УРОК НА ТЕМУ: ОПЫЛЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ


ТЕМА УРОКА: Способы опыления у покрытосеменных растений.
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Сформировать у учащихся понятие «опыление»
2. Познакомить с особенностями приспособления цветков к
опылению различными способами.
3. Выяснить биологическую сущность и практическое значение
опыления.
4. Развитие на уроке памяти, речи, логического мышления.

ХОД УРОКА:

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА:

Вопросы:
1. Какие типы размножения растений вам известны?
2. При помощи, каких органов происходит вегетативное размножение?
3. При помощи, каких органов происходит половое размножение?
4. Из какого органа образуются плоды и семена?
5. Какие условия необходимы, чтобы образовались плоды и семена?
6. Каково строение цветка?

Со строением цветка мы познакомились. Теперь нам предстоит выяснить, как происходит опыление у цветковых растений.

ТЕМА: Опыление у цветковых растений.

Опыление связано с главными частями цветка.

Вопросы:
1. Назовите главные части цветка.
2. Что же такое опыление?

ОПЫЛЕНИЕ – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

В природе существует два основных вида опыления:
а) самоопыление
б) перекрестное опыление

РАБОТА ПО СХЕМАМ: КОДОСКОП

Попробуйте составить правила.

1. Что такое самоопыление?
2. Что такое перекрестное опыление?





САМООПЫЛЕНИЕ
ПЕРЕКРЕСТНОЕ




Это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика этого же цветка.
Это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.




РАБОТА ПО РАЗДАТОЧНОМУ МАТЕРИАЛУ:

I вариант
II вариант

ОСОБЕННОСТИ САМООПЫЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕКРЕСТНОГО

1. Пыльца попадает с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.
1. Пыльца попадает с тычинок на рыльце пестика другого цветка.

2. Сливаются половые клетки, которые образуются на одном растении.
2. Сливаются половые клетки, которые образуются на разных растениях.

3. Половые клетки имеют одинаковые наследственные признаки.
3. Половые клетки имеют разные наследственные признаки.

4. Потомство похоже на родительское растение. Оно менее жизнеспособно.
4. Потомство приобретает новые признаки и свойства, которых не было у родителей. Оно более жизнеспособно.


ПРОВЕРКА:

1. Назовите признаки самоопыляемых растений.
2. Назовите признаки перекрестноопыляемых растений.

ДОПОЛНЕНИЕ

В природе перекрестное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление.
Более того, у растений выработались специальные приспособления, затрудняющие самоопыление, или делающие его невозможным.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

1. Тычинки и пестики на одном цветке созревают не одновременно.
2. Тычинки и пестики находятся в разных цветках.

Вопрос: Как называются такие цветки? (Огурец, арбуз, кукуруза, орешник)

3. Тычинки бывают короче пестиков.
4. Невозможно самоопыление у двудомных растений.
Вопрос:
А) Почему? (Пестичные и тычиночные цветки на разных растениях)
Б) Назовите примеры. (Тополь, ива)

Пыльца у покрытосеменных растений может переноситься разными способами.
Чтобы выяснить, какие бывают виды перекрестного опыления, какими признаками обладают растения, которые опыляются данными видами опыления, посмотрим сказку.
ЗАДАНИЕ:
Прослушав сказку, вы должны заполнить данную таблицу. Записать признаки.

СКАЗКА:

Автор: В растительном царстве, в Покрытосеменном государстве жил-был царь-батюшка Урожай. Была у него дочь по имени Урожаюшка.
Злая колдунья заколдовала Урожаюшку. Стало пустынно и грустно вокруг. Царь Урожай, разбитый горем, издал Указ:
УКАЗ: Тот, кто узнает секрет растений: почему один год урожайный, а другой неурожайный, поможет расколдовать дочь Урожаюшку, тому царь отдаст в жены дочь, да полцарства в придачу.
Поскакали гонцы во все концы, в надежде узнать секрет растений.
Совершим и мы путешествие вместе с Иваном царевичем, которому подарили шапку-невидимку и волшебные уши, которые способны понимать язык растений и животных.
Долго шел Иван царевич, пока перед ним открылась красивая картина

Иван царевич Долина вся в цветах
Над этими цветами
Рой пестрых бабочек
И пчел миллионный рой.

ПЕСНЯ Мохнатый шмель
На душистый хмель
Он уселся там на цветки
Порхают бабочки здесь
Да и пчел всех не счесть
Чем влекут их эти цветы?
Автор: Решил отдохнуть Иван-царевич. Да ради интереса надел шапку-невидимку и волшебные уши. О чудо! Он услышал ответ на свой вопрос.


Энтомофилы Ведь у наших цветков
Яркий венчик лепестков
В тычинках много липкой пыльцы
Есть нектар и аромат испускают цветки
Значит энтомофилы все мы.

Энтомофил 1 Да! Мы опыляемся насекомыми. Такое опыление называется

Все ЭНТОМОФИЛИЯ

Энтомофил 2 В наших железах-нектарниках образуется много нектара, сладковатой жидкости, которая является пищей для насекомых. У некоторых цветков нектар капает целыми каплями.
Энтомофил 3 Посмотрите, какие мы модные! У нас яркая окраска лепестков. Мы можем быть желтыми, оранжевыми, синими, белыми. Одиночные цветки крупные, а мелкие собраны в соцветия.
Энтомофил 1 Мы издаем аромат, который насекомые чувствуют на большом расстоянии. Только некоторые цветки, которые опыляются мухами, издают запах тухлого мяса.
Энтомофил 2 Пыльца у нас липкая, шероховатая, легко прилипает к насекомым-опылителям.
Автор: И разгорелся между растениями спор, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Зоофил 1 Ну, конечно, вы, энтомофилы, модницы! Привлекаете к себе многих насекомых. Каждое норовит сесть на вас.
А вот мы, зоофилы, опыляемся не какими-нибудь мелкими букашками, а настоящими зверьми – млекопитающими. Поэтому мы называемся

Все ЗООФИЛЫ, а опыление, которое у нас происходит
ЗООФИЛИЯ

Энтомофил 3 Зверями? Как же ваши цветоножки выдерживают их?
Энтомофил 2 Каким образом они вас находят?
Зоофил 2 У нас для этого есть свои приспособления. У одних растений цветки белые, закрыты днем и открываются ночью. Они источают сильный аромат, привлекая к себе местных крыс.
Энтомофил 1 Фу, крыс!
Зоофил 1 Ну и что? Это довольно привлекательные животные.
Зоофил 2 Но цветки могут быть и другого цвета: зеленовато-желтого, фиолетового.
Зоофил 1 Наши цветки имеют прочный околоцветник и посадочные площадки в виде толстых цветоножек, чтобы они выдерживали животных.
Зоофил 2 В цветке образуется много слизистого нектара.



Зоофил 1 Если цветки опыляются летучими мышами, они имеют затхлый запах, который похож на запах, издающий железами летучих мышей.
Энтомофил 2 Вот удивили! Но и среди нас, энтомофилов, есть цветки, которые опыляются только определенными насекомыми.

Львиный зев Я, львиный зев, не могу опыляться любым насекомым. Мой цветок состоит из двух губ: верхней и нижней. Он всегда закрыт. Под весом любого насекомого он не раскрывается. Для этого нужно насекомое с большим весом. Такое, как шмель. Шмель садится на нижнюю губу, она свисает вниз, цветок открывается, он проникает во внутрь цветка, достает нектар. На его брюшко, лапки попадает пыльца и переносится на другой цветок.

Клевер Мы тоже благодарны шмелям за свой труд. Так как если бы не они, мы могли бы исчезнуть с лица Земли. Мне рассказывала бабушка, что когда была открыта Австралия, переселенцы посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но но семян не давал. То есть он не размножался. Каждый раз для сева приходилось завозить семена из Англии. Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, которые опыляют эти растения. Как только в Австралию завезли шмелей, стало происходить опыление и оплодотворение, образовались семена. Так пропала необходимость завоза семян из Англии.

Орнитофил 1 Вот расхвастались! Мы, растения, у которых воронковидные цветки, тоже не лыком шиты. Нас просто так не опылишь. Ведь наши лепестки венчика срослись в трубочку, тычинки и пестик сидят глубоко в цветке. Не каждая букашка долетит и не каждый зверь долезет до нектарников, спрятанных у нас внутри. Мы большие друзья с птицами. Ими опыляются самые высокие растения – эвкалипты.
Жители пустынь – кактусы и алоэ. Птицами опыляются некоторые виды акаций и фукций.
Зоофил 1 Вот придумали! Ха! Ха! Смешно даже!
Зоофил 2 Вы что, скрываете в себе насекомых, лягушек грызунов или склад семян, которыми питаются пернатые?
Орнитофил 2 Вовсе нет! Какое невежество! Никаких познаний в биологии! Есть птицы, которые для питания используют нектар. Это, например, колибри, нектарницы.
Орнитофил 1 Они находят нас не по запаху, у нас его нет. Да и у птиц органы обоняния плохо развиты.
Орнитофил 2 Зато у нас яркая окраска лепестков. Причем, по сравнению с энтомофилами, у нас в первую очередь лепестки венчика имеют ярко красную окраску. Но она может быть и оранжевой и фиолетовой. Такая окраска видна издали и привлекает птиц.
Орнитофил 1 У нас водянистый слизистый нектар. Его очень много.


Орнитофил 2 Мелкие птицы порхают в воздухе, посасывая нектар из цветков, не садясь на них. Они обладают длинным клювом, которым достают нектар. Перелетая с одного цветка на другой, они опыляют нас. Такое опыление назвали
Все ОРНИТОФИЛИЯ
А нас
Все ОРНИТОФИЛЫ
Анемофил Боже! Нет более глупых существ, чем вы на нашей планете! Без этих живых тварей: букашек, пчел, бабочек, птиц и тем более крыс и летучих мышей вы ничто на этой планете! Наша экология становится все хуже и хуже. Вымрут они, и вы за ними.
Толи дело мы! Анемофилы! Опыляемся ветром. За нами будущее! Ведь что- что, а ветер всегда будет в природе!
Энтомофил 1 Как ветер может вас опылить! Это абсурд!
Орнитофил 2 У ветра что, есть лапки, хоботок, клюв? Боже мой, ветром!
Зоофил 2 И какие для этого у вас есть приспособления?
Анемофил Говорить вам об этом, ниже моего достоинства! Если вам так уж это интересно, прочитайте в справочнике.

КНИГА Для нас с вами справочником является книга
Вопрос:
1. Найдите признаки ветроопыляемых растений то есть анемофилов.

ПРОВЕРКА:

ПРИЗНАКИ АНЕМОФИЛОВ

1. Цветки невзрачные;
2. Цветки мелкие, собраны в соцветия;
3. Рыльца перистые;
4. Пыльники на длинных свисающих нитях;
5. Пыльца легкая, сухая, мелкая, ее много.

Автор И неизвестно, чем закончился и сколько бы продолжался этот спор, если бы не появилась царица всего зеленого царства Флора.
Флора Тихо! Тихо! Что это вы так расшумелись сегодня? Угомонитесь! Как не стыдно? Разве имеет хоть какое то значение, как и кем происходит опыление?
Важно то, чтобы оно произошло. За опылением наступает оплодотворение, и тогда только образуются плоды и семена. Только в этом случае вы сможете размножаться и жить вечно на Земле! Да и человек будет собирать большие урожаи.
А людям просто нужно задуматься. Ведь если и дальше природа будет загрязняться и уничтожаться, то они могут остаться и без животных и без растений.
Иван-царевич Понял! Понял! Чтобы был урожай, нужно, чтобы у цветков произошло опыление и оплодотворение.



Автор Возвратился Иван-царевич к царю Урожаю. Рассказал секрет растений, расколдовал дочь Урожаюшку. Стали они жить поживать да добра наживать.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Вопросы:
1. Что такое опыление?
ТЕТРАДЬ
2. На какие группы делится опыление?

СХЕМА ТЕТРАДЬ
ОПЫЛЕНИЕ13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






САМООПЫЛЕНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ

3. Что такое самоопыление?
4. Что такое перекрестное опыление?

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕТРАДЬ

5. Какое опыление преобладает у покрытосеменных?
6. Пыльца может переноситься разными способами, поэтому существует несколько видов перекрестного опыления. Вспомните сказку. Назовите виды опыления.
7. Сколько видов опыления мы узнали?

СХЕМА ТЕТРАДЬ

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





РАБОТА С ТЕРМИНАМИ:

1. Читаем термин хором
2. Записываем термин в схему, объясняем его кратко (все термины)
3. Составьте правило по каждому термину.
4. Закончить предложения:
а) Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого
цветка, называется
б) Перенос пыльцы птицам, называется
в) Перенос, пыльцы животными, называется
г) Перенос, пыльцы водой, называется
д) Перенос, пыльцы ветром, называется

5. ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ПЕРЕКРЕСТНОГО ОПЫЛЕНИЯ:

а) По картинкам (Бабочки, летучие мыши, Колибри)

ЭНТОМОФИЛИЯ СООБЩЕНИЕ

Цветы всегда привлекали к себе внимание человека. Религии разных стран по своему объясняли значение цветов в природе, часто приписывая цветам божественное происхождение.
Предполагалось, что боги одели растения в прекрасные яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного и чистое от порочного.
Сладкий сок – нектар в цветах считался божественным напитком, приносящим вечную юность тем, кто его вкусит. В древней греческой легенде говорится, что боги спрятали нектар в глубине цветов, чтобы люди не заметили и не похитили его, пожелав стать бессмертными, как сами боги.
И лишь кропотливая работа ученых раскрыла тайны цветов и разрушила религиозные сказки. Оказалось, что красота цветов существует не ради человека.
Бесконечное разнообразие цветов объясняется приспособлением их к привлечению насекомых, способствующих перекрестному опылению.

6. Назовите признаки каждого вида опыления УСТНО

а) энтомофилия;
б) зоофилия
в) орнитофилия
г) анемофилия;
д) гидрофилия







7. СРАВНИТЕ ПРИЗНАКИ ЭНТОМОФИЛОВ И АНЕМОФИЛОВ

ЭНТОМОФИЛЫ
АНЕМОФИЛЫ

1. Крупные одиночные цветки
1. Цветки мелкие.

2. Мелкие цветки собраны в соцветия
2. Цветки собраны в соцветия

3. Яркая окраска лепестков венчика
3. Нет яркой окраски лепестков венчика

4. Наличие нектара
4. Нет нектара

5. Наличие аромата
5. Нет аромата

6. Крупная, липкая шероховатая пыльца
6. Мелкая, легкая, сухая пыльца



7. Пыльники на длинных свисающих нитях


8. ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ПЕРЕКРЕСТНОГО ОПЫЛЕНИЯ:

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
А) СТИХОТВОРЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

Колокольчик! Колокольчик! (ЭНТОМОФИЛИЯ)
Неужели это ты?
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы?
Нет, то сонное гуденье
Темных бархатных шмелей,
Шелест трав и струек пенье
В знойном воздухе полей
Колокольчик! Колокольчик!
Что на гибком стебельке
Ты лиловую головку
Клонишь в свежем ветерке?
Может быть, звенишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам
И понятен только пчелам,
Рощам, травам и цветам.

Б) ДРИАНДРА (ЗООФИЛИЯ)

На равнинах Австралии растут кустики дриандры.
Цветки у них очень крупные, растут на расширенном, словно чаша цветоложе, собираясь в соцветие. Дно чаши усеяно чешуйками и наполнено слизистым нектаром. Нектар пахнет сливками, которые чуть-чуть начали скисать.




Кенгуру приходят, и сунув в чашу морду, пьют, «сливовый» нектар, причем пачкают нос пыльцой. Скачут потом к соцветиям другой дриандры и оставляют пыльцу в цветах.


В) ВОРОНКОВИДНЫЕ ЦВЕТЫ (ОРНИТОФИЛИЯ)

В тропических лесах огромное количество растений с воронковидными цветами. У них нет толстых цветоножек - посадочных площадок. Цветки крупные, прочные. Они лишены запаха. Зато окрашены очень ярко. Преобладающий цвет – огненно-красный, особенно в сочетании с другими тонами - черным, фиолетовым, зеленым, белым. В цветках очень много нектара, но он жидкий и слизистый.
Австралийское растение дорианте содержит в каждом своем цветке по рюмке нектара. Слизким соком некоторых цветков даже человек может утолить жажду.
ТИП ОПЫЛЕНИЯ?
У птиц-опылителей клюв длинный, тонкий, часто серповидный. Бахрома хорошо впитывает нектар. Трубчатый язык действует как поршень: втягивая его в рот, птица засасывает цветочный сок через плотно сомкнутый клюв.

Г) РАФФЛЕЗИЯ (ЭНТОМОФИЛИЯ)

1818 году при путешествии вглубь острова Суматра доктор Арнольд и Тома Раффльс увидели перед собой громадный раскинувшийся на земле цветок. Все в этом цветке было необычно.
Диаметр цветка – 1 метр
Масса – 6 килограмм
Толщина мясистых лепестков – 5 см.
Лепестки красного цвета с пятнами более бледного оттенка.
У этого растения не было листьев. Это паразит.
Но самое удивительное то, что вместо присущего всем цветам аромата этот цветок издает отвратительное зловоние. Этот запах сходен с запахами гниющего мяса, служит ей для той же цели, что и многим душистым цветам их тонкие приятные ароматы.
КОГО ПРИВЛЕКАЕТ ЭТОТ ЗАПАХ?
ТИП ОПЫЛЕНИЯ?


9. КОМБИНИРОВАННОЕ ОПЫЛЕНИЕ

Чаще всего у растений происходит либо перекрестное, либо самоопыление.
Но есть растения, цветки которых приспособились сразу к двум видам:
а) перекрестному опылению
б) самоопылению
Примером является:

ГОЛУБАЯ ПЕРЕЛЕСКА

На одном и том же кустике перелески есть мелкие цветы, а есть и вдвое крупнее. Мелкие – только что раскрывшиеся. Значит, эти цветы растут!
У молодого цветка рыльце блестит, но не одна тычинка не пылит. Тычинки и пестик созревают в разное время. Этот цветок ждет насекомого, которое принесет ему пыльцу с другого цветка.
А крупный цветок не ждет насекомого. У него пылит последний круг тычинок. И, любопытно, тычинки нагнулись пыльниками к рыльцам. Он, очевидно, цвел в дурную погоду, и ему пришлось опылять себя собственной пыльцой. Но какие длинные эти тычинки! Соседний круг покороче, потом еще короче. А крайний круг, те, которые пылили первыми, короче всех! В то время цветок был маленьким. Так вот почему растут лепестки! Ведь они смыкаются на ночь, чтобы защищать собой тычинки. И каждую ночь им приходится укрывать все более длинные тычинки. И самим им приходится удлиняться.

10. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, НЕ ДОПУСКАЮЩИЕ САМООПЫЛЕНИЯ

У многих растений происходит перекрестное опыление. У них возникли приспособления, чтобы не происходило самоопыление.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
А) У знакомой нам голубой перелески в цветке есть и тычинки и пестик. Почему у них не происходит сразу самоопыление, а только в том случае, если цветок остается неопыленным?
(Тычинки и пестик созревают в разное время)

Б) Тычинки и пестики в цветках кукурузы созревают одновременно. Почему у кукурузы не происходит самоопыление?
(Раздельнополые цветки)

В) Почему невозможно самоопыление у тополя и ивы, ведь у них есть и тычиночные и пестичные цветки?
(Двудомные растения)

Г) Нельзя сказать, что медуница привлекательное растение. Но оно оригинально: на одном и том же стебле цветки разного цвета: розовые, голубые, синие, фиолетовые. Начинает цветок свою жизнь розовым, а голубеет он уже после
опыления. И тогда прекращается выделение меда. Любопытно, что насекомые не посещают никаких других цветков медуницы, кроме розовых. Розовый цвет для них вывеска: «мед имеется».
Есть у цветков медуницы еще одна особенность. У них есть и тычинки и пестик. Но никогда в цветке не происходит самоопыление. ПОЧЕМУ?




У одних цветков тычинки выше пестиков.
У других цветков пестики гораздо выше тычинок.


В любом случае цветки приспособлены к тому, чтобы опыление происходило между разными растениями.
(разная длина тычинок и пестиков)




11. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, НЕ ДОПУСКАЮЩИЕ САМООПЫЛЕНИЯ

1. Раздельнополые цветки;
2. Двудомные растения;
3. Разное время созревания тычинок и пестиков;
4. Разная длина тычинок и пестиков.








































Урок на тему:
«ОПЫЛЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»
6 класс






Учитель высшей квалификационной категории
ГОЛУБОВА О.А.
АНЕМОФИЛИЯ

ГИДРОФИЛИЯ

ЭНТОМОФИЛИЯ

ЗООФИЛИЯ

ОРНИТОФИЛИЯЯЯ



15