Открытый урок по обществознанию на тему « Этнические общности »


Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Крымский индустриально-строительный техникум»
Открытый урок по обществознанию (включая право и экономику) на тему
« Этнические общности »
Подготовила и провела
Преподаватель истории
Стефаниди Х.А..
Гр. 115 8.02.2016
Используемые технологии:
Технология компетентностного подхода
Технологии проблемно-диалогического обучения
Здоровьесберегающие технологии
2016
Учебно-методическая карта урока
ДИСЦИПЛИНА : Обществознание
Тема урока Этнические общности
Тип урока урок формирования новых знаний
Вид урока проблемно-диалогический
Методика диагностика толерантного поведения по организации профилактики проявлений экстремистского поведения среди молодежи в образовательном учреждении.
Используемые технологии: технология компетентностного подхода; технология проблемно-диалогического обучения; здоровьесберегающие технологии обеспечиваются сменой деятельности обучающихсяЦели урока:
Углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.
Образовательные: формирование у обучающихся понятия об этнических общностях, национальном менталитете, этническом многообразии современного мира;
Развивающие: развивать умение работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, развитие критического мышления.
Личностные: способствовать формированию активной жизненной позиции; подвести к пониманию важности взаимопонимания между людьми различных национальностей и предотвращения межнациональных конфликтов;
Способствовать воспитанию и учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику другой национальности.
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине
Межпредметные связи :литература, география
Основные понятия: этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений, племя, народность.
Оборудование: карта мира.
Мультимедийнаяустановка, компьютер, экран
Презентация « Сила России – в единстве народа».
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность
обучающихся Дополнения
1
2
3
Организаци-онный момент
Метод:
Словесный
Целеполага-нияМетод: мотивацион-ныйСообщение новых знаний
Методы:сло- весно – дедук-тивныйМетод проблемно-диалогического обучения
Метод диагностики на толерантность
Домашнее задание Приветствует обуча-
чающихся и гостей
,знакомит с планом урока
1Этническая общность и этническое самосознание
2.Национальная политика РФ
3.Потриотизм и национализм как различать
Деятельностные цели для студентов:
2.1 Знакомство с характеристикой новых терминов: патриотизм, шовинизм и толерантность
2.2.Проблемное задание для учащихся –Выяснить, можно ли жить без национальных конфликтов.
Предлагает студен-там определить значение понятий национализм и патриотизм, шовинизм и толерантность.
Тест на толерантность, терпимость Участники и гости занимают места в кабинете
1.Вводное слово преподавателя по теме.
Работа по группам по индивидуальным заданиям
Первая группа работает по вопросам:
1.Какие нации инароды живут в современном мире
2.Какую роль играли государства в складывании наций.
3.Что такое национальное самосознание
По 2 вопросу плана урока работа группы с Конституцией РФ
«Межнациональное сотрудничество в современном мире» заслушано сообщение учащегося.
Работа с учебником стр.266
Работа с тестом в группе
-Продумать вопрос: каковы причины национальных конфликтов? 2 мин
2мин
2мин
2мин
2 мин
2мин
2мин
5мин
3 мин.
7мин
1.Вступительное слово преподавателя: Сегодня мы будем говорить о том, что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?
Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего около 200. Следовательно, почти все они многонациональные.
Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.
Работа по плану
1.Этническая общность и этническое самосознание.
2.Национальная политика РФ.
3.Патриотизм и национализм: как различать
2.Актуализация знаний по теме:
Организация работы по группам, по заранее подготовленным индивидуальным заданиям.
-Какие нации и народы живут в современном мире?
-Какую роль играли государства в складывании наций?
-Что такое, на ваш взгляд, национальное самосознание.
-Что такое и для чего необходима национальная политика государств?
На доске для обучающихся дается определение понятия: «этническая общность». Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация), обладающих самосознанием и исторической памятью, общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
Обратимся к статистике: в числе Героев Советского Союза были 8160 украинцев, 2069 украинцев, 309 белоруссов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин и другие. Это был общий вклад в Великую победу.
Работа группы по Конституции России. Внимательно изучаем статьи Конституции России о национальных отношениях.
Статья 26.
1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27.
1.Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2.Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 29.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2.Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3.Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4.Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статья 69.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Работа по заданию для второй группы.
-Почему приняты законы,касающиеся национальности человека?
-Почему для нашей страны важно решение национальноговопроса?
-Почему отдельно выведены права малых народов?
Вывод по данному разделу:
Национальная политика в РФ представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России, в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.
3.Патриотизм и национализм: как различить
Вопрос к классу: что такое патриотизм?
ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриотизм ( от греч. Соотечественник, родина) – любовь к Родине; привязанность к месту жительства, к месту своего рождения.Обратить внимание : в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.
ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.
Понятие толерантности
: А теперь давайте поговорим о толерантности (карточка с термином размещается на доске). Вам знакомо это слово?
Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова толерантность с других языков
язык Перевод на русский язык
английский Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь
французский Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов
китайский Проявление великодушия в отношении других
арабский Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
персидский Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению
Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. (ученики предлагают свои варианты)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.
Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.
Дополнительный материал
Межнациональное сотрудничество в современном мире.
Научно-техническая революция предполагает как специализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам тесно в рамках даже крупного государства. Идет процесс экономической интеграции, вместе с ним и процесс сближения народов.
Яркий пример – Европейский союз (ЕС), объединяющий ныне 25 государств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 языках. Введены единое европейское гражданство, единая валюта – евро. Регулярно проводятся выборы в Европейский парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами-участницами ЕС. На случай конфликтов, для решения сложных проблем организована третья власть – Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. Существует и другой путь межнациональной интеграции.
Так, в США нет административного деления страны на отдельные национальные образования. Государство на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию(самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений: экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интресам. В рамках нашего государства люди разных национальностей свободно существуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминальный характер. Всякая дискриминация (принижение,умаление) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.
Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
«Понимание, терпимость – плоды высшей культуры…
Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг
друга, подать руки – вот наш путь».
Александр Меня
Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.
В межнациональных конфликтах гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в спаде производства, в росте инфляции, цен, в безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т.п. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.
Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывает у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.
История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные причины часто скрыты от массового сознания, то главным виновником чаще представляются люди другой национальности. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление.
Свое крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистским режимом. Идея искоренения «неполноценных рас» вылилась в практику геноцида – истребления целых групп населения по национальному признаку.
Мы говорили о толерантности, т.е.терпимость, по самой своей сути непримирима к человеконенавистническим взглядам и действиям, к фашизму, терроризму, религиозному фанатизму.
Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовая часть мирового сообщества осознала и признала ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к национальному достоинству, в добровольном поиске согласия (консесуса) по спорным вопросам, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности заключаетсяодно из главных условий свободы любого народа.
Культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности, их национального сомосознания, языка, обычаев, исключает малейшее проявление национального недоверия, вражды.
Просмотр презентации
Работа с учебником: учебник стр. 266-274 ответить на вопросы:
Что такое этнос? Каковы его признаки?
Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?
Практические выводы.
Постарайтесь усвоить простейшие, но вечные истины: - природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах; - нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди.
Патриотизм – высоконравственное чувство гражданина. И не следует выставлять их напоказ, тем более речь идет об особом чувстве – о любви к Родине. Патриотизм – в нашем честном труде на благо Отечества, в глубоком знании его корней, культуры, традиций, в нашем стремлении сберечь дарованную судьбой землю, родную природу, окружающую природу.
Тест на толерантность, терпимость.
1.Ваш знакомый(ая) обещали пойти с Вами в кино и у него появилась причина не идти. Вы?
-расстанетесь
-выговорите
-поймете без обьяснений2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
-чтобы играли и те, кто еще не знает правил
-чтобы участвовали только те ,кто хорошо играет
3.Спокойно ли воспринимаете неприятную для вас новость?
-нет
-да
4.Раздражают ли вас люди,которые в общественных местахпоявляются нетрезвыми?
-мне всегда были неприятны люди, которыене умеют себя контролировать
-если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует
5.Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иной чем у вас профессией,положением,обычаями?
-мне не трудно это сделать
-я не обращаю внимания на такие вещи
6.Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
-мне не нравятся ни сами шутки,ни шутники
-если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере
7.Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
-да
-нет
8.Вы приводите в кампанию друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
-мне честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня
-я лишь радуюсь за него
9.В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?
-вступаете в спор
-уходите пораньше под благовидным предлогом.
10.Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, однако ее не поддержали.Расстроитесь?
-да
-нет
11.Вы переплатили за покупку, как поступите?
-начнете рвать и метать
-особо переживать не станете
-что отдал, то твое.
12.Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня
-интересен. Если приехал на время
-интересный собеседник
-источник новых знаний
13.Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен-это для меня
-вызов-способ доказать свое мнение
-просто разговор
14.Я думаю, что отношения между людьми разных религий
-это вызов
-это допустимо, но мне не нравится
-приемлемо
Примечание:
Если присутствует много прочерков, то не сформирована толерантная позиция или присутствует негативное отношение к тестированию.
Низкий уровень толерантности - 1-3 балла,
Невысокий – 4-6 баллов, 7-9 баллов,
Высокий – 10-12 баллов.
Домашнее задание: Уч.стр.266-270. Продумать вопрос – сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявилось?