Урок математики в 5 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число


Урок по математике в 5 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида, 2012 год.
Автор: учитель математики Борисенко Виолетта Николаевна
Данный материал может быть использован на уроках математики в 5 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Тема: Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число.
Интеграция с предметом: природоведение по теме
«Экологическая безопасность».
Цель урока: формирование вычислительных навыков.
Задачи:
- формировать вычислительные навыки;
учитьприменять знания о природе в разных ситуациях;
развивать мышление и речь путем беседы, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
- воспитывать экологическую культуру воспитанника.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, презентация, индивидуальные карточки, танграммы.
Ход урока
I.Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом и так - целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II.Актуализация знаний. (Слайд 2).
-Найдите значения выражений и расшифруйте обращение.
320 + 510 Б 720 : 8 К 70 х 10 Ч
30 х 2 О 80 : 4 Е 470 + 330 Л
80x4 Н 20x2 В 50x2 Т
250+550 А 800 : 10 И 320 20
800 60 40 80 100 20
830 800 830 60 700 20 90
Как вы думаете, кто мог дать такой совет?
Ответ детей: природа.
- Правильно! Это природа.
- Посмотрите, ребята, на доску. (Слайд 3)
- Как природа разукрасила бабочек? Какие они красивые.

- Из каких геометрических фигур состоит бабочка? ( Ответы детей)
Бабочек — насчитывают 140 тысяч видов.( Слайд 4). Распространены они по всему свету. В России обитает несколько тысяч видов бабочек.Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние люди недаром называли их летающими цветами - до того они красивы.
Бабочки стали приносить людям пользу около 7000 лет назад. Существует легенда о том, как впервые люди узнали о шёлковой нити. Императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон, принятый ею за какой-то дивный плод. Он случайно выпал из её рук в чашку с чаем и от жидкости размяк. В течение многих тысячелетий в Китае разводят эту бабочку. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота. Однако шёлк не единственный дар тутового шелкопряда людям: из его куколок сравнительно недавно начали выделять масло, используемое как лекарство для лечения рака.(Слайд 5).
- Но сейчас очень много видов бабочек исчезло.
III. Постановка цели и задач урока.
Почему все чаще говорят по телевидению, пишут в газетах и учебниках о том, что нужно обратить внимание на проблемы природы?
А какие проблемы природы можете назвать вы?
Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой. А еще будем решать задачи и примеры, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.
IV.Работа по теме урока (Слайд 6)
-Что такое экология? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.)
Экология изучает как растения, так и животные, в том числе и людей, которые живут рядом, влияя друг на друга и на окружающую среду.
Но давайте совершим заочное путешествие в лес.
Послушайте экологический рассказ. (Слайд 7).
Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже приемник. Веселой музыкой мы оповестили лес - мы приехали.
Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, мы взяли его с собой, С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой.
-Перечислите ошибки, которые допустили школьники во время прогулки.(Слайд 8).
V.Физкультминутка. (Слайд 9).
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали Дружно, веселее.
По коленочкам ударим Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись
И остановились.
VI.Продолжение работы по теме урока.
-Предлагаю ребята решить экологическую задачу.(Слайд 10).
Задача.
Для семьи из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха.
Сколько килограммов воздуха требуется для семьи из 5 человек?
- Разбор задачи.
Что нужно узнать в задаче?
Можем сразу ответить на поставленный вопрос?
Что нужно узнать?
Как узнать, сколько воздуха нужно на 1 человека?
Как узнать, сколько воздуха требуется для семьи из 5 человек?
Составляемкраткую запись:
3 чел. - 51 кг
5чел.-?кг
1чел.-?кг
Решение:
1)51 : 3 = 17 (кг) - для одного человека
2)17 х 5 = 85 (кг) - для 5 человек
Ответ: для семьи из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.
- Работа по учебнику стр. 161 № 755 (2).
Решим примеры, данные в учебнике. (Обучающиеся выполняют задание у доски «ручейком»).
VII.Закрепление изученного материала.
-Индивидуальные карточки.
Отгадайте слово. Выполните действий.
Расположите числа в порядке возрастания, и вы сможете прочитать слово:
Л 94:2 + 70:7 =Г 54:6 + 9x8 = К 7x9 – 8x4 =
О 17x3 + 3 =Э 6x8:4 =О 35x2-18:2 =
СЛОВО:
Р 120:6+50 = О 8х8 +9= Д 70:7 +10х10= Р 60:6 +30х2=
И 90: 9+80= П 6х5 +25= А 320+50 +20=
СЛОВО:
В100+120:2 = Л 320:8 +52 = О 324- 121 =
Е6х8+ 12 = Ч 180:9 +10 х2 = Е 6 х5 +10 х3 =
К 150 +(100 +50) =
СЛОВО:
Ы 489 – 89 = Т(350 -50) – 100 = Н 9х9+200 =
В 7х7 + 7х3 = Ж20х2 – 2х5 = И 100 – 8х5 =
О 360:6 +160:4 = Е400: 8 +300 =
СЛОВО:
- Какие слова у вас получились?
-Чем занимается эколог? (Эколог - человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. Следит за тем, чтобы не нарушались экологические законы.)
Экология - наука о нашем общем доме (природе) и о законах, по которым мы в нем живем.(Слайд 11, 12,13).
(Дети читаю стихотворение)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живет в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
-Работа по танграммам.(Слайд 15).
( Составление из геометрических фигур животных).
- Какие животные у вас получились?
VIII.Домашнее задание.
IX.Итог урока.(Слайд 16).
О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?
Какие задания решали?
Какой вред природе может принести человек своей деятельностью?
Важно знать, предвидеть, что может случиться. Всегда нужно беречь природу, относиться к ней бережно.
Природа – это математика.
Ее спиральные туманности вдали
Рисуют траекторий графики,
А мы читаем их с Земли.
Литература:
1. М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика 5 класс.
М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика 5 класс.2. Ф.Р. Залялетдинова, Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.3. С.Е. Степурина, Математика 5 – 6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.4. М.Н. Ляшова, Математика: открытые уроки. 2. Ф.Р. Залялетдинова, Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
3. С.Е. Степурина, Математика 5 – 6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.
4. М.Н. Ляшова, Математика: открытые уроки.