Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме Опыление у Цветковых растений



Урок-исследование по теме
«Опыление у Цветковых растений»
Цель урока: Познакомить учащихся с процессом опыления, видами и способами опыления, научить определять признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.
Задачи урока:
1 – образовательные: обобщить знания о цветке как органе семенного размножения;
познакомить с типами опыления цветковых растений, приспособленностью растений к самоопылению, опылению насекомыми, ветром.
2 – воспитательные: формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.
3 – развивающие: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; продолжить развивать познавательный интерес к биологии, навыки самостоятельной работы и работы в малых группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Проектор, доска, интерактивная доска, таблицы, схемы-аппликации, карточки-задания, тесты, электронная презентация, листки самоконтроля, учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл., тетради.
Технологическая карта урока:
№ Этапы урока Приём урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Предварительная подготовка Перед началом урока Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Раздаёт каждому учащемуся схемы, карточки-задания, листки самоконтроля. Пишет на доске тему урока и цель урока. Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и раздаче материалов
Ход урока 2 Организационный момент Приветствие.
Определение целей и задач урока 2 мин Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
3 Повторение изученного материала
1 задание Работа в мини-группах с цветными аппликациями-схемами
Проверка и оценка работ
Самоконтроль 4 мин (3 мин выполнение задания, 1 мин проверка) Выдаёт детям схемы и цветные детали аппликации, задания для выполнения. Проводит инструкцию:
1. Внимательно прочитайте задание,
2. Соберите все части цветка с помощью двустороннего скотча.
3. Расположите названия частей цветка в правильном порядке.
Показывает на экране схемы строения цветков вишни и ржи. Предлагает оценить правильность выполнения работы в мини-группах. Называет критерии оценки.
Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля и выставьте оценки за 1 задание. Работают со схемой-аппликацией.
Часть мини-групп собирает схему цветка вишни и «подписывает» с помощью готовых карточек его органы.
Вторая часть мини-групп собирает схему цветка ржи и «подписывает» его части.
Обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя со схемой на слайде, оценивают работу.
Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля и выставляют оценки за 1 задание.
2 задание Тестирование по теме «Оплодотворение у цветковых растений»
Проверка и оценка работ
Самоконтроль 5 мин (проверка 1 мин)
Раздаёт учащимся тестовые задания.
Инструктирует по правильности их выполнения:
1. Подпишите свои фамилии на листочках с тестовыми заданиями,
2. Выберите и отметьте один правильный ответ на каждый вопрос,
3. Для учащихся, занимающихся на 4 и 5, дополнительно даются задания «Продолжить фразу»
Показывает слайд с ответами их заданиями, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.
Просит учащихся выставить оценки за 2 задание в листки самоконтроля. Отвечают на вопросы тестов.
Обмениваются карточками – заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.
Выставляют оценки за 2 задание в листки самоконтроля.
4 Изучение новой темы 1. Беседа с использованием таблиц и слайдов презентации 5 мин Демонстрирует таблицы и слайды с изображением цветущего луга, схем опыления и самоопыления.
1. Присмотритесь внимательно, в цветках идет активная жизнь: то там, то здесь можно увидеть трудолюбивых пчел и шмелей, бабочек, неповоротливых жуков, мух. Все они заняты важной работой. Какой?
2. Что означает слово "опыление"?
3. Какими способами может произойти перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика? Кто или что может помочь в этом?
4. У вас на столах находятся схемы различных видов опыления. Найдите и подпишите схему самоопыления.
5. Найдите и подпишите схему перекрёстного опыления.
Организует проверку, просит выставить отметки в лист самоконтроля за 3 задание. Рассматривают предложенные учителем схемы и изображения.
Отвечают на вопросы.
Подписывают схемы.
Выставляют оценки за 3 задание в листки самоконтроля.
2. Работа в мини-группах 7 мин (5 мин выполнение задания, 2 мин проверка) Обращает внимание учащихся на 4 задание:
1. Перед вами карточки с изображением признаков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
2. Распределите их по соответствующим конвертам.
3.Организует беседу с учащимися по результатам работы.
4. Предлагает оценить работу и проставить оценки в листе самоконтроля. Внимательно изучают розданные изображения.
Распределяют их по конвертам: «Признаки насекомоопыляемых растений» и «Признаки ветроопыляемых растений».
Выставляют оценки за 4 задание в листки самоконтроля.
3. Динамическая пауза 2 мин Предлагает учащимся провести физкультминутку. Физорг класса проводит физкультминутку.
4. Сообщения учащихся 4 мин Предлагает прослушать сообщения, подготовленные учащимися: «Приспособления к привлечению насекомых- опылителей». Два ученика делают сообщения.
Остальные – внимательно слушают.
5 Закрепление изученного материала 1. Беседа по вопросам учителя. 3мин Задаёт учащимся вопросы:
1. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?
2. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?
3. Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:
Одна пчела летит, за ней вторая.Вот целый рой, какая благодать!Летят, березки щедро опыляя,Рожь опылят – ведь им не привыкать. Какой сегодня день хороший!Ну, ветерок родной, не подкачай.Опыли-ка картофель, горошек –Будет щедрый у нас урожай!
Отвечают на вопросы.
Находят ошибки и обосновывают своё мнение.
2. Игра «Биологическая эстафета»
Проверка результатов игры 5 мин
3 мин Организует игру «Биологическая эстафета»:
1. Раздает карточки-матрицы первым ученикам каждого варианта.
2. Объясняет правила игры.
Проводит проверку.
Предлагает выставить оценки за 5 задание в листок самоконтроля. Соревнуются по вариантам, отвечая на вопросы и вписывая ответы в матрицу. Передают матрицу следующему ученику. Побеждает тот вариант, который быстрее и правильнее ответит на все вопросы.(На доске – слова для справок).
Выставляют оценки в листок самоконтроля
6 Итог урока Подведение итогов. Рефлексия 4 мин Организует беседу с классом по вопросам:
Достигли ли вы цели урока?
Что было главным на уроке?
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было интересным?
Чему научились?
Комментирует оценки.
Отвечают на вопросы.
Выставляют оценки в дневник.
7 Домашнее задание Постановка и разъяснение домашнего задания 1 мин Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием. Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз по параграфу учебника.
Приложения.
№1 Тест
«Оплодотворение у цветковых растений»
Вариант 1
1. Главные части цветка – это
а) венчик и чашечка;
б) пестик и тычинка;
в) цветоложе и околоцветник.
2. Семязачатки развиваются в
а) завязи пестика;
б) в пыльнике;
в) цветоложе.
3. Спермии образуются в результате деления
а) генеративной клетки пыльцевого зерна;
б) вегетативной клетки пыльцевого зерна;
в) клеток стенок завязи.
4. Оплодотворенная яйцеклетка называется
а) зигота;
б) гамета;
в) семяпочка.

Продолжить фразу:
- Околоплодник развивается из ……………………………………………………………………..

Вариант 2
1. В пыльниках тычинки созревают
а) пыльцевые зёрна;
б) семязачатки;
в) зародышевые мешки.
2. Пыльцевая трубка образуется в результате деления
а) вегетативной клетки;
б) яйцеклетки;
в) спермия.
3. Слияние половых клеток называется
а) опылением;
б) оплодотворением;
в) прорастанием.
4. Из зиготы развивается
а) семенная кожура;
б) эндосперм;
в) зародыш.
Продолжить фразу:
- Процесс, который открыл академик С.Г. Навашин, называется ………………………………………………………….
№ 2
Биологическая эстафета. Вариант 1.
1. Перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика называется ………………………………………
2. Перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика того же цветка называется ………………………..
3. Пыльца ветроопыляемых растений ………………………………………………………………………
4. Невзрачные мелкие цветки, как правило, принадлежат ………………………………………растениям.
5. Насекомоопыляемые цветки имеют ………………………………………………………. аромат.
6. Оплодотворённая яйцеклетка называется ………………………………………………
7. Из центральной клетки после слияния со спермием развивается …………………………………………
8. Из завязи пестика развивается ……………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………
Биологическая эстафета. Вариант 2.
1. Процесс слияния гамет называется …………………………………………………………….
2. Пыльца насекомоопыляемых растений ……………………………………………………………………………………………………..
3. Яркие крупные цветки, как правило, принадлежат ………………………………………… растениям.
4. Ветроопыляемые растения имеют ………………………………………………….. рыльца пестиков.
5. Насекомоопыляемые растения имеют ……………………………………….. у основания лепестков.
6. Из зиготы развивается многоклеточный …………………………………………………
7. Из стенок семязачатка развивается ………………………………………………. кожура.
8. Ветроопыляемые растения растут большими ……………………………………………..
№ 3

……………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………..
№ 4
ПРИЗНАКИ
НАСЕКОМООПЫЛЯЕМЫХ РАСТЕНИЙ
ПРИЗНАКИ
ВЕТРООПЫЛЯЕМЫХ РАСТЕНИЙ
№ 5
Листок самоконтроля
Фамилия __________________________________________
№ задания Оценка
Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Итог ________________