ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ 6 КЛАССА НАШ ДОМ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 113»
Согласовано
заместитель директора по воспитательной работе
Попова Е.В.
____________________
«___»___________2016 г.
План воспитательной работы
«Наш Дом»
для учащихся 6 «А» класса
на 2016-2017 учебные года
Классный руководитель:
Тюрина Екатерина Николаевна
г. Нижний Новгород
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе 12 учеников. Из них 8 мальчиков, 4 девочки. Дети в основном 2004 года рождения (8 человек), 2003 – 3 человека, 2005 – 1 человек.
В классе преимущественно преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, высокая учебная мотивация. С классным руководителем сложились доверительные, дружеские отношения.
Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости.В классе лидер Орлова Анастасия. Тон задают дети, которые хорошо учатся – в этом сильная сторона класса.
В целом класс выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие.
В классе очень большая группа «сильных» учеников по успеваемости, что задает тон в изучении школьных дисциплин. Дети активны на уроках и это помогает им узнавать больше нового. Но есть группа детей, которые «слабы» по успеваемости. Одни слабы в силу своей «лености» (Черникина Л., Тушин А.), другие по состоянию здоровья (Федоров Ю.). Но в классе работает «скорая помощь», в которую вошли сильные по успеваемости ученики. Они будут помогать слабым и дополнять работу учителей.
Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки.
Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они принимают активное участие в организации школьной жизни детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном, развития индивидуальных способностей и задатков.
В коллективе ведется и трудовое воспитание. К труду ребята относятся добросовестно, участвуют в уборке территории, класса, школы.
Своей целью в воспитательной работе в классе я вижу воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честности и правдивости, доброты и принципиальности.
Работа над повышением показателей личностного роста класса и отдельных учащихся - одна из основных задач коллектива и классного руководителя.
Актив класса.
Староста – Курочкина Дарья.
Помощник старосты – Выборнов Роман.
Учебный сектор «Скорая помощь» – Выборнов Роман, Орлова Анастасия, Казаков Матвей.
Трудовой сектор – Тушин Алексей, Черникина Лера, Патронова Дарья, Курочкина Дарья.
Спортивный сектор –Казаков Матвей.
Культмассовый сектор –Выборнов Роман, Казаков Матвей, Орлова Анастасия.
Сектор Здоровья – Солдатов Богдан.
Фотограф – Казаков Матвей, Орлова Анастасия.
Воспитательная цель школы
Создание необходимых условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной, образованной и творческой личности.
Воспитательная цель класса
Воспитание:
- каждого ребенка как личности;
- уважения к себе и к другим;
- умение жить в коллективе;
- трудолюбия и бережного отношения к труду других людей;
- чувства долга и ответственности перед страной и родителями;
- бережного отношения к общественной собственности;
- социально активной, образованной, творческой и культурной личности.
Воспитательная программа «Наш дом»
Класс – это семья. Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
В любой семье основное значение отводится воспитанию.
Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.
Мною, как классным руководителем, была выбрана тема самообразования:
формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:
уверен в себе, активен, не боится пробовать;
умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;
способен к самообразованию;
умеет принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью;
умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.
Цели воспитательной системы:
Создание коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеских ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
Способствовать возрождению нравственных ценностей Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля и воспитанию нравственных качеств личности.
Приобщение учащихся к национальным традициям семьи, села, народа, страны;
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
Планируемые результаты.
Сплочённый ученический коллектив с сформированным чувством товарищества и взаимопомощи.
Учащиеся, овладевшие навыками организаторской работы.
Школьники с развитыми навыками публичных выступлений.
Коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.
Учащиеся, осознающие свои права и обязанности.
Коллектив, который не только участвует в школьных мероприятиях, но и принимает активное участие в организации жизнедеятельности школы.
Школьники, осознающие свою гражданскую позицию.
Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности.
Одна из аксиом воспитания – без настоящего коллектива классному руководителю сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своём классе.
Свои наблюдения за детьми я начала, когда они обучались в начальной школе. Каждый ребёнок интересен. Я заметила: чем многограннее ученик, тем сложнее ему быть членом коллектива.
Для себя я отметила тревожные тенденции, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной деятельности:
- противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;
- снижение интереса у некоторых детей к общешкольным делам, так как принимают участие одни и те же.
Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.
Современная школа должна создавать все условия для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах. Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, роль классного руководителя остаётся неизменной.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и другие.
В основе теории следующие принципы:
«Без знания ребенка, его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений, способностей,
задатков, наклонностей - нет воспитания»
В. А. Сухомлинский
В процессе реализации программы считаю необходимым:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для учащихся и родителей.
2. Связать в единое целое: коллектив учащихся, учителей и родителей.
3. Воспитывать у ребят:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- чувства прекрасного.
4. Формировать систему самоуправления в классе;
5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
Путь к достижению цели моей воспитательной системы основан на осознании и принятии таких ценностей, как:
свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);
сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
В основу программы положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.
На становление жизненных позиций школьника особое внимание имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.
Самоуправление помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.
Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ тот остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.
Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков 5-х классов и решения выше перечисленных задач я выбираю следующие направления деятельности:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО –
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЕ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО –
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЕ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

