ИГРА — ПУТЬ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА


                                             « Игра - путь детей к познанию мира, в котором
                                               они живут и который призваны изменить».
                                                                                                М. Горький.
             
В  современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. Человек буквально летит стрелой по жизни. Во всех сферах бытия произошли кардинальные изменения, не исключение и образование. В УЗ в настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам, одновременно преследуя цели и адаптации подростка к новым условиям, проводя различные конкурсы,  олимпиады и другие игровые технологии.Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.
Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным норма. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. 
Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии,используемые на уроках обществознания. Каждый обучающий хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.
    Дидактическая игра является одной из эффективных  форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых  дат,  исторических имен и других событий.Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние.  Я считаю, что учитель,  использующий дидактическую игру на уроке, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
В процессе игры у обучащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
     Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением.  Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.
Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условиях ситуации. Игра побуждает учащихся перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» условный или знакомый чей-то образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев, учащиеся моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностнозначимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.
Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности учащихся к восприятию, сопереживанию.
Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А.С.Макаренко, В.Н.Сухомлинский и другие. Организация игр – не всегда простое занятие. Быть может, учитель загорится идеей игр и начнет активно внедрять их на уроках. Но не тут-то было: первые, же попытки организовать игру обнаружат много проблем.
Во-первых, дисциплина: азарт игры может превратить урок в шумное мероприятие. Во-вторых, серьезное отклонение от предмета. Ведь учитель должен дать детям знания, а они должны быть научны. А игра? Она может внести хаос в процесс обучения. Оценка в игре – еще одна проблема. Если ставить оценки, то как, за что, где критерий объективности?
Таким образом, много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т.д.
     Я убедился, что на  уроках с применением игры  ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации.Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашем техникуме довольно много.
   Когда же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения.
Игровую форму можно и должно отнести к групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности.
Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов.
     В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому я полагаю, что дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.
Дидактические игры на уроках обществознания предназначены для обычных подростков, они не требуют особой материальной базы и технической подготовки. Игры требуют разной степени самостоятельности – от игр «с самим собой», до состязательных. Роль учителя на таких уроках складывается из следующих операций:
обозначение времени;
определение места (расстановка парт, формирование групп);
подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, демонстрационные материалы);
ролевое распределение;
внесение элементов новизны;
эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);
общее руководство.
Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.
 В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется   возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед одноклассниками. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников.
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке истории могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
Наиболее часто в обучении обществознания  используют так называемые ролевые и деловые игры.  В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других участников игры.
Само участие подростка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления.
Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера на занятии в группе. Преподавателю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников.
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Исходя,  из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:
вызвать интерес к теме;
спровоцировать потребность работы с учебной литературой;
направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса.
Если говорить о классифицировании, то очевидно классифицировать игровые уроки  сложно. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности. Если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-исследования).
Ещё Архимед признал игру ведущей деятельностью ребёнка. Он впервые классифицировал её, разделив на естественную и искусственную.
      Игра обучает не прямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате чего каждый ребёнок достигает своей ступени развития, использует огромные личные резервы.
     В центр выдвигается задача общего психического развития, формирование ума, воли, чувств детей.
      Игровые методы многообразны, вариативны: материал может раскрываться как от общего к частному, так и от частного к общему.
     Игровые формы динамичны, гибки. Из урока в урок формы могут оставаться, меняется лишь содержание. Даже в этом случае урок приобретает новый характер. Подача материала происходит ненавязчиво, в доброй эмоциональной среде.
В современном образовании уроки в зависимости от цели бывают:
 урок усвоения;
 урок усовершенствования ЗУН;
 урок повторения, обобщения;
 урок контроля и коррекции;
комбинированные уроки.
В зависимости от цели урока, ориентируясь на его содержание, на реальные возможности детей, подбираются методические игры. Они могут быть растянуты во времени или занимать лишь один этап урока. Игра может быть фронтальной, групповой или индивидуальной. Контроль как внутренний, так и внешний.
Подбирая и комбинируя методы можно добиться главной цели: вызвать интерес к теме, спровоцировать потребность работы с учебной литературой, направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. При таком подходе ребята начинают чётко понимать разницу понятий «оценка» и «отметка». Заработать отметку очень просто – это всего лишь цифра в журнале, а вот оценку надо заработать, она может быть устной, минутной, но очень дорогой, она влияет на самоуважение и самоутверждение. Доверие – один из самых мощных стимулов. Это влияет на результат игры.
Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по содержанию должны чередоваться.
Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию  материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному.
Игровой характер при проведении уроков  должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
В процессе игры учащиеся должны  грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
Исходя из своего опыта,  считаю, что игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
  Я часто применяю на своих уроках деловые и ролевые игры.
   В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. Если говорить о деловых играх то,  их отличительными свойствами являются:
   моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
   поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
 наличие конфликтных ситуаций;
 обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
   использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
    контроль игрового времени;
    элементы состязательности;
  правила системы оценок хода и результатов игры.
Тесным образом деловая игра (приложение 1.) связана и  с ролевой игрой (приложение 2). Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.
   Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:    
имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального  действия;
ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
 условные, посвящённые разрешению, например, учебных или
            производственных конфликтов и т.д.
      Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.
     Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
    На первом этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.
      Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.
    Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
  На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
     При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
     Говоря о большом воспитательном и познавательном значении игр, следует указать на важную роль преподавателя при их организации. Прежде всего, он должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащихся. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать самостоятельно. Потом проводится конкурс на лучшую игру.
    Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
    Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся  на уроках?  Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?
И, на мой взгляд, необходимо.
Результатом систематического использования игры на уроках обществознания рассматривается возрастающий интерес ученика не только к своему предмету, но и к самому себе, результатам своей деятельности.
По мере того, как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей, у него возникает интерес не только к процессу, но и к результатам. Этот интерес становится основным мотивом учебной деятельности. Он свидетельствует о формировании личности, способной определить свои жизненные позиции, отношение к окружающему миру. Игра не позволяет выпасть из творческого поиска не только ученику, но и учителю. У педагога возникает потребность в педагогическом творчестве, это становится нормой работы.
Конечно, дидактические игры, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому я считаю,  практиковать такие уроки следует всем учителям.     Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру  материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
        Использование на уроках  дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.
Азбука бизнеса. Познавательная игра. Выборы. Политико-правовая игра. Голубоглазые и кареглазые. Игра (о расов. дискр-ции). Команда президента. Интел. игра. Мнение жителей города (предотвр-ние прав-ний у детей). Рол. игра. На тропе белой смерти. Игра. (Соц. нормы и отклон. пов-е). Рекламный рай. Экономич. игра. Ролевые игры и ситуации по гражд-нию. Суд над наркоманией. Хочу отказаться от военной службы по убеждениям. Ролев. игра.