимодействие между учениками, родителями и учителями.
10.1 Самоуправление в классе
Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.
Принципиальные позиции ученического самоуправления:
- равноправие – все учащиеся класса имеют право голоса при принятии решений
- выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;
- открытость и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся;
- законность – неукоснительное соблюдение нормативных и правовых актов;
- целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
- гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
- самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;
- ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Основные функции управления:
-планирование (поиск ответа на вопрос «Что делать в классе, чтобы всем было интересно?);
- организация (поиск ответов на вопросы «Кто? Когда? Где? С кем будет выполнять запланированную работу?»)
-контроль (получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса);
- анализ (органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива);
- регулирование и коррекция (внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса).

Органы самоуправления класса
Самоуправление в классе организовано в форме деловой игры «Корпорация ОАО «РОСТОК».
Корпорация ОАО «РОСТОК»
ОткрытоеР - решительные
АкционерноеО - ответственные
ОбществоС – самостоятельные
Т – трудолюбивые
О – общительные
К – креативные

Общее собрание акционеров (классный руководитель, обучающиеся, родители)



Генеральный директор (классный руководитель)


Финансовый директор (представитель родителей)
Директор по связям с общественностью
Директор
спорткомитета
Креативный директор
Технический директор (староста)


Бухгалтерия (родители)
фитнес-инструк
тор
Аниматоры
Офис-менеджеры
Пресс-секретарь


АКЦИОНЕРЫ

Для мотивации обучающихся к активному участию в самоуправлении разработана система поощрения детей посредством выдачи «акций».

Условия выдачи акций акционерам
Активное участие в делах класса (дежурство в классе, оформление стенгазеты, конкурсы, викторины, спортивные соревнования, разовые поручения, взаимопомощь и т.д.)
Общешкольные дела (спортивные соревнования, конкурсы, викторины, концерты, праздники, трудовые акции, общественно-полезная деятельность и т.д.)
Ответственное, сознательное отношение к учёбе.
Результативность участия во внеурочной деятельности.
Каждый акционер имеет право войти в совет директоров при наличии достаточного количества акций (от 5 и более). Итоги подводятся на общем собрании акционеров 1 раз в полугодие.
Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разработаны «Правила для учащихся 3 Б класса», последовательно и четко выполнять которые должны стараться все ребята. Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности).

10.2 Организация работы с родителями
Для достижения цели и задач воспитательной системы необходима интегрированная деятельность со стороны школы и семьи. Лишь при активном участии родителей в жизни класса воспитание будет успешным
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления формы работы с семьёй
психолого - педагогическое просвещение родителей индивидуальные и тематические консультации
тренинги
«круглый стол»
родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
родительское общественное патрулирование
шефская помощь
участие в управлении учебно-воспитательным процессом участие родителей класса в работе совета школы
участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля
участие в работе общественного совета содействия семье и школе
Методы изучения семей:
наблюдение;
тестирование;
анкетирование;
диагностика;
опрос.
На первом родительском собрании был выбран родительский комитет и созданы группы: творческая, финансовая, хозяйственная (Схема 4).
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
ФИНАНСОВАЯ ГРУППА
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ГРУППА

Схема 4. Структура родительского самоуправления
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения Тема собрания Ответственные
Подготовительный период
март Условия приёма детей в 1 класс. администрация школы, психолог, учитель
июнь Ознакомление родителей с учебным планом, традициями школы, класса. администрация школы, психолог, учитель
1 класс
сентябрь Младший школьник: особенности развития. учитель, психолог
октябрь Трудности адаптации первоклассников. учитель, психолог
декабрь Родителям о внимании и внимательности. учитель
февраль Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? учитель, психолог
апрель Итоги адаптации первоклассников. учитель
май Перелистывая страницы учебного года. учитель
2 класс
I четверть Особенности учебников, по которым учатся дети. учитель
II четверть Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. учитель
III четверть Причины и последствия детской агрессии. учитель, психолог
IV четверть Поощрение и наказание детей в семье. учитель, родительский актив
3 класс
I четверть Семейные праздники и их значение для ребёнка. учитель
II четверть Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. учитель, библиотекарь, психолог
III четверть Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. учитель
IV четверть Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. врач, учитель
4 класс
I четверть Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. врач, учитель
II четверть Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. учитель
III четверть Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. учитель
IV четверть Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" учитель
11. Критерии эффективности, использование методик
Критерии эффективности воспитательной системы класса:
1.  Социализация  и адаптация младших школьников.
2.  Развитие творческих способностей учащихся, личностных качеств.
3.   Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе. 
В соответствии с данными критериями использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
1. Социометрия «Межличностные отношения в классе».
2. Анкета: «Нравственная сфера личности младшего школьника».
3. Анкета: «Классный руководитель глазами воспитанников».
4. Анкета: «Школа глазами родителей».
5. Анкета для родителей: «С каким настроением Ваш ребёнок приходит из школы?».
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

12. Ожидаемые результаты
Реализация программы «В мире добра» предполагает, что к концу 4 класса будут получены следующие результаты:
Сплочение детского коллектива
Воспитание у детей любви к близким людям
Проявление уважительного отношения к старшим
Развитие активности детей, их творческих способностей
Развитие навыков самостоятельности в самоуправлении
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью
Активное участие родителей в жизни класса и школы
К окончанию начальной школы у учащихся должны сформироваться следующие личностные качества:
-нравственный (ценностноориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «природа», «школа», «учитель», «Родина», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
- познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде;
- коммуникативный потенциал: овладение простейшими коммуникативными навыками - умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
- трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитание уважения к чужому труду, знакомство с распространёнными профессиями и заслуженными тружениками нашего города;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закалённым;
- художественный потенциал: формирование эстетической восприимчивости, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, развивать творческие способности детей.

13. Библиография
Введение в педагогическую культуру / под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 2005.
Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова – М.: Творческий центр «Сфера», 2005
Закон РФ «Об образовании». – М., 2002.
ПобединскаяЛ. А. Классный час играючи. Выпуск 4. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
Пятьдесят сценариев классных часов/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002, - 159 с.
Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 120 с.
Учитель, воспитай человека!: науч.-метод. сб. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2009. – 156 с.
Философия образования: состояние, проблемы, перспективы (материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. – 1998. – №11.
Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод.пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1997
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998

14. Приложения
-327660884555Результаты анкетирования родителей обучающихся 3 Б класса «Школа глазами родителей»
Результатыанкетирования «С каким настроением Ваш ребёнок приходит из школы?»
Отвечая на вопрос: «С каким настроением Ваш ребенок чаще приходит из школы» родители ответили:
67% - веселый и жизнерадостный
33% - уставший, но удовлетворенный
-137161184785

Результаты исследования уровня агрессивности детей
-228601089660Наши социально-партнёрские связи
МУЗЕЙ РАЙОНА
КЛУБ «ЛАЗУРЬ»
СТАДИОН «РАДИЙ»
ЩЁЛОКОВСКИЙ ХУТОР
КИНОТЕАТР «ЗАРНИЦА»
ТЕАТРЫ
ПАРК «ШВЕЙЦАРИЯ»
БИБЛИОТЕКА ИМ. КАТАЕВА
НАШ КЛАСС

2482850355600-134967159385
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОСТОК»

АКЦИЯ
номинал: «ДОБРОЕДЕЛО»
Владелец: ученик 3б класса
______________________________________
направление____________________________

16954546990
Генеральный директор Е.А. Бакулина