Виды и формы воспитывающей деятельности:
Классные собрания, планёрки (с активом класса), воспитательные занятия;
Классные часы:
лекция;
беседа;
час общения
ролевые игры;
диспуты;
мозговой штурм;
урок творчества;
Мероприятия:
КТД;
конкурсы, КВН;
викторины;
экскурсии;
походы;
проекты
Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая. По мнению Л.С.Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Моя задача – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Мы должны создать коллектив (построить дом), в котором каждый ученик смог бы раскрыть свои потенциальные возможности срок.
Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:
2016 – 2017 гг2017– 2018 гг2018 – 2019 ггКоллективный уровень
Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
Через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса;
Сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития;
Пополнение «Портфолио класса»;
Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности. Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;
Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;
Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости
Создать условия для формирования у учащихся позитивного отношения к труду.
Групповой уровень
Организовать деятельность ученического самоуправления;
Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;
Развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД и КОД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;
Развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи; Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора;
Продолжить традиции сборов секторов ученического самоуправления Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности;
Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи;
Индивидуальный уровень
Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;
Разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам;
Развивать у каждого культуру общения;
Помочь каждому в заполнении своего «Портфолио». Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;
Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;
Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников. Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;
Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;
Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников.
Содержание деятельности.
Реализация целей и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на неё ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.
Научить детей самостоятельности – долгий и кропотливый труд. Необходимо создать такую атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание взяться за организацию своей жизни.
Мне как классному руководителю (архитектору) необходимо включить каждого учащегося (члена семьи) в организации по формированию и развитию коллектива (дома). Основой организации будет являться ученическое самоуправление.
Самоуправление представляет собой:
Создание актива класса.
Подготовка дел при помощи специально созданных для этого секторов.
Работа творческих групп (организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).
Сменяемость лидеров.
Данная воспитательная деятельность следует цепочке: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка (по методике И.П.Иванова).
На общем классном собрании избирается актив класса (мастера стройки), председатель актива (прораб), секторы (в каждом выбирается бригадир), на сборах которых распределяются общественные поручения.
Смысл самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений, получении ими в школе опыта организаторской, управленческой деятельности, в том, чтобы школьники учились брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы.
Актив класса.

Основные задачи классного АКТИВА:
Определение целей и задач, стоящих перед учащимися класса;
Контроль за выполнением поставленных задач;
Разработка и принятие проекта коллективного творческого дела;
Создание творческих групп для претворения проекта в жизнь;
Оценивание проделанной учащимися работы.
Заполнение «Портфолио класса».
Структура классного самоуправления.
171450017653000
Председатель актива
331470013208000
114300015875000
АКТИВ КЛАССА
32004005588000
227139526543000Секторы
23774409588500434340011430000354330010922000297180010922000240030010922000
45720-508000спортивный
114300-1778000культурный

114300-2413000Учебный
114300-2286000трудовой



Временные творческие группы
Критерии оценивания.
В оценивании результатов реализации программы классному руководителю большую помощь оказывает контроль.
Когда учитель организует работу в коллективе, дети оценивают его по ряду критериев: интересно/неинтересно; понятно/непонятно объясняет, что и зачем делать; добрый/злой и т.д. И только в ситуации контроля классный руководитель выведен из-под оценки детей: здесь подвергаются оценке только они.
Вид контроля Критерии (что замерять)
Контроль результатов воспитания Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи).
Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства).
Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи).
Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть).
Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах).
Сила воли (способность преодолевать трудности).
Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность)
Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них).
Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность).
Контроль результатов обучения Преобладающая учебная мотивация.
Ребёнок учится, чтобы:
а) Угодить старшим;
б) Избежать наказания;
в) получить поощрение;
г) по инерции, из послушания;
д) из любознательности;
е) ради самоутверждения;
ж) ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития.
Развитие воображения
Развитие памяти
Развитие речи (устной/письменной)
Умения, навыки по предмету
Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения).
Контроль качества человеческих отношений Тип отношений:
а) враждебно-отчуждённые;
б) отчуждённые, безразличные;
в) конкурентно-эгоистические;
г) доброжелательно- отчуждённые;
д) деловое сотрудничество;
е) дружба, интерес друг к другу,взаимопомощь.
Контроль отношения к школе Преобладающее отношение:
а) враждебное; б) безразличное) прагматично-деловое; д) интерес; е) тёплое; ж) любовь и уважение.Контроль результатов работы органов самоуправления Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением).
Секторы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в секторе; живут ли жизнью школы; пользуются ли уважением).

План реализации программы.
Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:
Образовательной программы школы;
Устава школы;
Воспитательной работы школы;
Плана-сетки проведения мероприятий.
Перспективный план работы на 2016 – 2017г.г.
Iчетверть Тематический период Тема периода Приучи себя к порядку.
Цель периода Показать значение норм, правил, традиций в жизни каждого человека.
Основная работа с учащимися Лекторий «Право быть ребёнком». Воспитательное занятие «Твой режим дня. КТД. Определение направлений деятельности периода.
Работа с родителями и учителями Создание инициативной родительской группы, распределение обязанностей, планирование.
II четверть Тематический период Тема периода Моя семья.
Цель периода Формирование гуманистического поведения подростка.
Основная работа с учащимися Сбор-планирование, обсуждение плана проведения периода. Воспитательное занятие «Что такое родословное дерево». Оформление классного уголка, оформление и проведение праздника. КТД. Сбор-огонёк, обсуждение:
- что получилось?
- что не получилось?
- какими мы были и что учесть на будущее? Оформление «Портфолио».
Работа с родителями и учителями Собрание «Семейные традиции». Сборы РИГ, помощь в оформлении. Беседы с учителями по успеваемости уч-ся.
III четверть Тематический период Тема периода Твоя малая родина.
Цель периода Раскрыть красоту и богатство родного края, подчеркнуть необходимость каждого заботиться о сохранении родной природы.
Работа с учащимися Участие в праздниках, посвящённых 23 февраля, 8Марта.
Сбор: осмысление прошедшего опыта, задумки на будущий период.
Работа с родителями и учителями Сбор РИГ, помощь в проведении экскурсии.
IV четверть Тематический период Тема периода «Правила простые и важные».
Цель периода Показать значение правил, норм, законов.
Работа с учащимися Праздник-игра «Мы живём по правилам». Воспитательное занятие «По каким законам живёт наш класс?» Сбор-огонёк, обсуждение:
- что получилось?
- что не получилось?
- какими мы были и что учесть на будущее? Заполнение «Портфолио».
Работа с родителями и учителями Подведение итогов года. Заполнение «Портфолио».
Перспективный план работы на 2017 – 2018г.г.
Iчетверть Тематический период Тема периода Человек и природа.
Цель периода Раскрыть неразрывную связь жизни человека и природы.
Работа с учащимися Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек.
Воспитательные занятия: «человек и природа», «Любимый уголок природы». Сборы-летучки: что сделано, что ещё надо сделать? Участие в спортивных соревнованиях. КТД. Подведение итогов периода. Оформление «Портфолио класса».
Работа с родителями и учителями Создание инициативной родительской группы, распределение обязанностей, планирование. Собрание: «Домашняя учебная работа семиклассника. Режим дня школьника».
II четверть Тематический период Тема периода Человек и его жилище.
Цель периода Раскрыть тесную связь культуры жилища и здорового образа жизни.
Работа с учащимися Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Что такое уют? Его роль», конкурс дизайнеров «Моя квартира». КТД. Подготовка и проведение новогоднего праздника, оформительская работа. Сбор-огонёк. Подведение итогов периода. Оформление «Портфолио».
Работа с родителями и учителями Присутствие на сборе-огоньке, высказывание своих замечаний, советов ребятам на будущее.
III четверть Тематический период Тема периода Величие и слава России
Цель периода Показать величие подвига в бою и труде во славу России.
Работа с учащимися Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятие: «Защитник Отечества. Каким он должен быть?» Участие в праздниках, посвящённых 23 февраля, 8Марта. Оформительские работы. Путешествие на машине времени: представление своей временной эпохи. Экскурсии по местам боевой славы забайкальцев.
Работа с родителями и учителями Присутствие на мероприятиях, помощь в проведении экскурсии.
IV четверть Тематический период Тема периода Обычаи и законы
Цель периода Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону закона.
Работа с учащимися Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Как взаимосвязаны обычаи и законы?», «Обычаи моей семьи». Празднование Дня Победы, оформительские работы.
Работа с родителями и учителями Собрание «Роль семьи в воспитании у подростков нетерпимости к хулиганству, тунеядству, стяжательству», помощь в проведении воспитательных занятий. Подведение итогов года. Заполнение «Портфолио».
Примечание: за собой оставляю право корректировать (дополнять) план работы, не отступая от поставленных целей.
Мониторинг воспитательной деятельности.
Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей. Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся. Мониторинг осуществляется классным руководителем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла, низкий уровень – 1/0балл.
Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровень Низкий уровень
Общественная активность
С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность. Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность. Не проявляет активности, но поручения выполняет. Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем.
Ответственность
Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело. Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/.
Трудолюбие
Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо. Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо. Редко охотно берётся за работу. Чаще всего старается уклониться от любой работы.
Инициативность
Выступает зачинателем многих дел. Часто выступает зачинателем нового дела. Редко сам начинает новое дело. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
Организованность
Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану. В большинстве случаев правильно распределяет свою работу и в срок выполняет. Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени. НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Уверенность в себе
Все задания, поручения выполняет без помощи других. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам. Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
Самокритичность
Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя. В большинстве случаев правильно реагирует на критику. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки. Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления.
Стремление к успеху, первенству
Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается. Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка. Никогда не стремится в чём-либо быть первым.
Самоконтроль
Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Постоянно поступает необдуманно.
Коллективизм
Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь. Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам. Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОР 5 «А» КЛАССА
1. Количество учащихся Девочек
Мальчиков
12 чел.
4 чел.
8чел.
2. Возраст (год рождения):
2003 г.р.
2004 г.р.
2005 г.р. 3 чел.
8 чел.
1 чел.
Состав семей:
Полная
Неполные Опекаемые Единственный ребенок в семье
1.Федосеев Д. (3 детей) 1.Тушин А. - 1.Лаврищев В.
2. Скворцов Д. (2 детей) 2. Черникина Л. - 2.Солдатов Б.
3. Патронова Д. (2 детей) - - 3.Федоров Ю.
4.Курочкина Д. (2 детей) -
- 4.Выборнов Р.
- - - 5. Казаков М.
- - - 6. Орлова А.
Дни рождения учащихся класса.
Январь: - Черникина Лера (1);

Март: - Тушин Алексей (2);
Солдатов Богдан (10);
Июнь: - Скворцов Денис (21);
Июль: - Курочкина Дарья (22);
Август: - Выборнов Роман (28);
Сентябрь: - Патронова Дарья (3);
Федоров Юрий (27);
Октябрь: - Лаврищев Всеволод (21);
Декабрь: - Казаков Матвей (14);
Орлова Анастасия (29)
Циклограмма деятельности классного руководителя:
Ежедневно:
Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствующих
Организация питания учащихся
Индивидуальная работа с учащимися класса

Еженедельно:
Проверка дневников учащихся
Проведение мероприятий в классе (по плану)
Работа с родителями (по ситуации)
Работа с учителями-предметниками (по ситуации)
Организация дежурства класса

Ежемесячно:
Посещение уроков в своем классе
Встреча с родительским активом
Один раз в четверть:
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Сдача отчетов по классу (успеваемость)
3. Участие в заседании МО классных руководителей
4. Проведение родительского собрания
5. Организация генеральной уборки класса
Один раз в полугодие:
1.Анализ выполнения воспитательного плана работы за полугодие
2. Коррекция плана воспитательной работы на новое полугодие
Один раз в год:
Оформление личных дел учащихся
Проведение открытого мероприятия.
Анализ и составление плана воспитательной работы класса
Статистические данные класса (1 сентября)
Организация участия обучающихся класса в школьных и районных конкурсах.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Список членов родительского актива 5 класса

№ Должность Ф.И.О. родителя Место работы,
должность Адрес места жительства,
№ тел
1. Родительский комитет класса Председатель Патронова Надежда Евгеньевна
Д/Х Сот. 89026854270
казначей Казакова Юлия Вадимовна
Скворцова Людмила Витальевна Д/Х
Д/С. 248 завхоз сот. 89202502984
сот. 89051463100
2. Представитель в Совет школы Курочкина Наталья Васильевна ООО «Метеор»-продавец консультант Сот. 89108736516
3. Представитель в родительский комитет школы Выборнова Наталья Александровна Салон красоты «Мали»-парикмахер Сот. 89043950816
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей — проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Знакомство родителей со справкой диагностики психолога.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
Календарно-тематическое планирование классных часов в 6 классе
№п/п Тема классного часа Дата проведения
Нормативно-правовые документы школы (Устав школы, Правила для учащихся, расписание, Правила внутреннего распорядка)
Инструктаж по безопасному поведению на дорогах. «Готов к труду и обороне». «Природа не прощает ошибок» экологическая беседа «Трудности подросткового периода». «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности» «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» «Опасное селфи». «Красота и труд вместе идут!» «В единстве наша сила!» «Самый близкий человек».
Мероприятие, посвященное Дню матери, совместно с родителями. «Поговорим о сквернословии». «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?» «Духовный мир личности» этическая беседа «На Новый год зажигай правильно».
Инструктаж на период зимних каникул. Нравственный классный час
«Суд совести» Профилактическая беседа
«Моя жизнь – интернет» Школа жизненных навыков
«Научись говорить «нет» «Думай хорошо. И мысли созреют в добрые поступки» «Как использовать свои права» (беседа-диалог) Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним». «Защити меня» (о недопущении жестокого обращения и насилия) Жизнь без агрессии. Мероприятие по профилактике жестокого обращения с детьми (совместно с родителями). Представление проектов «Семейные традиции». «Вверх по лестнице жизни, или Мои жизненные ценности» нравственная беседа «Моя роль в коллективе».
Диагностический классный час
Инструктаж на период весенних каникул. Школа самоорганизации «Искусство успевать» Достижения России в космосе. «Возможности человеческой памяти». «Культура общения: сотовый телефон». «Маленькие герои большой войны». «история и традиции чаепития». «Новое поколение выбирает жизнь!» «Правила поведения на воде»
Инструктаж на период летних каникул. Список литературы
Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113. 
Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.
Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45. 
Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе : возможности и ограничения  [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219.
Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52. 
Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст]  / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107. 
Кондаков, А. М.  Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19. 
Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63. 
Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.
Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст]  / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12. 
Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23. 
Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания : окно в цветной мир [Текст]   / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.
Соловцова, И. А. Духовное воспитание : система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.
Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.
Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47. 
Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21. 
Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18. 
Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226. 
Программы нравственного воспитания на классных часах
Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99. 
Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.
Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными : Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92. 
Боброва, Л. В. Совесть - это нравственная категория… : Классный час [Текст] / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.
Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73. 
Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51. 
Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.