Школа — центр воспитания


Школа – центр воспитания
Кравчёнок Ольга Анатольевна
Лутонина Мрина Викторовна
БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 79»
Аннотация:
Данная статья посвящена деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 79», как центра воспитания, объединяющего в единое целое учащихся, педагогов, родителей и социальных партнеров.
В статье раскрывается модель воспитательного пространства, в которой одним механизмом выступает взаимодействие коллектива с окружающей средой: библиотеками, культурно-досуговыми центрами, музеями, выставками; другим является динамическая сеть взаимосвязанных событий, представленных значимыми, эмоционально насыщенными, незабываемыми коллективными делами.
Отражен положительный опыт работы учреждения по формированию устойчивых желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самому себе.
Ключевые слова:
Образовательное пространство, воспитание, события, деятельность, взаимодействие, сотрудничество, патриотизм, ценности, система, личность, Родина.На основе документов, составляющих пакет федеральных государственных стандартов общего образования, в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 79» положено понимание воспитания как целенаправленного «управления процессом развития личности за счет создания благоприятных для этого условий» (Х. Лийметс). Поэтому под воспитательным пространством педагогическим коллективом понимается специально организованная среда, создающая возможности для развития личности ребенка.
Воспитание в школе – это не специальные мероприятия, а совместная деятельность педагогов, родителей и детей, в которой происходит присвоение ценностей. Современный национальный воспитательный идеал сформулирован в Концепции духовно-нравственного развития, Стратегии развития воспитания в РФ, Программе патриотического воспитания граждан РФ. Этими документами определены базовые национальные ценности и основные социально-педагогические условия.
В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 79» отрабатывается модель воспитательного пространства, в которой одним механизмом выступает взаимодействие коллектива с окружающей средой: библиотеками, культурно-досуговыми центрами, музеями, выставками; другим является динамическая сеть взаимосвязанных событий, представленных значимыми, эмоционально насыщенными, незабываемыми коллективными делами.
Для достижения максимального эффекта применяются единые подходы, принципы, решаются единые задачи. В то же время существование эффективного воспитательного пространства невозможно без предоставления ребенку выбора содержания и форм деятельности, обеспечения возможности исполнять различные социальные роли, построения диалоговых отношений, освоения культурного, природного, информационного подпространств. Значимой в воспитательном пространстве ОУ видится роль классных руководителей, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.
На протяжении ряда лет школа активно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования. Исторические, литературные часы и викторины, встречи и лектории проводятся совместно с библиотеками имени З. Космодемьянской и П. Васильева. Игровые, познавательные программы, календарные праздники организуются совместно с БУК «КДЦ имени Свердлова», общественно значимые акции и благотворительные сезоны с КТОС «Свердловский» и БУ КЦСОН «Родник». Учитывая относительную отдаленность нашего учреждения от центральных учреждений культуры, сотрудничество с организациями, находящимися в зоне пешеходной доступности, выступает условием эффективного функционирования воспитательного пространства. Развивая партнерские отношения, школа расширяет круг субъектов воспитательной деятельности и достигает новые уровни взаимодействия.
Школа обращает особое внимание на восстановление ответственности и активной роли родителей в воспитании детей. С этой целью родители обучающихся активно привлекаются не только для обсуждения и решения школьных вопросов, но и для проведения совместных спортивных и тематических мероприятий. Современной формой взаимодействия семьи и школы стали электронные ресурсы. Электронный дневник, сайт школы дают возможность родителям наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, позволяют оперативно получать свежую и достоверную информацию о событиях школьной жизни, расширяют возможность интерактивного общения родителей с педагогами и администрацией.
Все большую значимость во взаимодействии с родителями приобретает создание и ведение портфолио ребенка, в котором отражаются его успехи, участие в жизни школы и во внеурочной деятельности. Совместное участие родителей, детей, учителей сближает и помогает больше узнать друг о друге, найти общие интересы, традиции, достичь воспитательных эффектов.
Календарь школьных мероприятий формируется с учетом анализа и планирования, через реализацию программ, совместных образовательных событий, инициатив, акций. Достижению воспитательного результата способствует функционирование профильных отрядов «Красный. Желтый. Зеленый», «Чтоб не ссориться с огнем», «Волонтер», клуба «Россиянин», детского объединения «МиД», а также кружковых коллективов.
Коллектив школы способствует развитию ученического самоуправления. На протяжении длительного периода времени функционирует детское объединение «Мальчишки и девчонки». Координация школьных дел осуществляется через совет старшеклассников и советы класса, однако нерешенной проблемой остается дополнительное привлечение школьников, в том числе «учетной» категории и их активности в решении школьных вопросов.
В основе современной воспитательной стратегии школы заложено формирование и развитие у обучающихся патриотизма и духовно-нравственных ценностей. Система патриотического воспитания совершенствуется, к участию привлекаются гражданские и общественные институты, закрепляются новые традиции.
В школе сформировалась система традиционных дел, которые объединяют взрослых и детей в единое воспитательное пространство. Учащиеся, педагоги и родители участвуют в ежегодном конкурсе строя и песни, реализуют мероприятия спортивного календаря первенств и выполняют испытания ВФСК ГТО. В соответствии с утвержденным перечнем проводятся тематические мероприятия, приуроченные к дням воинской славы и памятным датам России, литературные часы, в рамках которых происходит знакомство с литературными героями, обсуждаются события, описанные в книгах, устанавливаются связи современных событий с событиями прошлых лет. Исторические часы и торжественные линейки, посвящаются старту новых проектов, новых тематических циклов. Благотворительные сезоны реализуются через участие в весенней и осенней неделе добра и проекте «Чистый двор». Школьниками совместно с педагогами поддерживается состояние школьных сосновой, липовой и рябиновой аллей, заложенных в год 50-летия школы. Совместно с 242 учебным центром ежегодно активисты детского объединения «МиД» участвуют в военно-спортивной игре «Зарница». Конкурс патриотической песни раскрывает новые таланты и художественные способности учащихся разных возрастных групп. Ежегодное участие в спартакиаде молодежи допризывного возраста, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом и необходимости службы в рядах вооруженных силах России, поздравление ветеранов различных войн с праздниками, оказание помощи в трудовых делах, благоустройство прилегающей территории на улице С. Иванова (микроучасток школы), где размещена мемориальная доска, проведение торжественных мероприятий и возложение цветов, формирует активную гражданскую позицию и любовь к малой Родине.Классные коллективы посещают городские мемориальные памятники в праздничные дни, организуют встречи с выпускниками, достигшими высот в различных сферах деятельности. Новым направлением является проведение флэшмобов – коллективных массовых акций, по установленной теме в соответствии с оговоренными правилами. Использование данной формы способствует вовлечению большого количества школьников к общественно-значимой деятельности и организации досуга. Изготовление поделок, информационных листов, рисунков, листовок, аппликаций и коллажей к календарным праздникам, участие в тематических экскурсиях, конкурсах и проектах различного уровня способствует решению воспитательных задач, формирует устойчивость желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самому себе.
В школе сложилась и совершенствуется система мониторинга, позволяющая оценить качество воспитательной деятельности. В процессе оценки используется наблюдение, тестирование, социологические опросы. Это позволяет оценить прочность, надежность и эффективность функционирования всей воспитательной системы и создать программу управленческой деятельности по её дальнейшему развитию с учетом индивидуальных особенностей.
Таким образом, школа выстраивает воспитательное пространство, объединяя педагогов, родителей и учеников, используя позицию совместной деятельности. Воспитательное пространство выступает как живая, открытая, находящаяся в динамическом состоянии система.
Список литературы
Д.В.Григорьев П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011
Д.В.Григорьев П.В.Степанов «Программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011
Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации